Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Топливные планы Казахстана - от премиального рынка Афганистана до экономной Украины

(23 мая 2019 16:52 , ИА "Девон" )
 
Казахстан планирует в ближайшее время начать экспорт бензина Аи-92. Компании были готовы начать поставки продукта еще в конце 2018 г. Однако этому помешали затянувшееся согласование условий экспорта с Киргизией и необходимость изменения казахстанско-российских соглашений. В качестве основных рынков сбыта Аи-92 рассматриваются страны Центральной Азии. Изучается возможность поставок в Европу. Об этом говорится в исследовании компании Argus, подготовленной к конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2019» (Алматы, 27-28 июня). ИА Девон приводит этот материал с сокращениями.

КАЗАХСТАНСКИЙ РЫНОК
Стоимость бензина Аи-92 на внутреннем рынке Казахстана с января по май сократилась в среднем на 7% на фоне накопления крупных запасов продукта. В текущем году участники рынка не ожидают резкого повышения спроса на бензин на рынке страны.
Суммарный профицит бензина в Казахстане в текущем году может составить 233—600 тыс. т.

В начале года предполагалось, что заводы в Атырау, Чимкенте и Павлодаре выпустят в 2019 г. в общей сложности 3,88 млн т бензина Аи-92 класса Евро-4. Спрос на него мог составить около 3,84 млн т. В январе — марте казахстанские НПЗ произвели 921,8 тыс. т бензина, что на 12,6% больше, чем за первые три месяца 2018 г. Запасы Аи-92 на нефтебазах Казахстана к концу марта снизились до 234,6 с 303,4 тыс. т.

При этом все крупные заводы сообщали о наличии избыточных запасов продукта в своих резервуарах. К началу марта эти объемы составляли примерно 100 тыс. т. Чтобы избежать затоваривания хранилищ, Атырауский и Чимкентский заводы в I квартале останавливали работу установок каталитического крекинга. Это приводило к снижению выпуска светлых нефтепродуктов.

Для улучшения экономики зарубежных поставок Аи-92 из Казахстана необходимо снизить ставку экспортной пошлины, которая сейчас составляет $168,88/т. В качестве одного из вариантов рассматривается введение плавающей ставки по аналогии с нефтяной пошлиной. Вероятно, коэффициент пошлины на экспорт бензина будет составлять 0,9 к нефтяной ставке. В апреле экспортная пошлина на нефть из Казахстана составляет $65/т.

РЫНОК СРЕДНЕЙ АЗИИ
Железнодорожные поставки топлива в направлении Центральной Азии отличаются невысокими транспортными затратами. Кроме того, на рынки сопредельных стран компании могут отгружать небольшие объемы бензина в рамках спотовых контрактов. В мае торговая активность в Центральной Азии может снизиться во время Рамадана до 3 июня. Импортеры предпочитают формировать запасы топлива до наступления Рамадана, после чего закупки снижаются. Однако с июня поддержку ценам на автобензин окажет активизации спроса в Центральной Азии из-за сезонного увеличения автоперевозок.

Одним из наиболее перспективных направлений экспорта казахстанского бензина является рынок сопредельной Киргизии, зависящий от российского топлива. Казахстан и Киргизия с августа прошлого года обсуждают соглашение, которое позволило бы экспортировать бензин. Компании планировали с начала года отгружать в Киргизию 50—60 тыс. т/месяц Аи-92 без уплаты казахстанской экспортной пошлины. Однако пока нерешенным остается вопрос возможного реэкспорта казахстанского топлива из Киргизии. В прошлом году Киргизия увеличила импорт бензина до 500,9 тыс. т с 437,3 тыс. т — в 2017 г. Часть ввозимого топлива поставлялась автоцистернами в Таджикистан.

Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», к началу апреля средний уровень цен на Аи-92 в Киргизии вырос $425 до $470 с начала года. Стоимость продукта увеличилась на фоне повышения цен российскими заводами, однако импортеры воздерживались от активных закупок топлива. При этом в I квартале в Киргизию автоцистернами поставлялось около 10—15 тыс. т/месяц бензина из Казахстана, что сдерживало рост цен на местном рынке.

Таджикские компании также воздерживались в январе — марте от активных закупок железнодорожных партий российского Аи-92. Они предпочитали использовать накопленные запасы, а также топливо из Киргизии. Таджикистан импортировал в прошлом году 173 тыс. т бензина по сравнению со 176,5 тыс. т в 2017 г.
Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», за квартал средний уровень цен на Аи-92 в Таджикистане вырос с $521 до $531.

