Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Польша создаст топливную монополию против российских нефтяников

Власти страны объединят государственные Orlen и Lotos.

(9 января 2019 12:01 , ИА "Девон" )
Власти Польши решили объединить две крупнейшие государственные нефтеперерабатывающие компании, Orlen и Lotos, в единый концерн. Официальная цель реформы – достижение энергетической независимости Польши. Однако истинная причина кроется в «болезненной русофобии», считает Александр Шторм в своей статье «Назло бабушке»: Польша монополизирует внутренний рынок топлива», опубликованной в издании EADaily. Информ-Девон приводит этот материал с сокращениями.
 
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОТИВ «РУКИ МОСКВЫ»
Orlen принадлежит нефтеперерабатывающий завод в Плоцке в 110 км от Варшавы, 1,8 тысяч АЗС в Польше и около тысячи заправок в Литве, Германии и Чехии, а также НПЗ в литовских Можейках. Lotos имеет НПЗ в Гданьске и сеть из около 500 фирменных автозаправок.
 
На первый взгляд, речь идет о создании в рамках реализуемой польскими властями политики «реполонизации экономики» (выдавливания иностранного капитала из ведущих отраслей, ранее проданных ему зачастую за бесценок) монополии, доминирующей над недобитой конкуренцией. Это, в первую очередь, нанесёт серьезный удар по карманам потребителей. Уже сейчас «Орлен» продает на своих заправках самое дорогое топливо в Польше. Его конкурентами являются глобальные концерны — например, British Petroleum (более 500 автозаправок) и Shell (более 400 заправок). Однако они не ввозят свой бензин из-за границы, чтобы продать его полякам, а покупают его на месте, на НПЗ.
 
С другой стороны, представители польских властей не очень-то и скрывают «аллергию» на Россию, причём даже там, где «руки Москвы» совсем нет. В действительности такой «российской угрозы» уже давно нет. Сегодня антироссийская атмосфера в Польше настолько накалена, что вряд ли кто-либо из трезвомыслящих руководителей российских фирм решился бы на серьёзные вложения в польские предприятия стратегического характера.
Компания «Лотос» действительно была объектом заинтересованности российского капитала, однако инициатива его продажи всегда исходила со стороны польского правительства, и всегда мотивом была надежда залатать за счёт полученных от этой сделки денег дырявый государственный бюджет.
 
«ПОЛЬСКИЙ ПОХОД» ЛУКОЙЛА
В 2002 году, когда у власти в Польше находилось правительство, сформированное Союзом демократических левых сил, а российско-польские отношения были ещё в сносном состоянии, приобретением гданьского нефтеперерабатывающего завода был заинтересован ЛУКОЙЛ. Вагит Алекперов лично приехал тогда в Варшаву на встречу с польским премьер-министром Лешеком Миллером и обещал ему, кроме приличной цены за завод, также последующие солидные инвестиции — в районе $ 700 млн. Тогдашний президент Александр Квасьневский публично заверял, что «в Польше нет предубеждений к российскому капиталу». Министр государственной казны, который отвечал за выбор инвестора, признал, что условия сделки, предложенные «ЛУКОЙЛом», самые выгодные, хотя продажа завода русским отягощена неким «политическим риском». За свои откровения министр был моментально уволен, а процедура продажи закрыта.
 
Вопрос продажи «Лотоса» вернулся в повестку в 2011 году, уже при новом польском правительстве. Однако и на сей раз мечтам о «политически правильном» инвесторе не суждено было сбыться. Заинтересованность сделкой проявили четыре фирмы: ЛУКОЙЛ, а также «Газпром-нефть», «Роснефть» и TNK-BP, в которой половина акций, кроме 50% британского British Petroleum, принадлежала Михаилу Фридману, Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику. Премьер-министр Дональд Туск подчёркивал, что «нет никаких идеологических предпосылок, чтобы говорить категорическое „нет“ инвесторам из России», а когда в финале переговоров среди кандидатов осталась только TNK-BP, власти снова закрыли процедуру продажи до лучших времён.
 
ЛУКОЙЛ, несмотря на все неудачи в попытках купить «Лотос», все-таки вошел в Польшу обходным путём, через… Америку. В 2007 году российский концерн купил у американцев из ConocoPhillips 376 автозаправок в шести европейских странах, работающих под маркой Jet, в том числе 83 таких объекта в Польше.
У компании Алекперова были серьёзные планы развития собственной сети до 300 заправок. Водители были восхищены: марка «ЛУКОЙЛ» стала ассоциироваться с самыми конкурентными ценами на топливо, с которыми могли сравняться лишь заправки гипермаркетов. Совершенно иначе подходили к экспансии российского гиганта польские власти — с традиционной подозрительностью, граничащей с враждебностью.
 
В 2016 году ЛУКОЙЛ не выдержав, принял решение о прощании с Польшей. Официально представители концерна говорили о реализации политики «оптимализации», менее официально — о недружественной атмосфере вокруг российского капитала в стране. Ранее концерн эвакуировался из стран, также отличающихся антироссийскими фобиями — из Украины и Эстонии. Затем пришло время Польши вместе с Литвой и Латвией. «ЛУКОЙЛ» продал свои 230 заправок, в том числе 116 — в Польше.
 
Объединение двух нефтетопливных фирм — это по большей части лишь очередное проявление антироссийской истерии. По меркам польской экономики, действительно, на рынке появится концерн-гигант, который оценивается в около $ 15 млрд. Но не на фоне настоящих гигантов отрасли — как на Западе, так и в России. При этом 80% нефти, импортируемой в Польшу, по-прежнему, поставляется из России.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: ЛУКОЙЛ АЗС

 

к следующей новости раздела

4 февраля 2019

Нефтяные компании РФ в январе сократили добычу к октябрю и декабрю

к предыдущей новости раздела

25 декабря 2018

Антипинский НПЗ не выполняет соглашение о стабилизации цен на топливо – Правительство РФ

к следующей новости главной ленты

9 января 2019

В Нурлатнефти улучшили качество сверхвязкой нефти, модернизировав электродегидраторы

к предыдущей новости главной ленты

9 января 2019

В акции каких нефтегазовых компаний вкладывать в 2019 году