Архив новостей

Ноябрь2022

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Апшерон отдали на откуп капиталистам

Из проекта «История российской нефти» издания «Нефтянка». Продолжение.

(6 апреля 2022 06:08 , ИА "Девон" )
К 70-м годам 19 века в России сложился довольно развитый керосиновый рынок, а в Баку сформировался мощный центр нефтедобычи. Высококачественной и легкоизвлекаемой нефти здесь было очень много. Ее черпали прямо из неглубоких колодцев. Увы, несмотря на огромный ресурсный потенциал, нефтедобыча в Баку росла очень медленно. Необходим был прорыв по всем направлениям — и в технологии, и в организации, и в госрегулировании.

Экономическим механизмом бакинских нефтепромыслов была архаичная откупная система, от которой необходимо было освобождаться. В феврале 1872 года на территории Бакинской, Тифлисской, Кутаисской и Елизаветпольской губерний, а также Дагестанской и Батумской областей откупная система была упразднена. Новые правила предполагали передачу нефтеносных участков в частные руки с публичных торгов за единовременную плату.

Был разрешен беспрепятственный поиск нефти на всех свободных казенных землях Кавказа лицам всех состояний — как русским подданным, так и иностранцам. На полученном землеотводе нефтепромышленник обязан был начать разработку нефти в течение первых двух лет после получения земельного акта. Арендная плата составляла 10 рублей за одну десятину (чуть больше гектара) в год, а предельный срок аренды — 24 года. Керосинщики должны были платить акцизный налог: мелкие кустари — по 4 копейки с ведра, крупные производители — по 10 рублей в день с каждого большого перегонного куба.

Первые торги состоялись в декабре того же 1872 года. Все основные нефтеносные участки Апшеронского полуострова были разделены на 48 участков площадью 10 десятин каждый. Главным бенефициаром торгов стало крупное товарищество Василия Кокорева и Петра Губонина, получившее шесть участков в Балаханах (это поселок недалеко от Баку), где насчитывалось 48 нефтяных колодцев.

Бывший откупщик Иван Мирзоев приобрел там же, в Балаханах, четыре участка с 30 колодцами. По одному участку приобрела довольно пестрая публика, среди которой преобладали отставные военные и местные купцы, в основном, грузины и армяне. Были и представители знати — потомки княжеских фамилий Эристов, Бенкендорф, Муромцев.

Финансовые результаты торгов превзошли все ожидания министерства финансов, принеся сразу 3 млн рублей. Не в накладе остались и участники торгов. Например, фирма Кокорева и Губонина вскоре стала крупнейшей нефтяной компанией России и одной из крупнейшей в мире, примерно на уровне Shell.

По восходящей траектории развивался и бизнес других нефтяных арендаторов – например, Константина Зубалова (Котэ Зубалашвили), который создал в Баку крупное нефтедобывающее предприятие, а потом передал его своим наследникам. Они не только преумножили отцовский капитал, но и оставили заметный след в истории.

Реформа отрасли привела к тому, что бакинская нефтянка начала бурно расти, но уже скоро возникла новая проблема. Единоличные семейные предприятия, полные товарищества и товарищества на вере не могли в должной степени обеспечить приток инвестиций и рост производства. Стало ясно, что необходимо создавать полноценные акционерные общества.

О том, как на апшеронском полуострове добывали нефть еще в древние времена, читайте в публикации ИА «Девон».

ПЕРВЫЙ НЕФТЯНОЙ ХОЛДИНГ РОССИИ 

В итоге главными отечественными инвесторами в Баку стали легендарные предприниматели, одни из богатейших людей в России, Василий Кокорев и Петр Губонин. В январе 1874 года они зарегистрировали первую в России акционерную вертикально интегрированную нефтяную компанию — «Бакинское нефтяное общество», которая вскоре стала одним из главных моторов российской нефтяной индустрии.

БНО сразу же начала наступление по всем фронтам — активное бурение, строительство нового корпуса Сураханского нефтеперерабатывающего завода и приобретение судов для своего весьма обширного нефтефлота. В 1875 году нефтяники построили в Царицыне для своих нужд и приобрели у пароходчиков парусную и паровую шхуну «Василий», кусовую лодку (небольшое парусное судно – прим. Информ-Девон) и 5 барж.

Гордостью и флагманом флота «Бакинского нефтяного общества» был танкер «Сураханы», построенный на финской верфи Crichton Yard в Турку (Або) и способный перевозить 5 тыс. тонн керосина. На нефтеналивную пристань керосин подавался по трубопроводу от Сураханского завода. Труба, построенная в 1879 году, стала первым российским нефтепродуктоводом.

К концу 1870-х годов БНО стало лидером российской нефтяной промышленности, обеспечивая до трети общероссийской нефтедобычи и нефтесбыта. Сбытовой сектор общества включал в себя Бакинскую контору, 11 агентств и четыре «комиссионерства» в Рыбинске, Пензе, Вологде и Вятке. Агентства вместе со зданиями и складскими помещениями располагались в Москве, Саратове, Самаре, Царицыне, Казани, Симбирске, Сарапуле, Перми, Нижнем Новгороде, Ярославле и Астрахани.

Самые большие логистические мощности у «Бакинского нефтяного общества» были в Москве — 6 складов общей вместимостью 3500 бочек. Кроме того, московское сбытовое агентство БНО владело самой популярной в Москве керосиновой лавкой. Часть своей продукции общество экспортировало за рубеж.

