Поможет ли Азия шинному рынку России?
(
19 мая 2022 12:45 , ИА "Девон" )
Крупнейшие европейские производители шин заявили о желании приостановить работу в России. В их числе - Michelin, Bridgestone, Continental и Pirelli. Хотя доля этих производителей на российском рынке высока (более 26%), их действия не приведут к массовому дефициту шин. Поставки могут быть замещены увеличением внутреннего производства и азиатским импортом, пишет «Коммерсант».
Российский рынок автомобильных шин достаточно емкий: в 2021 году объем производства достиг 50 млн шт. Это около 2,5% от мирового выпуска. Потребность российского рынка в шинах составляет почти 49 млн шт. Почти половина отечественных шин направлялась на экспорт в страны СНГ и ЕС, и примерно столько же импортировалось.
Крупнейшие поставщики автомобильных шин в Россию – китайские производители, чья продукция ориентирована в основном на массовый сегмент автопрома. Они почти на четверть обеспечивают поставками отечественный рынок шин, и на них приходится почти половина всего импорта шин. Среди отечественных производителей лидерство принадлежит KAMA Euro и Viatti (18% рынка). Они же являются крупнейшими поставщиками шин для автомобилей, собираемых в России, пишет издание.
Прим. ИА «Девон»:
KAMA Euro и Viatti являются брендами автошин. В мае шинный бизнес нефтяной компании перешел к АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». Среди переданных активов – такие предприятия, как «Нижнекамскшина» и Нижнекамский завод грузовых шин. На производстве это не отразится, заявляют обе стороны.
Другой крупный российский производитель - компания Cordiant, которая обеспечивает около 6% потребностей российского рынка шин.
Значимым производителем в сегменте премиум является финская Nokian Tyres, которой принадлежит 10% поставок на российский рынок. Компания заявила, что
продолжает работать в России. Ее уход с отечественного рынка маловероятен, поскольку 82% производства (17 млн шт.) в России экспортируется, в т.ч. в страны Европы.
Среди иностранных производителей лидерство принадлежит итальянской Pirelli, которая приостановила инвестиции в Россию и постепенно сокращает производство. Прекратили производство и поставки Michelin (Франция), Bridgestone, Yokohama (Япония) и Continental (Германия). Приостановку деятельности они объясняют логистическими проблемами, задержками поставок сырья, химических компонентов, а также ростом издержек из-за девальвации курса рубля. На них приходится около 26% поставок в Россию, что может привести к незначительному дефициту шин премиум-сегмента.
Основное сырье для производства шин – каучук (натуральный и синтетический). Другие компоненты необходимы для придания шинам дополнительных технических свойств. Россия является одним из самых крупных производителей синтетического каучука в мире. Он производится на площадках «Нижнекамсканефтехима» (СИБУР). Каучук используется для шин массового сегмента малого и среднего диаметров.
Мощности отечественных каучуковых заводов позволяют полностью покрыть потребности российской шинной промышленности. Другие же химические компоненты, в частности, технический углерод, сера, кремниевая кислота, также имеют локализованное производство. Натуральный каучук необходим для производства шин премиум-класса. На 97% его производство сконцентрировано в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Ограничения поставок из этих стран в большей степени вызваны логистическими проблемами и носят скорее краткосрочный характер. Возможный срок решения этих сложностей – около полугода.
Отгрузка шин на склады планируется заранее, и к летнему сезону большинство дистрибьюторов уже закупили достаточное количество запасов. Поэтому дефицита шин с посадочным диаметром менее 18 дюймов на российском рынке не ожидается. Немного сложнее (но не критична) ситуация с зимними шинами. Российские производители имеют производственные линейки для их выпуска и потенциал для увеличения производства.
Проблемным, но решаемым вопросом остается налаживание логистических цепочек поставки компонентов. До начала нового зимнего сезона остается еще более полугода. С учетом снижения производства и поставок автомобилей потребность в новой зимней резине в России снизится.
Приостановка работы западных производителей сильнее всего затронет шины больших размеров (более 18 дюймов). Именно в этом сегменте высока доля импорта и поставок зарубежных компонентов для производства. Решить данную проблему может увеличение импорта шин соответствующих размерностей из Китая, в частности, марок Triangle, Goodride и Sailun.
Производственные мощности отечественных автопроизводителей (KAMA Euro, Viatti, Cordiant, Amtel) достаточно высоки для удовлетворения внутреннего спроса. В случае сохранения текущей ситуации с иностранными игроками отрасль сможет компенсировать выпадающие объемы. Уход западных производителей дает возможность нарастить объемы китайским игрокам (Triangle, Goodride и Sailun). С учетом их активной экспансии как на автомобильном рынке России, так и на шинном, представляется неплохая возможность создания совместных российско-китайских шинных предприятий в РФ.
Прим. «Информ-Девон».
В марте эксперты предупреждали, что из-за санкций российские автовладельцы могут столкнуться с дефицитом и резким подорожанием некоторых видов автошин. Это может привести к расцвету вторичного рынка, что негативно скажется на аварийности.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: автошины, Кризис, Bridgestone, Каучук, Китай, Татнефть-Нефтехим