Архив новостей

Ноябрь2022

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Лопнет ли российский шинный рынок из-за санкций

(17 марта 2022 17:10 , ИА "Девон" )
Всемирно известные шинные компании Michelin, Bridgestone  и Continental  приостанавливают российские производства. Из иностранных игроков в РФ продолжают работу заводы Pirelli, Yokohama, Titan («Волтайр-Пром») и Nokian. Однако последняя не поставляет шины для первичной заводской комплектации, продавая их только на вторичном рынке. Об этом пишет «Коммерсант».

ПЕРЕБОИ С ПОСТАВКАМИ 

В рознице потребители вряд ли столкнутся с дефицитом летних шин. Ассортимент традиционно выпускается заранее, чтобы к началу сезона продукция уже была отгружена на склады дистрибуторов. На темпах выпуска летнего ассортимента этой зимой мог сказаться высокий спрос на зимнюю резину, но вряд ли критично, отметил источник издания на рынке.

Как следует из данных ROIF Expert, в 2021 году на 30% вырос объем импорта шин и покрышек в РФ, включая китайские марки. Импорт шин из Европы, вероятнее всего, остановят введенные 15 марта санкции.
Детальная статистика рынка шин давно не публикуется, в 2019 году лидерами среди производителей в ROIF Expert называли «Нижнекамскшину» (Группа «Татнефть»), финскую Nokian и российскую Cordiant.

Собеседник издания отмечает, что ситуация с производством у шинников быстро меняется и может зависеть от работы автозаводов. Сейчас большинство последних простаивает и отгрузок на конвейер нет, но в случае запуска производства шинникам могут грозить штрафы.

Сами шинники объясняют остановку не только протестом в отношении ситуации в Украине, но и общими для всей промышленности проблемами с поставками. Так, в Michelin указали на трудности с поставками сырья и полуфабрикатов. Bridgestone останавливает производство с 18 марта. В компании говорили о «серьезных проблемах, вызванных перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валюты».

Один из источников издания добавляет, что традиционно проблемы связаны с натуральным каучуком, которого нет в РФ, а также широким перечнем химии. Как отмечает глава Центра отраслевых исследований Андрей КОСТИН, речь может идти о материалах для корда и ускорителях вулканизации.

С этим согласен основатель Engineering & Consulting PFA Александр ГАДЕЦКИЙ. По его словам, сейчас ускорители вулканизации не производятся в России, хотя раньше выпускались на ряде предприятий. Эксперт считает, что оперативно организовать внутреннее производство вполне реально, например, на «Волжском Оргсинтезе», если будет «соответствующая политическая воля».

Аналогичная ситуация, отмечает он, с ингибитором старения шин, который раньше выпускал «Новомосковский Оргсинтез». Производство кордного полиэтилентерефталата (ПЭТ), который сейчас полностью импортируется, может быть налажен на профильных предприятиях малой мощности. Например, на «Тверском ПЭТ» или «Сенежском ПЭТ», считает Гадецкий.

ВОЗМОЖЕН ЛИ ДЕФИЦИТ 

Сергей УДАЛОВ из «Автостата» отмечает, что проблемы на шинном рынке начались еще в 2021 году на фоне подорожания сырья. Сейчас они резко усугубились. Также стал фактически невозможен экспорт, на который ориентировалось большинство иностранных заводов.

Однако аналитик согласен, что «как минимум какая-то часть» летнего ассортимента уже у дистрибуторов и проблемы дефицита прямо сейчас возникнуть не должно. «Летняя резина — это первичная комплектация, и из-за роста цен часть покупателей отложат покупку, - говорит он. -Кто-то купит шины на вторичном рынке. Износ пар колес сильно отличается, поэтому часто есть интерес к покупке или продаже одной или двух шин».

Удалов добавляет, что китайские поставщики, которые «почти наладили логистику», могут существенно увеличить объемы импорта. Сложности, скорее возникнут у автоконцернов. Шины оговариваются при сертификации автомобиля, их замена требует переоформления.

