Как кризис ускоряет цифровизацию российского нефтегаза
«Транснефть», «Газпром нефть» и «Татнефть» оптимизируют издержки с помощью IT.
(
7 мая 2020 11:57 , ИА "Девон" )
Для нефтегазовых компаний в условиях кризиса на помощь приходят IT-технологии. Пандемия коронавируса активизировала и так идущие процессы, пишет
Интерфакс.
БЕСПИЛОТНЫЕ КАМАЗЫ И УДАЛЕНКА
На прошлой неделе British Petroleum после публикации убытка за первый квартал и снижения котировок заявила, что видит цифровизацию движущей силой повышения эффективности. Компания намерена ускорить соответствующие процессы, чтобы обеспечить экономию затрат и создать прочную долгосрочную основу. И здесь BP не одна - российские компании тоже распробовали эту тему на вкус. За месяц самоизоляции и удаленной работы они регулярно сообщали о новшествах в области цифровизации.
"Газпром нефти" потребовалось меньше месяца, чтобы обеспечить всех сотрудников офисной группы возможностью работать в дистанционном режиме. За несколько недель удалось решить многие задачи, на которые раньше требовались месяцы. Сейчас число пользователей, подключенных к системе удаленного доступа, составляет более 30 тыс. по всей группе компаний. Под новый формат работы адаптированы средства корпоративной коммуникации и телефонии.
"Газпром нефть" в течение последних лет активно вела цифровую трансформацию своего бизнеса. Сейчас это позволяет компании гибко адаптироваться ко всем внешним вызовам, отмечают в НК. На нефтеперерабатывающих заводах компании введены системы электронной бесконтактной передачи вахтовых смен. В цифровом режиме работают автоматические эстакады налива нефтепродуктов. Это позволяет исключить контакты водителей бензовозов с персоналом завода. Растет и востребованность цифровых платформ "Газпром нефти" для дистанционной оплаты топлива.
Омский НПЗ компании намерен повысить эффективность работы комплекса каталитического риформинга благодаря внедрению комплексного цифрового управления производством. Это позволит гибко реагировать на запросы рынка. Внедрение системы будет завершено в 2020 году. Это позволит автоматически с помощью более четырех тысяч датчиков собирать и обрабатывать информацию обо всех параметрах работы комплекса, отслеживать изменения и не допускать возникновения нештатных ситуаций.
Компания стремится за счет цифровизации сократить сроки поставок, усилить контроль процессов и оптимизировать затраты за счет повышения эффективности использования ресурсов. Одним из флагманских проектов НК в этой области является цифровая система управления арктической логистикой. Она позволила на 15% сократить удельные затраты на вывоз арктической нефти и сэкономила несколько миллиардов рублей.
Недавно компания на ямальском Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО)
провела испытания беспилотных грузовых автомобилей. Совместный проект "Газпром нефти" и "КамАЗа" подтвердил потенциал использования беспилотного транспорта для повышения безопасности грузоперевозок и оптимизации снабжения труднодоступных регионов.
Главное преимущество беспилотных транспортных средств - неограниченная работоспособность. Оснащенные системой автономного управления машины не устают и не ошибаются даже на сложных маршрутах, в условиях низких температур, метелей и плохой видимости. В сравнении с пилотируемыми аналогами беспилотные "КАМАЗы" на 50% более безопасны и позволяют на 10-15% снизить издержки при грузоперевозках.
Помимо этого, компания провела тестирование беспилотных электомобилей ГАЗель Next на Южно-Приобском месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). Техника под контролем искусственного интеллекта может взять на себя большинство логистических операций. Начать ее использование на месторождениях региона планируется в 2021 году.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОБЫЧИ В ХМАО
В "Газпром нефти" также добавили, что действующие системы управления позволяют планировать оптимальный способ распределенной добычи, чтобы исключить риски консервации скважин. В трех дочерних обществах "Газпром нефти" в ХМАО-Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) созданы центры управления добычей.
В "Газпромнефть-Хантос" удалось синхронизировать работу более 1000 скважин Южной части Приобского месторождения в периодическом режиме так, чтобы наиболее эффективно использовать наземную инфраструктуру и насосное оборудование. А на Новопортовском месторождении "Газпромнефть-Ямала" специалисты смогли регулировать режимы работы скважин таким образом, чтобы добывать больше нефти при том же количестве газа и с учетом пропускной способности инфраструктуры.
Пока цифровизация нефтедобывающей отрасли в ХМАО, который является основным регионом российской нефтянки, пока находится на начальном этапе. Так считает генеральный директор компании "Цифра" Игорь Богачев. "Цифра", созданная "Реновой", специализируется на решениях для цифровизации промышленности. В частности, в группу компаний входит "Геонафт", предоставляющий платформу для "умного бурения".
