Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как в СССР начиналась добыча на шельфе

«Нефтяные камни» и другие морские мега-проекты.

(25 октября 2022 07:05 , ИА "Девон" )
Сегодня на фоне дефицита энергоносителей в Европе руководство Азербайджана намеревается увеличить поставки голубого топлива в Евросоюз. Причем не только за счет собственной добычи, но и за счет транзита. Не так давно Азербайджан и Иран подписали меморандум об увеличении в два раза своповых поставок газа из Туркменистана. Голубое топливо из бывшей советской республики стал поступать в Европу с начала 2021 года. Все это стало возможным благодаря активному освоению шельфа во времена СССР. Об этом пишет Григорий ВОЛЧЕК в издании «Нефтянка». Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ОФФШОРНАЯ ДОБЫЧА.

Первая специализированная структура по освоению морского нефтяного шельфа в СССР была создана в 1949 году. Тогда в структуре союзного Миннефтепрома появилось Главное управление по разведке и разработке морских месторождений нефти — Главморнефть. Начальником нового главка и одновременно заместителем министра стал Сабит Оруджев. В состав Главморнефти вошли объединение «Азморнефть», тресты «Дагнефть» и «Дагнефтегазразведка», Астраханский судостроительный завод «Красные баррикады» и Избергский ремонтно-механический завод.

«Азморнефть» была весьма мощной организацией. Кроме промысловых, геологоразведочных и строительных предприятий, в нее входили полноценное пароходство со 150 судами, включая мощные плавучие краны, НИПИ «Гипроморнефть», Бакинский завод металлоконструкций, мореходная школа и учебный комбинат. Главморнефть работала очень успешно, открыв на Каспии более десяти месторождений. Крупнейшее из них — Нефтяные Камни — надолго стало главной ресурсной базой советского Азербайджана.

В послевоенные годы основной акцент в развитии нефтяной промышленности Азербайджана был сделан на морские месторождения. И в первую очередь — на Нефтяные Камни (Нефт Дашлары) с начальными извлекаемыми запасами более 200 млн тонн нефти.

Добыча на месторождении началась в 1951 году (об этом ИА «Девон» писало здесь). Через 15 лет она достигла пика в 7,6 млн тонн нефти в год. Нефтяные Камни, дававшие большую часть азербайджанской нефти, стали крупнейшим в Европе морским нефтяным месторождением. Именно здесь впервые в стране и мире были отработаны многие оффшорные технологии. Там же была создана первоклассная школа подготовки инженерно-технических и научных кадров для всех морских нефтепромыслов Советского Союза.

Успешное освоение Нефтяных Камней стало мощным драйвером геологического изучения Каспия. В 1965 году Бакинский судоремонтный завод «Каспморнефтефлота» построил первую в СССР плавучую установку для структурно-поискового бурения «Апшерон». Она стала оконтуривать крупный блок недавно открытых офшорных месторождений Бахар – Сангачал – Дуванны – Булла (ныне Хара-Зыря). Большая часть этих залежей, расположенных недалеко от побережья, было продолжением сухопутных месторождений. В течение следующих 10 лет все эти участки были введены в промышленную разработку.

Параллельно азербайджанские геологи вели изучение каспийской акватории у берегов Дагестана. Там в 1950-70-х годах были открыты месторождения Изберг-Избербаш, Инчхе-море, Арабляр-море, Дербентское, Димитровское, Восточное и Ялама-Самур. Работали азербайджанцы и у берегов Туркмении, на Челекене, и даже на шельфе сопредельного Ирана. С последним было подписано соответствующее советско-иранское межправительственное соглашение.

Освоившись на мелкой воде, геологи вышли на глубоководье и вскоре добились впечатляющего успеха, открыв крупное месторождение 28 Апреля. Это название дали в честь даты восстановления Советской власти в Баку. В настоящее время месторождение называется Гюнешли. В 1977 году на этом участке с глубиной моря 84 метра была установлена первая в СССР стационарная глубоководная платформа. В 1980 году месторождение было введено в эксплуатацию.

ОСВОИМ ШЕЛЬФ К 2000 ГОДУ!

В 1954 году Главморнефть расформировали, а вопросы развития шельфа ушли на второй, и даже третий план. Все ресурсы отрасли были брошены на ускоренную разработку недавно открытых крупных месторождений Урало-Поволжья — Ромашкинского, Мухановского, Бавлинского, Кинзебулатовского, Яринского, Жирновского и ряда других.