Возобновление работы заводов по производству покрышек может затянуться из-за нехватки сырья, считают специалисты отрасли, которых опросили «Известия».  По словам испытателя шин издания «Авторевю» Олега РАСТЕГАЕВА, такие компоненты резиновой смеси, как сажа, сера, искусственный каучук и силика (диоксид кремния), выпускаются отечественными предприятиями.

Основными поставщиками натурального каучука являются Вьетнам, Индонезия и другие страны Юго-Восточной Азии, которые не заявляли о каких-либо ограничениях и санкциях в отношении России. Однако ряд химических компонентов, необходимых для создания покрышек, производится в Европе.

«Это, прежде всего, различные присадки, масла, отвердители, благодаря которым во многом и формируются свойства той или иной модели шины. Найти альтернативу поставщикам этих компонентов будет проблематично», — заявил Растегаев.

БУДУТ СТИРАТЬ ШИНЫ “ДО НУЛЯ” 

В компании Avito считают, что проблем с выбором необходимой модели и типоразмера покрышек на данный момент нет. На сайте представлено более 700 тыс. объявлений о продаже летней резины.

Не отмечают ажиотажного спроса на шины и независимые специалисты. По словам маркетолога компании Auto3N Марины БЕЛОГЛЯДОВОЙ, ситуация с покрышками на рынке достаточно спокойная. «Мы не видим резкого увеличения спроса на шины. Однако рост цен на них достаточно серьезный: некоторые модели шин подорожали на 50%», — сообщила она.

«За последние две недели цены поднялись очень сильно, - рассказывает продавец шин Алексей из Казани. - На импортные бренды - Michelin, Pirelli, Bridgestone - взлетели просто до безумия! Ну кто, скажите, будет покупать шину за 20 тысяч рублей? Шины, которые раньше стоили четыре тысячи, сейчас продаем за восемь. Автомобилисты вынужденно перейдут на дешевые марки, которые раньше не пользовались особой популярностью из-за качества. Будут стирать шины “до нуля”, только потом покупать новые».

«С поставками товара тоже большие проблемы, - продолжает он. - Если раньше можно было приобрести партию с отсрочкой платежа, сейчас - только за наличные с оплатой здесь и сейчас. Импортные поставки в Россию свернули. Фуры с шинами, которые заказали еще до введения санкций, стоят на границе, и непонятно, что с ними будет. Ассортимент оскудеет, возможен дефицит».

По мнению Растегаева, многие автомобилисты пока еще не задумывались о смене резины. Он не исключает, что через какое-то время владельцы некоторых моделей автомобилей могут столкнуться с трудностями в поиске шин. По его словам, в зоне риска в первую очередь машины с колесами большого размера (20 дюймов и больше).

«Как правило, такие типоразмеры поставляются на заказ, на складах у продавцов этих шин немного. В условиях приостановки экспорта и нарушения привычных логистических маршрутов с их доставкой в нашу страну могут возникнуть сложности», — полагает он.

Эксперт не исключил, что из-за нехватки сырья в перспективе с перебоями по выпуску шин столкнутся и другие производители покрышек в нашей стране, в том числе и отечественные бренды. Рост цен на новые шины, а также их возможный дефицит заставят автомобилистов обратить внимание на подержанную резину.

По мнению Олега Растегаева, в некоторых ситуациях «бэушная» покрышка может стать неплохой альтернативой. К выбору такой резины надо подходить особо тщательно, предупреждает он. Помимо глубины рисунка протектора следует внимательно изучить боковину покрышки. При неправильном хранении она может деформироваться и потрескаться. От покупки такой шины лучше отказаться.

Эксперт рекомендует проверить посадочную плоскость — ту часть шины, которая соприкасается с диском и обеспечивает герметичность колеса. Из-за потертостей, трещин и заусенцев на ней покрышка не будет плотно прилегать к диску и станет «травить» воздух, отметил Растегаев.

