Обзор крупнейших портов юго-восточной Азии: Таиланд и Малайзия
(
24 апреля 2023 06:32 , ИА "Девон" )
Экспорт российской нефти по морю восстанавливается. За первые две недели апреля показатель вырос на 540 тысяч баррелей и теперь вновь превышает 3 миллиона в сутки. В основном танкеры с «черным золотом» из РФ идут в Индию и Китай. Но в Азиатско-Тихоокеанском регионе есть и другие покупатели из «дружественных» стран. В связи с этим издание
«Нефтянка» приводит подборку тех мест, куда может пойти российская нефть. Информагентство «Девон» приводит эти материалы с некоторыми сокращениями.
ПОРТЫ «ВОСТОЧНОЙ ВЕНЕЦИИ».
До недавнего времени Таиланд был одной из самых популярных стран для отдыха у россиян. Среди курортов нужно отметить Паттайю. Это город на юго-востоке Таиланда, в провинции Чонбури, в 160 км от Бангкока. Существует две основные версии происхождения названия города — либо производное от имени короля Таксина, либо «свежий южный ветер». Население города составляет 150 тыс. человек. Ежегодно Паттайю посещают более 7 млн туристов.
В 25 км от центра Паттайи, на восточном побережье Сиамского залива, расположен крупнейший в Таиланде глубоководный порт Лаем Чабанг. Первая очередь (контейнерный терминал) пущена в эксплуатацию в 1991 году. К порту примыкают индустриальный парк и свободная экономическая зона. Территория гавани — 21 кв. км, акватория — 10 кв. км.
Порт способен обслуживать океанические корабли, включая суда класса Post-Panamax. Годовой грузооборот составляет 100 млн тонн. К портовой зоне примыкают три крупных нефтеперерабатывающих завода с большими резервуарными парками — Thai Oil Refineries, Thai Lube Base Oil Refineries и Esso Thailand.
Столицей Таиланда является Бангкок. Изначально он представлял собой небольшой порт, обслуживающий прежнюю столицу Таиланда — Аютию. В 1767 году Аютия была разрушена бирманцами. Столица была перенесена на западный берег реки Чаупхрая в городской округ Тхонбури, частью которого являлась деревня Бангкок. В 1782 году столица была снова перенесена — на этот раз на восточный берег Чаупхрая. Хоть сами тайцы и называют свою столицу Крунг Тхеп, иностранцам она известна под старым именем Бангкок.
Порт Бангкока находится в устье Чаупхрая, в районе Хлонг Тоей. Строительство современной гавани началось в 1938 году, но было прервано Второй Мировой войной. В связи с этим первая очередь порта была пущена в эксплуатацию только в 1947 году. В конце 1950-х и начале 1980-х годов прошли масштабные реконструкции гавани.
Сегодня территория порта составляет 4 кв. км, глубина — 8 м, максимальная длина обслуживаемых судов — 172 м. В состав порта входят 5 грузовых районов — Западная пристань, Восточная пристань, Хлонг Тоей, Хуа Суа и Сату Прадит. Они включают 84 причала общей длиной 8 км. Годовой судопоток оценивается в 3,5 тыс. кораблей, грузооборот — в 30 млн тонн. Преимущественно это контейнерные грузы.
В Бангкоке, «восточной Венеции», насчитывается более тысячи искусственных каналов общей протяженностью 2,3 тыс. км. Там очень развито речное судоходство, которое обеспечивает общественный пассажирский транспорт и каботажные грузовые перевозки.
«ГАЗОВЫЙ» ЛОТОС НА ШЕЛЬФЕ.
В 600 км к югу от Бангкока, в Сиамском заливе. расположен крупнейший шельфовый газовый промысел Таиланда – Бонгкот («лотос» в переводе с тайского). 15 июля будет отмечаться 30-летие с начала эксплуатации проекта. В состав промысла входят месторождения Бонгкот, Тон Сак, Тон Ранг, Тон Нок Йонг, Тон Кун и Пикул.
Владелец промысла – международный консорциум в составе французской Total, норвежской госкомпании Equinor (бывший Statoil) и национальной нефтегазовой компании Таиланда PTTEP. На Бонгкоте добывается 1 млрд кубических футов природного газа в сутки (20% всего тайского газа). Промысел обеспечивает топливом шесть электростанций общей мощностью 800 мегаватт. Часть газа экспортируется. Платформы Бонгкота способны загружать газовозы длиной до 190 м и дедвейтом до 45 тыс. тонн.
На юге страны находится город Паттани, административный центр одноименной провинции. Название происходит от малайского слова petani (крестьянин). Население — 45 тыс. человек. Порт Паттани расположен на южном побережье Сиамского залива. Основные грузы — каучук, кофе, кокосы, рыба, удобрения, нефтепродукты, генеральные грузы. Гавань принимает корабли длиной до 250 м.