"Потенциальный эффект, который мы все ожидаем от трансформации - это ускорение всего процесса проектирования скважин и разработки месторождений минимум в 2 раза, - сказал Богачев. - Сейчас на это уходит до 12-15 месяцев. С цифровизацией базовых процессов этот срок можно будет сократить до 6-7 месяцев. Не менее важно создание интегрированной онлайн-платформы для удаленного сопровождения бурения и оперативного принятия решений с привлечением машинного обучения и интеллектуальных помощников".
"В дальней перспективе мы говорим о создании цифровых двойников буровых площадок, наземного оборудования и скважин, цифровой модели месторождения, - добавил гендиректор "Цифры". - Все это позволит более эффективно управлять работой действующего фонда скважин, минимизируя присутствие человека в сложных условиях. Это управление буровой и процессом бурения, эксплуатацией скважин удаленно, сидя в комфортном офисе».
ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В ТРАНСНЕФТИ
Цифровизация идет и в трубопроводной отрасли. В Транснефти благодаря высокой степени автоматизации технологических процессов транспортировка нефти и нефтепродуктов, работа магистральных трубопроводов в условиях противоэпидемиологических ограничений обеспечивается в штатном режиме.
Перекачивающие станции работают без участия человека. Оператор контролирует технологический процесс и информирует производственные службы о необходимости выполнения ремонтных работ. Функционирование оборудования обеспечивается системами автоматики, установленными на площадочных объектах Транснефти.
Управление магистральными трубопроводами ведется из диспетчерских пунктов, получающих информацию с насосных станций и с линейной части. Пункты оснащены автоматизированными диспетчерскими системами, которые детально отображают ход технологического процесса по всему магистральному трубопроводу.
Благодаря этому специалисты могут дистанционно управлять работой насосных станций и линейными задвижками на трубопроводах. В случае нештатной ситуации автоматизированная диспетчерская система переведет трубопровод в безопасное состояние без участия диспетчера, подчеркнули в компании.
Полная информация о работе трубопроводов также передается в центральный диспетчерский пункт ПАО "Транснефть" в Москве. На финишную прямую вышел процесс внедрения единой системы диспетчерского управления (ЕСДУ). Изменится структура диспетчерских пунктов, обновятся аппаратная и программная платформы, уровень автоматизации повысится. Внедрение ЕСДУ снизит риски возникновения нештатных ситуаций и позволит эффективнее управлять транспортировкой нефти и нефтепродуктов. К концу 2022 года Транснефть полностью обновит и перестроит систему диспетчерского контроля и управления трубопроводным транспортом.
Транснефть не имеет каких-либо сложностей, связанных с применением новых технологий и переводом персонала на дистанционный режим работы, заявляют в компании. Используются технологии защищенного терминального доступа в корпоративную сеть для обеспечения удобного и эффективного взаимодействия сотрудников, переведенных на удаленную работу. С использованием корпоративных средств коммуникаций организуются сеансы защищенной видео- и телефонной связи для коллективной работы сотрудников компании и внешних контрагентов.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Для поддержки принятия управленческих решений в новых условиях нужны системы хранения данных. Они должны обладать отказоустойчивостью, скоростью и масштабируемостью. Так, "Татнефть" при поддержке китайской Huawei
модернизировала хранилище критических данных. Она внедрила систему нового поколения Huawei OceanStor Dorado V6 в рамках модернизации Центра обработки данных (ЦОД) компании. Среди основных требований "Татнефти" к системе была и возможность дополнительной защиты инвестиций в долгосрочной перспективе.
Проект позволил значительно повысить быстродействие корпоративных информационных систем "Татнефти". "Внедрение all-flash массива на базе системы хранения данных Huawei OceanStor Dorado V6 увеличивает быстродействие корпоративных систем. Повышается производительность массива при работе со всем объемом данных от 2 до 5 раз за счет его переноса на твердотельные накопители. Внедренная система позволяет в несколько раз ускорить резервное копирование данных за счет глубокой интеграции СХД с системой резервного копирования в ЦОД "Татнефти".
Важной особенностью OceanStor Dorado V6 является то, что все компоненты разработаны Huawei, и массив не содержит технологий или компонентов других производителей. Huawei OceanStor Dorado V6 демонстрирует производительность до 20 миллионов операций ввода-вывода в секунду (IOPS) в сочетании с высокой степенью отказоустойчивости.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: IT, Газпром нефть, технологии нефтедобычи, Арктика, Транснефть, Транспорт, Татнефть, трубопроводы, КАМАЗ, ХМАО - Югра, скважины, бурение, кадры, модернизация НПЗ