ВСЯ НАДЕЖДА НА КИТАЙ 

В 2021 году шинная индустрия России показала очень хорошую динамику после пандемийного 2020 года. Согласно данным Росстата, производство шин для легковых автомобилей увеличилось на 25,5% - до 47,2 млн, для грузовиков, автобусов и троллейбусов – на 3% - до 7 млн. Выпуск шин для сельскохозяйственной техники (комбайнов, тракторов и т.д.) вырос на 1,7 % - до 1,7 млн штук.
 
Прим. Информ-Девон: В 2020 году мировая автомобильная и шинная отрасли серьезно «просели» из-за пандемии коронавируса. Тогда из-за локдаунов останавливались многие предприятия, что вызвало сбои в цепочках производств. Кроме того, из-за карантинных мер резко снизилась мобильность населения. Однако, несмотря на прогнозы экспертов, в 2021 году мировой автопром стал восстанавливаться.

Теперь можно с полным основанием прогнозировать спад выпуска шин не только по итогам всего года. И причины не только в Украине, пишет «ФедералПресс».

«Часть иностранных производителей шин действительно объявила о приостановке заводов по выпуску шин в России, – говорит исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал» Артем ТУЗОВ. - Но на автомобильном рынке весь прошлый год наблюдалось падение выпуска автомобилей. Дефицит привел к росту стоимости. Производители и покупатели автомобилей стали экономить на комплектующих».

В нынешнем году выпуск автомобилей снова падает - теперь уже из-за ухода зарубежных концернов. И иностранным шинникам приходится замораживать бизнес в нашей стране из-за падения спроса на их продукцию. «Если автопроизводитель останавливает выпуск машин, каскадно останавливаются и все связанные с ним предприятия», – добавил Артем Тузов.

Главной движущей силой на шинном рынке могут стать потребители, прогнозирует ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ. Снижение активности западных брендов дает хорошие шансы их российским конкурентам на рост выпуска. По мнению Баранова, спрос на шины может стать меньше. Зато может быстрее развиваться вторичный рынок шин, их станут больше ремонтировать и повторно эксплуатировать.

Одновременно может увеличиться ввоз шин из Китая. На днях Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приступила к расследованию в отношении поставок из КНР шин для грузовиков. Несмотря на действующую с 2015 года высокую пошлину на их импорт в страны Евразийского экономического союза (к их числу относится и Россия) их ввоз не уменьшился. Поэтому расследование ЕЭК, даже если оно подтвердит факт обхода поставщиками пошлины, никаких последствий может не иметь – чтобы не допустить дефицита грузовых шин.

По словам Тузова, потребители на вторичном рынке уже вместо премиальных иностранных шин выбирают российские (занимающие до 40% рынка) и китайские. Завоз шин из КНР сможет восполнить возможный вакуум на внутреннем рынке России – для тамошних поставщиков он является стратегически важным.

Правда, пока шины дорожают. Например, в Ульяновской области и Приморском крае цены на них удвоились. «Рост цен может достигнуть 20%, учитывая общую инфляцию по стране, – предполагают в «Фридом Финанс». - Российские предприятия способны заменить продукцию останавливающихся заводов иностранных компаний. Но для этого потребуется некоторое время на модернизацию и перераспределение производственных мощностей».

Поиск по теме: Транспорт, автошины, Кризис, Каучук, Китай

 

к следующей новости раздела

22 марта 2022

Еще два ведущих производителя автошин сворачиваются в России

к предыдущей новости раздела

16 марта 2022

Аналитики положительно оценили финансовые показатели «Татнефти» за 2021 год

к следующей новости главной ленты

17 марта 2022

Малые боковые каналы с кислотной обработкой дали скважинам в выработанных карбонатах «вторую молодость»

к предыдущей новости главной ленты

17 марта 2022

Переработка пластмасс и 3D-печать станут темами выставок в Москве