К акватории порта примыкает крупное офшорное газовое месторождение Эраван/Платонг с тремя морскими платформами. Они включают терминал SBM-1, предназначенную для аварийных ситуаций, и установки для подготовки и перекачки газа (FSO) Erawan и Pattani Spirit. Платформы могут обслуживать газовозы дедвейтом до 120 тыс. тонн. Недалеко от Паттани расположены еще два газовых месторождения с универсальными платформами FSO — Тантаван и Бенчамас.
Важным населенным пунктом на западном побережье Тайланда является Пхукет. Это — крупнейший остров Таиланда, соединенный с материковой частью королевства тремя мостами. Ранее его развитие было связано с добычей олова и каучука. Сегодня основные доходы остров получает благодаря туризму. Название острова Пхукет происходит от малайского слова, означающего «холм». Альтернативный вариант предполагает происхождение названия от двух тайских слов — phu (гора) и ket (цветное стекло).
Пхукет исторически был транзитным пунктом на пути между Индией и Китаем. Во второй половине XVI века голландцы основали здесь торговый пост, а затем концессию по добыче олова. В XVII веке здесь появились новые концессии — португальская, английская и французская. В XIX веке для работы на оловянных рудниках на Пхукет начали массово прибывать китайские иммигранты. Население острова стало преимущественно китайским, и лишь прибрежные деревни по-прежнему оставались заселенными рыбаками-малайцами.
Порт Пхукета расположен на побережье залива Макхам в восточной части острова. Два универсальных причала позволяют принимать суда длиной до 210 м и осадкой до 9,5 м (танкеры — до 6 м). Основные грузы — продукты питания, каучук, контейнеры и нефтепродукты (бункеровка судов).
МОРСКИЕ ВОРОТА СТРАНЫ СУЛТАНОВ.
Еще одной из дружественных России стран в АТР остается Малайзия. Она уникальна по своей структуре — это объединение 13 государств. Девять из них — монархии, включая 7 султанатов. Крупнейшим морским портом этого государства является Порт-Кланг. Это «морские ворота» столицы страны Куала-Лумпура. Порт-Кланг, расположенный на западном побережье Малаккского пролива, в британский колониальный период назывался Порт-Суиттенхэм. Гавань была официально открыта в 1901 году. Она специализировалась на экспорте каучука и олова.
Во время Второй Мировой войны гавань была разрушена бомбардировками, но вскоре восстановлена. После войны здесь базировались британские и американские войска. В конце 1960-х годов в порту началось строительство новых глубоководных причалов. В 1972 году гавань переименовали в Порт-Кланг. В следующем году здесь был открыт контейнерный терминал, в 1982 г. — наливной, спустя еще год — насыпной.
В 1988 году на острове Пулау-Индах, соединенном с материком двумя автомобильными мостами, началось строительство Западного порта (Westports Malaysia). В 1993 году поблизости создана свободная экономическая зона. В 2000 году в устье реки Кланг построили огромный Северный порт. Саут-Пойнт, самая старая часть, основанная британцами в начале XX века, включает пассажирский терминал и причалы для скоростных судов. Там также переваливают пальмовое масло, каучук, насыпные грузы, автомобили, промышленное оборудование, контейнеры.
Западный порт обслуживает грузы всех типов, имеет пять контейнерных терминалов и рефрижераторное хранилище. Северный порт — самый крупный — обрабатывает контейнеры, жидкие, сыпучие и опасные грузы. Он имеет пассажирский терминал и логистические парки. Регулярные паромные линии связывают Порт-Кланг с островом Пулау-Кетам, а также индонезийскими портами Танджунгбалай и Думай. Годовой грузооборот гавани — 250 млн тонн.
КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА В ДЖУНГЛЯХ.
Самый южным городом континентальной Азии является Джохор-Бару. Его основали в 1855 году на месте небольшой рыбацкой деревни. В первые годы он назывался Танджунг-Путери. Через 10 лет название было заменено на Джохор-Бару. Молодой город стал столицей султаната Джохор.
Джохор-Бару отделен от Сингапура Джохорским проливом, через который проложены мост и дамба. Джохор-Бару с населением полмиллиона человек — второй по населению город страны после столицы Куала-Лумпура. Город активно развивается как промышленно-торговый, культурный и туристический центр.
Местный порт Танджунг Пелепас возведен на восточном берегу реки Пулай. В порту действуют 14 причалов общей длиной 5 км на глубине от 15 до 19 м. Площадь открытых грузовых площадок — 1,2 кв. км. Основные грузы — контейнеры и нефтепродукты (бункеровка). Годовой грузооборот контейнеров – 12,5 млн TEU.
