Кладовщики запасов нефти
Краткий курс истории нефтегеологии Татарстана. Часть 3 (окончание, предыдущая часть здесь ).
(10 августа 2018 12:39 , ИА "Девон" , Анвар Маликов)
ЕЩЕ ОДНО ИСПЫТАНИЕ
Непростые времена снова настали, когда в 2000 году в связи с изменениями в налоговом кодексе произошло перераспределение НДПИ в пользу федерального центра. Это привело к резкому сокращению работ, до этого финансировавшихся из Фонда ВЗМР (воспроизводства запасов минеральных ресурсов).
«В этих условиях выручила разнонаправленность и многоплановость нашей деятельности, - вспоминает Накип Гатиятуллин. - А генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов предложил управлению работу - пробную эксплуатацию отдаленных поисково-разведочных скважин методом сваба или насосами. Это было большим испытанием для управления, и оно его выдержало. Цех буровых работ почти превратился в цех по добыче и пробной эксплуатации».
Всё же из-за отсутствия заказов пришлось ликвидировать Альметьевскую экспедицию с её базой. Была преобразована Казанская геологическая экспедиция. По родственным, выполняющим однотипные работы отделам были созданы научно-производственные центры, которые успешно работают до сих пор.
ЧТО В ЗАПАСАХ?
Только за последние 5 лет специалистами ТГРУ были подсчитаны и поставлены на баланс запасы по более чем 180 месторождениям нефти и битумов, в результате восполняемость добычи «Татнефти» составила 101,7%. Надо сказать, многие годы плановый прирост запасов по компании обеспечивается именно в ходе подсчёта и пересчёта запасов, выполняемых в ТГРУ.
В 2014 году выполнена работа по изучению ресурсного потенциала сланцевой нефти – подсчёт запасов доманиковых отложений Бавлинского месторождения, на котором «Татнефть» одной из первых в России, занялась разработкой так называемой матричной нефти. Специалистами ТГРУ поставлено на баланс свыше 25 млн тонн льготируемой нефти впервые в истории страны при условии полного отсутствия регламентирующей базы.
В последние годы оперативно пересчитываются запасы СВН, обосновывается вязкость нефти по таким залежам.
Предприятие, применяет собственные новейшие технологии, являющиеся импортозамещающими, ряд из них являются базовыми для геологической отрасли – это запатентованные геохимические методы разведки, прогноза нефтегазоносности.
Новейшие технологии разведки месторождений и поиска нефти, разрабатываемые в управлении, существенно сокращают бурение пустых скважин. С 2000 года, по результатам работы Татарского геологоразведочного управления опубликовано 18 монографий и более 500 научных статей.
И БИТУМ, И ГИПС
Сегодня перед ТГРУ стоит трудная, но интересная задача: изучение плотных коллекторов, исследование нефтегазоносности кристаллического фундамента, наращивание ресурсной базы сверхвязкой нефти (природный битум). Об этом сказал Ренат Муслимов в ходе состоявшейся в Казани научно-практической конференции, посвященной 25-летию ТГРУ и 80-летию его предшественника — Геологического управления Татарской АССР.
Предприятие не стоит на месте, рассказал автору этих строк начальник ТГРУ Рамиль ГАТИЯТУЛЛИН. Так, в 2016 году появилось новое направление – служба землеустройства: «ведем работу по отводу земель для бурения скважин, работаем с землепользователями», отметил Рамиль Накипович.
Кроме того, управление проводит активную работу по размещению попутных вод, образующихся при нефтедобыче. Большие перспективы есть по твердым полезным ископаемым. Например, в 2017 году ТГРУ подсчитало запасы и поставило на баланс уникальное по масштабам РФ месторождение гипса на 100 млн тонн в Камско-Устьинском районе. Ввод в эксплуатацию Байматского месторождения позволит удовлетворить потребности Татарстана в гипсовых стройматериалах, увеличив объемы производства в 3-5 раз.