Пока неизвестно, будут ли поставки казахстанского бензина в Таджикистан облагаться экспортной пошлиной. Казахстанские экспортеры также рассчитывают на поставки Аи-92 в Узбекистан. Однако узбекские компании импортируют минимальный объем продукта. В январе — феврале в страну было поставлено около 400 т бензина производства Пермского НПЗ («ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»).
При этом производство бензина на узбекских НПЗ в 2018 г. выросло до 1,15 млн т с 1,13 млн т годом ранее.

Наиболее премиальным рынком для казахстанского бензина в Центральной Азии является Афганистан, полагают трейдеры. Кначалу апреля средний уровень цен на Аи-92 в Афганистане вырос до $755—785/т (fca Акина/Хайратан) с $710—755/т в начале января. Фактические расходы поставщиков, возникающие при отгрузках топлива через северную границу Афганистана, оценивались участниками рынка в I квартале в $150/т. На афганском рынке казахстанским компаниям придется конкурировать с экспортерами туркменского и недорогого иранского бензина. Через северную границу Афганистана поставляется 275— 300 тыс. т/год бензина.

УКРАИНА И ПРИБАЛТИКА
Альтернативой поставкам в Центральную Азию для экспортеров могут стать железнодорожные отгрузки Аи-92 в Украину, а также в направлении черноморских или балтийских портов. При поставках в Европу экспортеры предпочитают формировать крупные партии продукта, что, как правило, могут обеспечить в основном крупные торговые компании. Вероятно, казахстанский бензин покупатели смогут смешивать с другими сортами продукта и отгружать его танкерами.

Котировки баржевых партий бензина Eurobob oxy, публикуемые в издании Argus European Products, выросли за квартал в среднем с $482/т до $666/т (fob Амстердам — Роттердам — Антверпен, АРА). Летние месяцы обычно характеризуются высоким спросом на бензин. Поэтому цены на европейском рынке продолжат расти в ближайшее время. Дополнительную поддержку котировкам топлива могут оказать и арбитражные поставки бензина в США, страны Западной Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Поставка крупных партий, в том числе на условиях долгосрочных контрактов, может отчасти нивелировать более высокие транспортные затраты на этих маршрутах по сравнению с экспортом в Центральную Азию. При поставках в Черноморский регион экспортеры могут переваливать казахстанский бензин в портах Тамань, Азов, Кавказ и Новороссийск. В настоящее время эти терминалы работают в основном с другими видами нефтепродуктов. При отгрузках в Балтику поставщики могут доставлять Аи-92 на терминалы в Усть-Луге, Вентспилсе, Риге, Клайпеде и Таллине.

Железнодорожные поставки продукта в порты Балтики могут осложняться необходимостью согласования такого транзита с российской стороной. РЖД после образования Евразийского экономического союза установила для казахстанских компаний, поставляющих нефтепродукты в российские порты, более низкие экспортные тарифы вместо транзитных. Фактически казахстанские компании при отгрузках топлива в порты России начали оплачивать перевозку по тем же экспортным тарифам, что и российские компании. Это позволило увеличить привлекательность российского направления и привело к росту поставок казахстанского мазута и вакуумного газойля через российские порты.

Интерес для Казахстана может представлять и рынок Украины. Согласно техрегламенту, на украинском рынке возможна реализация моторных топлив не ниже класса Евро-5. Их производство в Казахстане пока ограничено. Украина в прошлом году сократила импорт бензина Аи92 на 102,5 тыс. т относительно 2017 г., до 430,2 тыс. т. Это объяснялось продолжающимся переходом владельцев бензиновых автомобилей на сжиженный газ.

В основном на рынок Украины поставлялся продукт белорусских НПЗ, а также местный 92-й бензин. В текущем году в Украине сохранится тенденция на снижение потребления бензина Аи-92. На местном рынке он будет замещаться импортными объемами Аи-95. Котировки белорусского Аи-92 выросли за 3 месяца с $468,60/т до $653,50/т.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Мероприятия, Казахстан, бензин автомобильный, Украина, Транспорт, цена бензина, Налог, Узбекистан, Argus

 

к следующей новости раздела

28 мая 2019

Топливный рынок: экспорт по-прежнему привлекательнее

к предыдущей новости раздела

18 мая 2019

Башнефть ищет оценщика для продажи трети своих заправок

к следующей новости главной ленты

23 мая 2019

В нефтегазохимическом комплексе Татарстана за 4 года производство выросло на 8%, а средняя зарплата - на 32%

к предыдущей новости главной ленты

23 мая 2019

В Татарстане опробуют новые способы переработки осадка сточных вод