Основным транзитным пунктом между Индонезией, Малайзией и Таиландом считается глубоководный порт Пинанга. Его годовой грузооборот составляет 150 млн тонн. Остров Пинанг открыт в XV веке китайцами. Сначала эта территория называлась Ка-Сату (первый остров), а затем переименована в Пулау-Пинанг (остров арековой пальмы). В 1786 году британская Ост-Индская компания приобрела Пинанг у местного султана за 6 тыс. испанских долларов в год — в обмен на защиту от воинственных соседей из Сиама (Таиланда) и Бирмы (Мьянмы).
В то время остров был полностью покрыт джунглями. Поэтому было объявлено, что каждый переселенец сможет получить здесь столько земли, сколько сумеет расчистить от диких зарослей. Англичане переименовали Пинанг в остров принца Уэльского и построили форт Корнуоллис. Вскоре вокруг укрепления была построена столица султаната Кедах — Джорджтаун, получивший название в честь короля Георга III. Это первый город, основанный англичанами в юго-восточной Азии.
В 1826 году Пинанг вместе с Малаккой и Сингапуром образовали колонию Стрейтс-Сеттлментс («поселения у проливов»). В 1946 году остров стал частью Малайского Союза, а затем — Малайской Федерации, получившей независимость в 1957 году.
Пинанг — центр туризма и место проведения различных бизнес-форумов. Кроме того, это «азиатская Кремниевая долина». Здесь расположены предприятия таких гигантов, как AMD, Intel, Motorola, Hitachi, Bosch, Osram.
Символ Пинанга — мосты, соединяющие островную и материковую части штата. Протяженность самого нового из них, открытого в 2014 году — 24 км, из которых 17 км находятся над водной поверхностью. Это один из самых длинных мостов в Юго-восточной Азии.
АРХИПЕЛАГ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
В перечень крупнейших портов Малайзии также входят Лабуан и Лангкави. Федеральная территория Лабуан состоит из большого острова Пулау-Лабуан и шести меньших островов. Общая площадь архипелага — 92 кв. км. В древности Лабуан был частью индуистской империи Маджапахит, а в XIV веке перешел под власть султаната Бруней.
В 1840 году англичане стали использовать остров для борьбы с пиратами. Затем они организовали здесь базу подводной телеграфной линии, проложенной между Сингапуром и Гонконгом. В 1848 году остров стал английской колонией в составе протектората Северный Борнео. Во время Второй Мировой войны остров был оккупирован японцами и переименован в Пулау-Майда в честь погибшего здесь японского генерала. В июне 1945 года эту землю освободили австралийские войска.
В 1963 году Лабуан вошел в состав малазийского штата Сабах в Восточной (островной) Малайзии, а спустя 20 лет объявлен федеральной территорией. В 1990 году на острове учреждены международный оффшорный финансовый центр и свободная экономическая зона. Население территории — 90 тыс. человек, административный центр — город Бандар-Лабуан.
Глубоководный порт Лабуан расположен в Южно-Китайском море в 8 км от острова Калимантан (Борнео). Лабуан — порто-франко, где не взимаются налоги, акцизные пошлины и таможенные сборы. Ежегодно там разгружают порядка 100 млн тонн таких товаров, как нефть и нефтепродукты, пальмовое масло, древесина, каучук, текстиль.
Лангкави — архипелаг в Малаккском проливе Андаманского моря, на северо-западе Малайзии. Острова находятся недалеко от границы с Таиландом. На них живут 100 тыс. человек, половина из которых сосредоточена в городе Куах. В 1987 году архипелаг объявлен зоной свободной торговли, где не взимаются налоги, сборы и пошлины.
Главный порт архипелага, Телук Ева, построен на севере острова Лангкави. Гавань включает 4 причала — главный, малый, Petronas Jetty (перевалка нефти и нефтепродуктов) и Lada’s Barter Trade Jetty. Среди других грузов - уголь, контейнеры, генеральные грузы. Порт способен принимать до 4 тыс. кораблей в год.
Справка ИА «Девон»:
Малайзия является нефтедобывающей страной и одним из крупнейших экспортеров сжиженного природного газа. Одной из крупнейших компаний страны является PETRONAS (сокращенно от Petroliam Nasional Berhad). Эта вертикально-интегрированная компания создана в 1974 году правительством Малайзии. Основным регионом деятельности является Малайзия, однако нефтегазодобыча ведётся в более, чем 20 странах. Головной офис компании находится в башнях Петронас. Они являются самыми высокими башнями-близнецами в мире с 1998 г.
Доказанные запасы углеводородов компании на 2021 год составляли 5,55 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте, из них 3,28 млрд баррелей — в Малайзии. Здесь же работает тайская нефтегазовая компания PT Exploration & Production. PTTEP - дочерняя компания госкомпании PTT Public Company Limited . Компания была основана в 1985 году. Компания работает по всему миру – от Австралии до Южной Америки.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транспорт, вода, история