Среди инновационных разработок Рамиль Гатиятуллин назвал георадарное зондирование, геохимические, легкие методы, с помощью которых можно определять нефтенасыщенность. «Это гораздо дешевле, чем традиционными методами», отметил он.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИИ
Сегодня основная доля заказов приходится на «Татнефть», среди которых - подсчет запасов, составление проектов геологоразведочных работ… Но ТГРУ находит применение своему потенциалу в Чувашии, Калмыкии, Коми, Оренбургской, Самарской, Ульяновской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, а также далеко за пределами России. Предприятие занималось поиском алмазов в Архангельской области, золота - в Монголии, пресных вод - в Иране, геосейсмическими исследованиями в Ливии, Сирии. Есть опыт работ и в Турции, Боливии…
Теперь предстоят исследования в Узбекистане. Дело в том, что Национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз" до 2020 года инвестирует крупные суммы в геологоразведочные работы по поиску тяжелой нефти на юге и востоке Узбекистана. Холдинг приступил к реализации программ ГРР на поиск залежей тяжелой нефти и битумов в пределах Корсаглы-Дасманагинской зоны.
Проводить работы татарстанское предприятие будет полностью своими силами и при помощи собственных разработок, рассказал главный геолог ТГРУ Сергей ВОЙТОВИЧ. Речь идет о геологическом изучении Корсаглы-Дасманагинской зоны и площади Бешарча Сурхандарьинского региона Узбекистана. Узбекскую сторону интересует возможное наличие там месторождений тяжелых нефтей и природных битумов, а выбор «Татнефти» определен имеющимся у неё опытом в изучении сверхвязкой нефти.
«Это сложный район рядом с Туркменией: здесь невозможно вести сейсморазведку из-за гористой местности, во-вторых, близко граница, и буровзрывные работы запрещены», - отметил С.Войтович. У ТГРУ же имеется собственный запатентованный метод геохимических исследований на основе принципа пассивной абсорбции.
«Участок не изучен, ничего там не делалось, известно только, что здесь сходная с ближайшим месторождением структура, один тектонический элемент», - сказал также он.
Для выполнения задачи может быть использован комплекс геофизических и геохимических методов, используемых в Татарстане для обнаружения благоприятных ловушек, выделения отдельных структур, их применение с целью определения нефтегазоносности. Поскольку, только часть структур, выявленных геофизическими методами, оказываются промышленно нефтеносными, важное значение имеет применение методов прямых поисков и прогнозной оценки подготовленных объектов до вскрытия их скважинами. В данном случае, таким прямым методом является геохимический способ поиска углеводородов методом пассивной адсорбции.
«Наша задача - оконтурить этот участок, показать наличие или отсутствие углеводородов, - сказал главный геолог. - Для этой работы будут привлечены только собственные специалисты ТГРУ, приобретается оборудование самого высокого качества».
ЗАКОНОДАТЕЛЬ МОДЫ
Сегодня ТГРУ считается «законодателем моды» в сфере геологического изучения залежей битумной и доманиковой нефти, считает главный геолог – заместитель генерального директора «Татнефти» Раис ХИСАМОВ. Созданная система геодинамического мониторинга на Ашальчинском месторождении СВН является одной из лучших. Что касается такого направления работы, как подсчет запасов, «лучшего предприятия в части методического сопровождения этих работ, наверное, нет в РФ», полагает главный геолог.
Передовиком Раис Салихович назвал ТГРУ в вопросах экологии, поиска пресных вод, геохимии. Одно из немногих, оно использует поиск легкими методами для определения перспектив нефтегазоносности территорий. Занимается управление и твердыми полезными ископаемыми.
Татарское геологоразведочное управление останется базовым предприятием не только для «Татнефти» и Татарстана, но и для всей геологии России, считает Раис Хисамов. По его словам, в масштабах страны оно стало примером того, как одно геологическое подразделение может производить полный комплекс геологоразведки как в области традиционной нефтепоисковой геологии, так и в области прикладных работ.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: ТГРУ, история, Татнефть, Татарстан нефтедобыча