Борьба с «собачьими ящиками» на нефтепромыслах и ломка буровых устоев
Как нефтяники советской Татарии перенимали передовой опыт Героя Соцтруда.
(
7 марта 2023 06:05 , ИА "Девон" )
Недавно специалисты «Татнефти» разработали новый эффективный алгоритм ввода скважин после бурения. Удвоить строительство скважин удалось благодаря оптимизиации логистики, управления. Также были разработаны
новые схемы бурения и крупноузловой сборки оборудования.
В этой связи интересен опыт более чем 60-летней давности в этой сфере. Еще в 1960 году, на заседании Татсовнархоза и Президиума Татарского областного совета профсоюзов был рассмотрен опыт работы буровой бригады мастера, Героя Социалистического Труда Михаила Петровича ГРИНЯ. Об этом пишут «Нефтяные вести» (Наиля ГАНИЕВА и Рамис АМИНОВ).
Было отмечено, что буровая бригада Азнакаевской конторы бурения треста «Альметьевбурнефть», возглавляемая Михаилом Гринем, достигла невиданных для восточных районов страны результатов. За предыдущий год она пробурила 30307 м.
Буровая бригада рационально использовала мощности бурового оборудования, возможности турбобура и долот, улучшала качество баланса времени за счет сокращения периода на спуско-подъемные операции и вспомогательные работы. За счет этого была достигнута среднегодовая скорость в 2657 метров на станко-месяц при производительном времени 82,2%.
Михаил Гринь — один из наиболее ярких представителей плеяды прославленных буровиков первых десятилетий освоения нефтяных месторождений республики. Он родился 10 марта 1924 года в Украинской ССР. В 15 лет устроился работать токарем. В 1941 году семья будущего буровика была эвакуирована в Дагестан. Гринь два года служил в армии до конца 1945 года. С 1948 года его трудовая биография связана с нефтяной промышленностью Татарстана. Первую скважину его бригада бурила недалеко от села Азнакаево. С апреля 1952 года жизнь молодого бурового мастера навсегда оставалась связана с этим городом.
При высоком темпе проводки скважин буровая бригада мастера Гриня практически не имела «окон». В 1959 году она отработала в бурении 343 дня, затрачивая на подготовительно-заключительные работы и переезд до 1,2 суток на скважину. Благодаря этому среднегодовая цикловая скорость бурения достигла 2500 м/ст. мес.
За два года до этого Михаил Гринь нашел в себе смелость и инициативность сломать устоявшиеся традиции бурения, а также сумел донести свои идеи до высокого руководства. Буровики перестали выполнять значительный объем работ, не относящихся непосредственно к проходке, пробурив почти 25 тысяч метров породы.
Эти цифры уже были рекордом. Но Михаилу Петровичу (а его к этому времени уже наградили званием Героя Социалистического Труда) и этого было мало. Не успокаиваясь на достигнутых показателях, буровой мастер, следуя патриотическому почину ткачихи Валентины Гагановой, перешел в самую отстающую бригаду.
В том же году коллектив выполнил годовой план, а в 1960 году пробурил 32400 метров, намного перекрыв плановое задание. В 1961 году эта же бригада пробурила 36194 метра, что явилось еще одним рекордом среди проходчиков Татарстана. Что касается рекорда 1959 года, учитывая трудовые заслуги бригады, Татсовнархоз и областной совет профсоюзов постановили обобщить этот опыт работы. Он был широко освещен во всех буровых бригадах и конторах бурения.
За достижение наилучших технико-экономических показателей среди буровых и вышкомонтажных бригад и предприятий совнархоза было решено премировать бурового мастера Гриня легковой автомашиной «Москвич», бурильщиков — мотоциклами, остальных членов бригады — радиоприемниками и радиолами. Членов бригады вышкомонтажников Я.С. Вагапова удостоили именными часами.
Кроме того, в постановлении есть пункты о выделении в распоряжение директора Азнакаевской конторы бурения Н.И. Курышева персональной машины «Волга», о награждении работников конторы бурения треста «Альметьевбурнефть» памятными подарками. Постановление подписано председателем совнархоза Татарского экономического района Алексеем ШМАРЕВЫМ и председателем Татарского областного совета профсоюзов Абдулхаком БАДЫГОВЫМ.
В памяти нефтяников Татарстана Михаил Гринь остался не только как первоклассный мастер-новатор, но и принципиальный и смелый человек. Подтверждения этого найдутся в воспоминаниях заслуженного геолога РСФСР Романа СУМБАТОВА, которые были опубликованы в книге «Три миллиарда. История».
На одном из Всесоюзных совещаний в Москве Гринь рассказал об опыте буровиков республики. А потом добавил, что есть еще кое-какой опыт, который не хотелось бы распространять по всему Союзу. «На вахту добираемся в крытых машинах, их прозвали у нас «собачьими ящиками», — перед большим начальством произнес он. — А едем на расстояние 40-50 километров. Мы даем стране богатство, неужели нельзя каждой буровой вахте дать приличный автомобиль?»
В перерыве к буровому мастеру подошел член Политбюро Виктор ГРИШИН и пожурил его, отметив, что «собачьи ящики» в выступлении были лишними. Тем не менее, совсем скоро бригады получили 19 новеньких вахтовых машин. До последних дней своей жизни Михаил Гринь был рядом с родным коллективом, став его легендой. Оставил яркий след в «Татнефти» и брат Михаила Петровича — Матвей Петрович — лауреат Государственной премии СССР (1977 г.).
А о том, как юго-восток Татарии стал полигоном для новых технологий нефтедобычи в советское время,
можно прочитать здесь.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: бурение, история, Татнефть