Спустя четверть века, в конце 1970-х годов, о шельфе вспомнили снова. В то время на советском шельфе ежегодно добывалось 8 млн тонн нефти (из них 7 млн тонн — на Нефтяных Камнях), что составляло менее 1,5% общесоюзной добычи. При этом в мире в целом на шельфе добывалось 20% всей нефти. Отставание было налицо, и его требовалось наверстать.

Мощный импульс освоению шельфа в Советском Союзе дало принятое в августе 1978 года соответствующее постановление Совета Министров СССР. Основным инициатором принятия этого важного решения был Сабит Оруджев, с 1972 года возглавлявший союзное Министерство газовой промышленности. Министр, не забывший про свой успешный морской опыт на Каспии, весьма прозорливо видел будущее нефтегазовой промышленности в освоении шельфа.

Вскоре после выхода постановления в структуре Мингазпрома был создан специализированный главк — Главморнефтегаз. Под его эгиду перешли крупные нефтедобывающие объединения на Каспии, Сахалине, Балтике, Кубани и в Крыму, геологоразведочные тресты «Союзморгео» и «Арктикморнефтегазразведка», а также несколько крупных научно-исследовательских и конструкторских подразделений.

Для 80-тысячного коллектива морских геологов, нефтяников и газовиков была разработана специальная одежда, основой для которой стала форма гражданского морского флота. Форма прожила недолго, а вот нормативные документы, разработанные в тот период, действуют по сей день. Весь отечественный флот нефтегазовых операций, включая плавучие буровые установки, до сих пор живет по уставу, принятому в 1984 г.

Отрасли ставилась вполне конкретная задача — до 2000 года подготовить береговые базы и флот, провести интенсивную геологоразведку прибрежного шельфа. Требовалось нарастить его ресурсную базу до 3 млрд тонн нефти и 1,5 трлн. кубометров газа, обеспечив выход на среднегодовой уровень добычи 40 млн тонн нефти и 20 млрд кубометров газа.

Решение столь амбициозной задачи напрямую зависело от создания качественно нового флота. На верфях в Выборге, Астрахани, Севастополе, Херсоне и Волгограде планировалось наладить серийное строительство самоподъемных плавучих буровых установок, буровых судов ледового класса, инженерно-геологических и научно-исследовательских судов, мощных плавучих кранов, водолазных и подводных судов. Кроме того, предполагались масштабные закупки плавсредств за рубежом. Обширный флот Главморнефтегаза должен был насчитывать более 50 различных типов судов.

ПЕРИОД РАСПАДА.

Впечатляющая программа по развитию морской нефтегазодобычи в СССР выполнена не была в силу ряда обстоятельств. В частности, организованные профсоюзным движением «Солидарность» массовые забастовки в Польше сорвали размещение в этой стране советских заказов по строительству нефтегазового флота. Для них была выделена огромная по тем временам сумма — 700 млн инвалютных рублей. В 1981 году скоропостижно, не дожив до 70 лет, умер Сабит Оруджев, главный энтузиаст освоения шельфа в советском руководстве.

В 1988 году Главморнефтегаз был передан Миннефтепрому. Как только утряслись все организационные межведомственные вопросы, в 1989 году возникли новые. Они были связаны с созданием на базе Мингазпрома госконцерна «Газпром» с собственными интересами на шельфе и взглядами на перспективы развития отрасли. А затем начались и политические пертурбации. Еще до распада СССР большая часть производственных активов Главморнефтегаза в Азербайджане, Туркмении и Украине, перешла в собственность этих республик.

Тем не менее, за 13 лет работы Главморнефтегаз приобрел 250 новых судов, и его флот стал насчитывать более 700 судов. Большая часть флота сосредоточилась на Каспии. Мощные флотилии были созданы на Черном, Азовском, Балтийском, Охотском, Японском и Баренцевом морях. Помимо советских верфей, суда ударными темпами строились в Финляндии, Югославии, Норвегии, Швеции, ГДР, ФРГ и Японии.

Больше всех для Главморнефтегаза строили финны — более 30 судов. Среди них были уникальные плавучие краны «Станислав Юдин» и «Титан», нефтесборщик «Вайдегубский», водолазное глубоководное судно «Спрут» с тремя подводными аппаратами, геофизическое судно «Академик Гамбурцев» и транспортное судно «Трансшельф». Большинство из этих судов в строю и по сей день. Они работают по всему миру, правда, зачастую под другими флагами и названиями.