Имеет БНО и заслуги перед родиной в части изобретения, внедрения и тиражирования новых технологий. На Сураханском НПЗ была смонтирована первая в России технологическая линия по получению смазочных масел из нефтяных остатков (мазута), которые ранее неоправданно назывались «отбросами» и сжигались.

В 1880-е годы «Бакинское нефтяное общество» уступило лидерство товариществу Нобелей, а затем и фирме Ротшильдов. Но, вплоть до самой революции оно уверенно занимало третье место в рейтинге российских нефтекомпаний. В капитале БНО все большую роль играли крупные иностранные инвесторы. В частности, французы, организовавшие в 1907 котировку ценных бумаг компании на Парижской бирже.

К началу Первой мировой войны годовая добыча нефти БНО составляла 25 млн пудов нефти (около 5% общероссийской добычи), общее число сотрудников — 1400 человек.
1 июня 1918 года, на основании телеграммы наркома по делам национальностей РСФСР Иосифа Сталина Бакинский совет народных комиссаров принял Декрет о национализации нефтяной промышленности. Все имущество общества перешло в руки новой власти, и на этом история старейшей российской нефтяной компании закончилась.

С ЧЕГО НАЧИНАЛИ НОБЕЛИ

В середине 80-х годов XIX века в российской нефтянке произошла смена вех. «Бакинское нефтяное общество» утратило свои позиции. Лидером отрасли на следующие 30 лет стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», или сокращенно «Бранобель».

Все началось в 1874 году, когда швед Роберт Нобель приступил к поискам нефти на Апшероне и полуострове Челекен на противоположном берегу Каспия, в Туркмении. Открыв в обеих местностях крупные залежи нефти, в следующем году Нобель построил НПЗ и начал активно развивать нефтепромыслы в Сураханах, Балаханах и Биби-Эйбате. В 1879 году было организовано товарищество «Бранобель». Его основателями были Роберт с младшими братьями Людвигом и Альфредом (тем самым, который затем учредил знаменитейшую премию), а также Петр Бильдерлинг, российский подданный.

Основной капитал общества составлял 3 млн рублей — по тем временам это была огромная сумма. В дальнейшем Роберт и Людвиг приняли российское подданство, а Эммануэль Людвигович, родившийся и выросший в Питере, ассимилировался настолько, что плохо знал шведский язык.

Заслуг у Нобелей перед новой родиной и перед нефтяной отраслью чрезвычайно много. Нобели построили первый в стране нефтепровод внешней откачки (по проекту великого инженера Владимира Шухова), магистральный нефтепровод, первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища, первые российский нефтеналивной танкер (пароход «Зороастр»), дизель-электроход (танкер «Вандал»), железнодорожные цистерны, фирменную нефтесбытовую сеть с собственным транспортом и складами, промышленную электростанцию, и так далее.

Внесли Нобели большой вклад и в нефтепереработку, причем, консультировал их Дмитрий Менделеев. Кроме того, Нобели вышли далеко за пределы нефтянки. Например, их машиностроительный завод в Санкт-Петербурге массово изготавливал лучшие в стране дизельные двигатели.

Важнейшим результатом деятельности Нобелей стало реальное импортозамещение — вытеснение с российского рынка американского керосина («фотогена»). Кроме того, Нобели превратили керосин в недорогой общедоступный продукт. Компания сделала ставку на массового потребителя, и керосином начали пользоваться все, включая весьма консервативных и небогатых крестьян. Для повышения спроса компания активно распространяла недорогие керосиновые лампы.

Важно, что компания проводила очень прогрессивную для тех лет кадровую и социальную политику. В «Бранобеле» была создана собственная система профессионального образования, для рабочих строилось благоустроенное жилье. Действовала собственная медицинская служба, которой руководила Марта Людвиговна, врач по образованию, на пару со своим мужем.

К началу Первой Мировой войны акционерный капитал «Бранобеля» составлял 30 млн рублей. В «нефтяной империи» трудились около 30 тыс. человек. В состав компании входили 13 заводов, включая 6 НПЗ, перерабатывавших 58 млн пудов нефти. Из почти 500 скважин добывалось 66 млн пудов нефти. Транспортное подразделение компании имело в своем распоряжении 43 речных судна, 14 шхун, 209 барж, а также 1400 железнодорожных вагонов-цистерн.

После революции 1917 года огромные активы Нобелей были национализированы большевиками. Основной владелец компании — Эммануэль Нобель — уехал жить на родину предков — в Швецию. Напоследок — еще одна интересная цифра. В капитале фонда Нобелевской премии до сих пор доля средств, полученных сто лет назад от деятельности «Бранобеля», составляет около 12%.

(продолжение следует)

Поиск по теме: история, Аукционы тендеры

 

к следующей новости раздела

7 апреля 2022

Долгая предыстория "Второго Баку"

к предыдущей новости раздела

5 апреля 2022

Какими были первые русские капиталисты-нефтепромышленники

к следующей новости главной ленты

6 апреля 2022

Избежать «повторного бурения» нефтескважин позволит подвеска обсадного хвостовика

к предыдущей новости главной ленты

6 апреля 2022

Интерактивная база скважин упростит работу геофизиков