«Дорога жизни» через Каспий и военный режим для нефтяников
Как Азербайджан побил рекорд добычи нефти во время Великой отечественной.
(
15 мая 2023 06:05 , ИА "Девон" )
Сегодня, на фоне санкций против России, затруднивших экспорт её нефти, Азербайджан налаживает свои схемы транспортировки
в обход России и заполняет образовавшиеся ниши на европейском нефтяном рынке.
В этой связи заслуживает внимания драматичная история бакинской нефти в годы Великой отечественной войны.
«ВИШЕНКА НА ТОРТЕ» ДЛЯ ГИТЛЕРА
Бакинские месторождения давали свыше 70% топлива, производившегося в тот период в Советском Союзе. В Баку за годы войны было налажено производство 100 новых нефтехимических продуктов.
С 1941 по 1945 годы в Азербайджанской ССР добыли 75 млн тонн нефти. На долю бакинских месторождений приходилось около 85% производства авиационного бензина. Всего фронту было поставлено более 1 миллиона тонн высокооктанового бензина. Четыре из пяти самолетов, танков и автомашин на фронте были заправлены бакинским бензином.
Маршал СССР Константин Рокоссовский в своем письме в ЦК Компартии Азербайджанской ССР писал: «В каждом боевом ударе бесстрашных соколов, в каждом рейде советских танкистов, в каждой победе над немецко-фашистскими силами немалая доля успеха принадлежит бакинским нефтяникам».
Маршал Семен Буденный, приехавший в Баку после войны, отмечал: «Не будь вашей нефти в войне, вряд ли мы могли пойти далеко с помощью кавалерии».
Поэтому Германия рвалась к бакинской нефти. 20 апреля 1942 года на день рождения Адольфу Гитлеру ему был преподнесен торт, в середине которого были изображены нефтяная вышка и надпись Baku. Не Москва, не Ленинград, а Баку был самой сладкой вишенкой на торте у диктатора. Фюрером даже была назначена дата захвата Баку — 25 сентября 1942 года.
ПЛАВУЧИЕ… ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЦИСТЕРНЫ.
К осени того же года в Азербайджане были заглушены и подготовлены к уничтожению 764 скважины. 81 комплект бурильного оборудования вместе с персоналом переправили в Туркменистан.
Вместе с тем Баку продолжал обеспечивать фронт нефтью, восстанавливая и эксплуатируя старые скважины. В июле 1942 года враг отрезал все пути снабжения фронта нефтепродуктами, ранее проходившие из Баку через Грозный в Ростов по железной дороге (об этом читайте
публикацию ИА Девон). Поэтому было решено вывозить нефть через Среднюю Азию.
Бакинские нефтяники и каспийские моряки наладили снабжение фронта через Каспий в Красноводск. Впервые в мировой практике железнодорожные цистерны с нефтью на плаву по морю буксировались из Баку в Красноводск. Каждую ночь по морю отправляли связки 35 железнодорожных цистерн. Переправа нефтяных цистерн через буйный Каспий из Баку в Красноводск была «дорогой жизни» для всего фронта.
В годы войны через Азербайджан проходили и международные транспортные пути. Так, по Трансиранскому маршруту доставляли грузы из США и Великобритании в СССР в рамках программы ленд-лиза. Грузы перевозили суда Каспийской военной флотилии. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе (Владикавказ).
На тот момент существовала прямая угроза вовлечения Ирана на сторону Германии в качестве союзника во Второй мировой войне. Поэтому с 25 августа 1941 года по май 1946 года Иран был временно оккупирован союзниками. Делалось это для защиты южных границ СССР, нефтяных промыслов Баку, а также южного транспортного коридора и британско-иранских нефтяных месторождений.
МОБИЛИЗАЦИЯ.
В то время многие высококвалифицированные специалисты ушли на фронт, пишет портал Azerhistory. Их заменили женины, пенсионеры. В 1941 году они составили треть работающих на промыслах и заводах, а к 1944 году их число достигло 60%. Пройдя кратковременное обучение, они с ходу включались в трудную работу по эксплуатации скважин и выдаче нефтяной продукции.
В этих условиях бакинские нефтяники достигли максимальной добычи нефти. С первых дней войны все бакинские предприятия перевели на военный режим с 12-часовым рабочим днем без выходных и отпусков. 15 тысяч юношей и девушек вступили в молодежно-фронтовые бригады, которые бесперебойно отправляли на фронт горючее.
Дело осложнялось тем, что прекратилось обеспечение промыслов техникой. Заводы нефтяного машиностроения переключились на производство боеприпасов и вооружения для фронта.
Уполномоченным Государственного комитета обороны (ГКО) по уничтожению нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих предприятий в Кавказском регионе стал заместитель народного комиссара нефтяной промышленности СССР Николай Байбаков. Он организовал работу следующим образом. При приближении противника все ценное оборудование должно было демонтироваться и вывозиться на восток страны. Скважины предписано было выводить из строя.
В результате немцам не удалось использовать ресурс краснодарских нефтепромыслов. Бакинские же промыслы и НПЗ продолжали не только работать, но и перевыполнять план. В первые годы войны азербайджанские нефтяники достигли рекордного уровня нефтедобычи — 23,482 миллиона тонн. Никогда ранее в республике не добывалось столько нефти, и до сих пор этот рекорд не превзойден.
Интенсивно работали и азербайджанские ученые. Под руководством академика Юсифа Мамедалиева были десятки лабораторий и два опытно-экспериментальных завода. Там разрабатывали новый вид топлива. За короткое время Мамедалиев получил самое эффективное высокооктановое авиационное топливо.
«На основе азербайджанской нефти были получены авиационные бензины, - говорит директор мемориального музея им. академика Юсифа Мамедалиева Рейхан АЛИЕВА. - Они имели высокую морозостойкость и высокие октановые числа, которые позволяли высоко летать самолетам».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, Добыча