Всего на закупку нового флота Главморнефтегаз израсходовал 3,5 млрд рублей в ценах 1980 года. Это были огромные деньги даже для расточительной советской экономики. Но все эти деньги не были выброшены на ветер. Благодаря крупным централизованным капиталовложениям в СССР была создана мощная база для разведки и разработки морских углеводородных месторождений.

В конце 80-х годов на шельфе в 90 км к востоку от Баку были открыты крупные многопластовые месторождения Чираг (предыдущие названия — Каверочкин, Достлуг и Осман) и Азери (бывший Хазар). Вместе с ранее открытыми залежами они составляют единый блок Азери — Чираг — Гюнешли с совокупными запасами 930 млн тонн нефти и 600 млрд кубометров газа.

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО» АЗЕРБАЙДЖАНА.

В 1994 году, уже в суверенном Азербайджане, было подписано соглашение о разработке АЧГ. Документ, громко названный «контрактом века», символизировал и новые процессы, идущие на постсоветском пространстве, и тренд на глобализацию. В соглашение вошли 13 компаний из 8 стран. Среди участников проекта - американский Exxon Mobil, британский ВP и норвежский Statoil (ныне Equinor). Участвовал в проекте и российский ЛУКОЙЛ, но затем продал свою долю.

В 1997 году началась добыча нефти на месторождении Чираг. Затем, в течение 11 лет, постепенно были пущены в эксплуатацию и другие блоки АЧГ. Гигантский промысел заработал на полную мощность, что сразу же дало резкий рост объемов добычи нефти. Пик производства — около 41 млн тонн нефти в год — пришелся на 2010 год. После этого началось плавное снижение добычи вплоть до нынешних 29 млн тонн нефти в год.

Экспорт добытой на АЧГ нефти идет по пущенному в 2006 году магистральному трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан протяженностью 1768 км. Длина азербайджанского участка составляет 443 км, 249 км — грузинского и 1076 км — турецкого. Диаметр трубы — 1100 мм, пропускная способность — 60 млн тонн нефти в год. Начальная точка трубы — береговой терминал Сангачал недалеко от Баку, конечная — турецкий нефтеналивной порт Джейхан на Средиземном море.

Помимо нефти АЧГ, стратегическая труба прокачивает на экспорт казахстанскую и туркменскую нефть. Сырье с восточного побережья Каспия доставляется в Сангачал на танкерах из казахстанского Актау и туркменской Аладжи.
Параллельно трассе Баку — Тбилиси — Джейхан проложена другая стратегическая магистраль. Южно-Кавказский трубопровод (Баку — Тбилиси — Эрзерум), транспортирует газ с крупного азербайджанского морского месторождения Шах-Дениз. Диаметр трубы составляет 1070 мм, протяженность — 970 км.

Месторождение Шах-Дениз, открытое в 1999 году, как и Азери — Чираг — Гюнешли, очень крупное. Оно содержит 1,2 трлн. кубометров природного газа и 240 млн тонн газового конденсата. Одним из участников проекта разработки Шах-Дениз является ЛУКОЙЛ. Максимальная добыча на месторождении запланирована на уровне 16 млрд кубометров в год. Весь объем добываемого газа поставляется на экспорт — в Грузию, Турцию и страны Южной Европы.

Разработка огромных каспийских месторождений Азери — Чираг — Гюнешли и Шах-Дениз вывели экономику Азербайджана на новый качественный уровень. На протяжении ряда лет страна прочно удерживала мировое лидерство по темпам роста ВВП.

О том, как в царской России осваивали нефтяные месторождения Баку, можно прочитать в материалах, опубликованных «Информ-Девон».


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: история, Подводная нефтедобыча, Транспорт, Газодобыча

 

к следующей новости раздела

25 октября 2022

Ямашнефть весь попутный газ теперь сможет отправлять на переработку

к предыдущей новости раздела

24 октября 2022

«Гул исполинского фонтана был слышен за 30 км от буровой»

к следующей новости главной ленты

25 октября 2022

Ямашнефть весь попутный газ теперь сможет отправлять на переработку

к предыдущей новости главной ленты

24 октября 2022

Дочка ТАИФа и скандально известного итальянского производителя биополимеров обанкротилась