Нефтяные колодцы бакинских промыслов
Как технологии нефтедобычи развивались с древних времен и до 18 века.
(8 февраля 2021 10:31 , ИА "Девон" )Сегодня, в эпоху
всеобщей цифровизации нефтегазовой сферы, сложно представить, что люди веками
вручную добывали углеводороды в тяжелейших условиях. Об этом говорится в книге
«Нефтепромышленник Надыр Уразметов и нефть Татарстана», которую выпустило
издательство «Рухият» Благотворительного фонда ПАО «Татнефть». Авторы
научно-популярного труда - известные краеведы Рафик АМИРХАНОВ и Ильдус
ГАБДУЛЛИН. Редактором выступила заслуженный работник культуры РТ Софья
ГАРИФУЛЛИНА. Информагентство «Девон» приводит отрывки из этой книги.
НЕФТЕПРОМЫСЛЫ ПЕРСИИ
В древности добыча
нефти сводилась к простому сбору, в основном с открытых водоемов – рек и озер,
что не требовало сложных устройств. Благодаря различию в удельном весе нефть
вытеснялась водой на поверхность, с которой требовалось ее только снимать, что можно
было делать даже простыми метелками. Объем добычи был небольшим, так как никаких
мер к увеличению притока нефти со дна предпринять было невозможно.
Для накопления нефти
на поверхности движущегося потока воды требовались лишь перегородки с проходом
для воды в нижней части. Этот древний и пока еще надежный способ сбора нефти
применяется и в настоящее время. Например, в нефтеловушках на реках для
улавливания нефти и нефтепродуктов на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах,
в акваториях.
Нефтепроявления
происходят и на поверхности земли, когда нефть просачивается на поверхность по
трещинам обнаженных горных пород, в природных ямах. Эти нефтепроявления
натолкнули человека на мысль о рытье ям-сборников наподобие колодцев, а не
только на сбор нефти с поверхности водоемов и земли. Для этого требовалось лишь
углубиться в землю на определенную глубину, что технически было совсем не
сложно.
Население стало
копать колодцы и черпать, т.е. добывать оттуда нефть. Это и есть добыча нефти
колодезным способом, прошедшая долгий путь от античных времен до XX в. н.э.,
вплоть до совершенства бурения скважин. Наиболее древнее упоминание о колодезной
добыче нефти имеется в трудах отца истории Геродота «История в девяти книгах». В
ней он, описывая события V в. до н.э. в Месопотамии, упоминает об «известных
колодцах» в области Кассии, в поместье Дария I под названием Ардарика. Это недалеко
от современной ирано-иракской границы.
Из колодцев асфальт
добывался зачерпыванием с помощью колодезного журавля. К нему привязывалось
ведро (половина винного бурдюка, кожаного мешка). Погрузив бурдюк, зачерпывали
жидкость и выливали в сосуд, где она разделялась (разлагалась) на три составные
части: асфальт, песок и жидкость. То есть уже в античное время была решена
технология сепарации асфальта и нефти. Персы называли асфальт (нефть) –
«раданака».
Колодезный способ
добычи нефти на полуострове Апшерон особо не отличался от античного времени, потому
что этот регион в различные эпохи находился в персидском владении. Нефтяные
колодцы принадлежали Персии.
Из свидетельства
французского монаха-миссионера Журдена Каталани де Северака, проезжавшего
примерно в 1320 г. через Апшерон и Иран: «И в одном месте, называемом Баку,
вырыты колодцы, откуда добывают и извлекают масло, называемое «нафт». Это масло
очень горячее и целительное, и поистине оно хорошо горит».
ЗАЧЕМ НУЖНО ПЕТЬ В
КОЛОДЦЕ?
Кратко о технике
сооружения нефтяных колодцев, которое было довольно рациональным. Эйхвальд в сочинении
«Reise auf dem Caspischen Meere und Caucasus» в 1825 г. описал их сооружение на
Апшероне: «Для добычи нефти устроены 16 колодцев. Для того, чтобы нефть могла
лучше в них собираться, внутри они устроены широкими, вверху, напротив, узкими
не более фута в диаметре. Они прикрыты плотно прилегающими покрышками, чтобы
нефть не могла испаряться. Во многих колодцах собирается белая нефть с водой,
каждый колодец дает неопределенное количество нефти – более летом, менее зимой».
При рытье колодца
сначала рыли яму наподобие «обращенного конуса до самого нефтяного пласта». Пo
бокам ямы делали уступы для облегчения выноса земли. На дне клали четыре
толстых бруса, соединенных в замок и имеющих внизу вырубленные отверстия для
притока нефти.
На этих брусьях возводили
стены из толстых досок или бревен венцами, связанными в замок. В нижних венцах колодца
делали отверстия для притока нефти. С внешней стороны венцы обкладывались слоем
полыни или камыша толщиной 50–75 мм, выполняющего роль фильтра. Наверху колодец
делали диаметром 0,7–1 м, а в основании большим для скопления нефти и удобства
чистки.
Глубина колодцев была
небольшой, самые глубокие достигали до 27,7 м. Было трудно вырыть более
глубокую яму и соорудить прочный колодец в разрыхленной почве, пропитанной
нефтью. В песчаных грунтах яма делалась диаметром вдвое большей глубины.
Боковины ямы делали наклонными под углом примерно 45 градусов, чтобы грунт не
осыпался. Стены неглубоких колодцев обкладывались камнем. Форма колодцев была квадратной
или круглой, напоминавшей кувшин.
Стенки с
незначительным притоком нефти укрепляли плетнем. В местности, затопляемой
водой, сруб колодца поднимался над поверхностью земли, и вокруг него делалась
насыпь – обваловка. Устье колодца закрывалось досками, над колодцем сооружался
навес. Контроль за работником, который копал колодец (жив – не жив)
осуществлялся просто – копающий обязан был непрерывно петь песни.
Колодцы оборудовались
как для вычерпывания нефти вручную (на неглубоких колодцах), так и для
использования «конных машин» (на глубоких). Для вычерпывания вручную над
колодцем устанавливали ручной ворот. Работали 3 человека: двое вращали ворот,
третий управлял веревкой, чтобы ведро не билось о стенки колодца, и выливал
нефть из ведра. Для вычерпывания нефти из глубоких колодцев посредством «конных
машин» над колодцем устанавливали блок, через него проходила веревка. К ее
концу посредством железного кольца привязывали кожаное ведро, к нижней части
которого привязывали конец другой веревки.
Обе веревки
завязывали в середине деревянного валика, к нему припрягалась лошадь. Длина
веревок выбиралась такая, чтобы кожаное ведро при подъеме перегибалось на две
половины. Ведро делали из шкуры, ее края подшивали к кольцу.
К кольцу прикрепляли
две железные дуги, сходящиеся наверху под прямым углом, для привязывания к ним
веревки. Кожаное ведро вмещало до 80 кг нефти.
Колодцы требовали
периодического ремонта и очистки. С уменьшением притока нефти для очистки в
колодец опускали на веревке рабочего, и он руками собирал грязь со дна колодца
в ведро, спущенное на другой веревке. В глубоких и узких колодцах чистить было
особенно трудно. Рабочий мог находиться в колодце не более одной минуты, егo
поднимали «полумертвым». Когда рабочий начинал задыхаться из-за недостатка
воздуха в колодце, он подавал сигнал. На смену опускали другого. В некоторых
колодцах для спуска на дно устраивали в углу лестницы.
Оплата труда рабочих
производилась с ведра вынутой грязи. При такой системе оплаты рабочий собирал
не только грязь со дна колодца, но и землю. Работы не проверялись, так как
никто не решался спускаться в тесные и удушливые колодцы.
«ТАНКЕРЫ» МЕЖДУРЕЧЬЯ
1720-е гг., при
захвате Петром I Бакинских промыслов, русские близко познакомились с колодезным
способом добычи нефти в Баку. Позднее, при присоединении края к Российской
империи, они внесли некоторые новшества. Колодезное извлечение было и в других
регионах, например в Тамани, но при помощи метлы из бурьяна. Ее опускали в
колодец и выжимали из нее нефть над ведром.
До конца XVIII в.
добыча нефти производилась из ям, не имевших крепления стенок. Технология была
такая же, однако имелась своя добывная специфика. В ямах скапливалась вода с
плавающей на ее поверхности нефтью. Рабочие перемешивали воду в ямах граблями,
чтобы нефть быстрее поднималась на поверхность воды, и вычерпывали ее. Работа
была тяжелой и опасной, например, во время рытья ям стенки часто обваливались и
засыпали рабочих.
Следует особо
отметить, что Баку является родиной колодезного способа добычи нефти, что
подтверждается историческим фактом. В Балаханах с 35-метровой глубины
заброшенного колодца был поднят камень с надписью о том, что этот колодец сооружен
мастером Мамед-Нуроглы в 1594 г.
Перевозка
драгоценного продукта природы – битума, асфальта и нефти – велась всеми
доступными транспортными средствами: водным путем, на верблюдах, на конях.
Например, за 4–6 тыс. лет до н.э. добываемая в Иди на реке Евфрат смола
сплавлялась вниз по Евфрату к его устью, где располагался город Ур. Здесь при
постройке гoрода этот продукт применялся в качестве цемента.
Для перевозки нефти
строили специальные лодки из стволов акаций и веревок, обмазываемых асфальтом.
Грузоподъемность этих «танкеров» достигала около 5 тонн. Первоначально их
делали круглыми, но затем было установлено, что удобнее пользоваться вытянутыми
лодками с килем. Получается, что в античные времена речники Евфрата
пользовались нефтеналивными судами.
Это тем более
удивительно, если вспомнить, что первая нефтеналивная баржа была спроектирована
и построена Владимиром Григорьевичем Шуховым лишь в конце XIX века. «Мореходное»
качество «танкера» было низким, скорость была небольшая, приводилась в движение
веслами. «Танкер» был неуклюж и сплетен из прутьев. Но это было судно своего
времени, предназначенное для перевозки на довольно значительные расстояния. Такие
суда ходили не только на Евфрате, но и других реках, на Хазарском (Каспийском)
море, перевозя белую нефть и другие ее виды…
О том, как нефть применяли в древнюю эпоху – от фараонов до татаро-монголов, читайте в материале ИА «Девон» "Напалм, бальзам и «огонь неутомимимый".
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |