Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Живые истории героев татарстанской нефти

(8 ноября 2021 07:05 , ИА "Девон" )
«Татнефть» запустила интернет-проект «Историю вершат люди».  Его главными героями являются ветераны-нефтяники. Сайт поможет сохранить истории-воспоминания людей, фотографии и видео уже ушедшей эпохи, считают в компании. Информагентство «Девон» приводит несколько историй героев этого проекта (в сокращении).

РОДЫ НА БУРОВОЙ И ГОЛОДНЫЕ ВОЛКИ
 
Нурсина Гилязовна СУЛЕЙМАНОВА родилась в 1918 году в Альметьевске. В 1942 — 1983 годах трудилась в Альметьевском управлении буровых работ (ныне УК "Татбурнефть"). Сулейманова поработала первой буровичкой, кочегаром, буровой рабочей, трубоподатчиком, кладовщиком и подсобной рабочей. Вот ее воспоминания:
 
«Скважина № 1 объединила многих девчат, кто пришел на нее работать. Не от хорошей жизни, не ради подвига - надо было кормить семьи. После 12-часовой смены еще и рубили лес под буровую, рыли землю, на себе возили камень, ворочали тяжелейшим оборудованием. И хотя были здоровыми, деревенскими (кровь с молоком) девушками и женщинами, случалось разное. В жару теряли сознание от обезвоживания и слабости, зимой промерзали насквозь…»
 
«Глинистый раствор превращал их в ледяных матрешек. Запасной одежды (все нищета!) не было, да и возможности обсушиться - тоже. Так и шли за многие километры домой. А там их ждали с теплой водой, с горячей печкой мамы и сестрички. Иногда в домах буровичек стоял вой – это с кровью и болью девушки резиновые чувяки ножами от ног отскабливали».
 
«А мамы плакали: как же завтра на работу выйдешь? Ведь законы военного времени были строги – не то, что за пропуск, за опоздание под суд отдавали.
После четырех часов сна – снова в путь, на буровую. Получаемую пайку хлеба несли в семью. Привычный «тормозок» - в лучшем случае ломоть хлеба, а обычно - картофелина с луковкой. Бывало, что о перекусе вспоминали лишь после смены, по дороге домой».
 
«Случались авралы, когда сутками с буровой нельзя было уйти, и приходилось туго. Мужичкам полегче – у них и еды побольше, да и при необходимости поделятся друг с другом. Женщины же по мусульманскому обычаю и застенчивости обычно ели в стороне. Спросят у девушки буровики – есть, мол, чем червяка заморить? А та головой кивнет, хотя у самой ни крошки в кармане».
 
«Скидок на женский пол делать было не принято. Например, Сахиба Миннапова сына чуть не на буровой родила. Схватки у нее начались на 20-метровой высоте, когда она затаскивала вверх трубы. Там у здорового человека голова кружится, а Сахиба на последних днях беременности. К счастью, оказалась на буровой машина, привезшая глину. Вот на ней с гиком и поехала она рожать сыночка. И после дома долго не залежалась – через 2 недели после родов, как и обговорено законом, уже на работе была».
 
Больше всего запомнился Нурсине Сулеймановой рассказ Мухтарамы МУХАМАТХАРАСОВОЙ о волках:
«Единственное, чего мы боялись – это волков. Отходим от буровой – они тут как тут. Туловища вытянутые, потому что от голода худые. Их тени постоянно мелькали рядом с нами. Мы успокаивали себя, что волки нами побрезгуют. Мы ведь не от печи с душистым хлебом шли, а от буровой нефтяной. Наша одежда была насквозь, до исподнего белья, пропитана нефтепродуктами. Может, это действительно спасало?»
 
«Мы на буровой делали из пакли катыши-факелы, обмакивали их в солярку, благо ее было достаточно. Вот так и шли по лесу. Мелькнет волчара, мы машем факелом, кричим. Тогда ведь много нападений на людей было. Наши мамы что придумали – привязывали к нашим лаптям, калошам и чувякам лоскутки от наперников и мешковин. Волки лыко и резину не едят. Значит, по ним можно будет распознать, чьи косточки остались. Так и бежали по лесу с этими тряпками, с глазами размером с чайное блюдце от страха».
 
О том, как в тяжелые военные и послевоенные годы в республике создавалась новая индустрия, читайте здесь  – прим. ИА «Девон».

 
«ПАЛЬЦЫ НАМ РАЗЖИМАЛИ»
 
Труд нефтяников тяжел и в мирное время. Ветеран «Татнефти», известный краевед Рафик АМИРХАНОВ (1932 -2020) рассказывает:
«Всегда помню об аварии, произошедшей в начале 1953 года на втором промысле («Миннибаево»). Ликвидацию её последствий можно считать уникальной и самой трудоемкой в ликвидации в истории «Татнефти».
 
«В один из зимних дней резко снизилось поступление нефти на сборном пункте скважины № 91. Где-то произошел порыв трубопровода, - продолжает Рафик Хазимович. - На установление места порыва трубы были привлечены все обходчики и свободные от вахты операторы. Только на вторые сутки удалось установить место порыва: на трубопроводе, идущем от скважин, у деревни Сулеево. Установили после появления из-под снега нефти на огородах ближних домов».
 
«На месте аварии работали почти все операторы бригады. На помощь пришли и местные жители, - вспоминает краевед. - Сулеевцы по собственному желанию взяли на себя вопросы нашего питания. На ликвидацию аварии потребовалось около трех суток. Было выкопано более 60 метров траншеи под более чем двухметровым слоем снега. Снег был полностью пропитан нефтью, которая вытекала, как вода из родника».
 
«Кругом стояла стена, «плачущая» черной жижей, - делится Амирханов. - Люди работали до полного изнеможения. Техники не было. Инструменты – лопаты, ломы и ведра. От перенапряжения немели руки. К концу ликвидации аварии люди настолько ослабли, что без посторонней помощи не могли разжать пальцы, чтобы освободиться от лопаты и лома. Пальцы нам разжимали».
 
ВЫШКОМОНТАЖНИК – «ДИРИЖЕР»
 
Александр Григорьевич ТИМЧЕНКО (1927-1984 гг.) – один из пионеров освоения нефтяных месторождений Татарии. Он одним из первых пришел к индустриальному методу вышкостроения. Тимченко перешел в отстающую бригаду и поднял её на соревнование за звание бригады коммунистического труда.
 
Юго-восток Татарии начала пятидесятых представлял собой огромную экспериментальную площадку. Здесь впервые в нефтедобывающей отрасли в массовом порядке внедрялся новый забойный двигатель – турбобур. Тогда ломались старые нормы бурения.

Буровые бригады одна за другой добивались невиданных скоростей проходки, о которых в недалеком прошлом не смели и мечтать. Но успехи буровиков нередко пропадали даром. Пробурив скважину досрочно, бригада порой долгими неделями ожидала новых точек. Вышкостроители не поспевали за высокими темпами бурения.
 
Одним из первых вышкомонтажников, который взялся за внедрение нового метода строительства вышек, был Тимченко. Когда он перетаскивал блоки, специально посмотреть на эту операцию приезжали и руководство, и коллеги. Словно дирижёр большого симфонического оркестра, Александр легко и изящно руководил серьезной техникой, целой группой тракторов, людьми. Но специалисты знали, какое напряжение он при этом испытывал.
 
Тимченко хорошо понимал: от него, от его бригады зависит судьба нового метода. Если операция не удастся, то метод будет скомпрометирован и его внедрение надолго застопорится. Поэтому так тщательно он к каждому перетаскиванию разрабатывал специальные сигналы для трактористов, определял точное место каждому рабочему.
 
Решение задачи крупноблочного вышкостроения – не только перебазирование, но и быстрая, слаженная работа коллектива в момент монтажа и демонтажа буровой. Александр Тимченко приложил немало усилий к тому, чтобы бригады освоили смежные профессии, настаивал на механизации некоторых трудовых процессов.

Вместе с инженерами и технологами участвовал в модернизации узлов и деталей буровой установки, вспомогательных механизмов. Так были разработаны и внедрены быстросъёмные соединения, значительно облегчившие монтажные работы, и многие другие усовершенствования.
 
Александр Тимченко - Герой Социалистического Труда. Дважды награжден орденом Ленина. Получил ордена «Октябрьской Революции» и «Трудового Красного Знамени».
 
ЖИВЫЕ ИСТОРИИ
 
Инициатором проекта «Историю вершат люди» стал генеральный директор «Татнефти» Наиль МАГАНОВ. За два года видеоинтервью было взято у более чем тысячи ветеранов «Татнефти» и сервисных предприятий. Опрашивали и тех, кто, не состоял в штате компании, но всю жизнь трудился рядом с нефтяниками. Это учителя, врачи, работники культуры и ЖКХ и т.д. Эти видеоинтервью и составляют основу нового сайта, пишут «Нефтяные вести» (София ГАРИФУЛЛИНА).

Каждая персона представлена визиткой, фотографиями, хроникальными снимками, газетными публикациями и видеоинтервью. Это не база данных, а живой (раздел неслучайно назван «Живые истории») и эмоциональный сайт о людях. Среди них - Герои Социалистического Труда, а также известные первопроходцы, передовики производства.
 
В видеоинтервью очевидцы эпохи вспоминают, как развивалась нефтяная или иная отрасль. Из этих рассказов можно узнать, как в советское время работали геологи, буровики, добытчики, газопереработчики, строители, транспортники и представители других служб «Татнефти». Во многих рассказах есть интересные подробности, детали работы и быта того времени.
 
Над проектом работают сотрудники пресс-службы «Татнефти», Благотворительного фонда «Татнефть». Были привлечены кадровые службы, советы ветеранов, представители корпоративных и региональных СМИ, ветераны журналистики, студенты Альметьевского нефтяного института (АГНИ).
 
Интерфейс сайта удобен и гибок. Там можно найти страничку ветерана, вписав его фамилию или место работы в поисковую систему в разделе «Найти ветерана». Более того, каждый посетитель сайта может и сам поделиться данными и историей о ветеране, информации о котором нет в архиве ресурса. Каждый сможет участвовать в воссоздании истории страны, города, предприятия и своей семьи.
 

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: история, Татнефть, Татарстан нефтедобыча

 

к следующей новости раздела

9 ноября 2021

Первый нефтяной генерал Татарии

к предыдущей новости раздела

5 ноября 2021

Как нефтяники в черном золоте искупались

к следующей новости главной ленты

8 ноября 2021

Нефтесервис РФ получит отечественные системы для многозабойных скважин

к предыдущей новости главной ленты

5 ноября 2021

Как нефтяники в черном золоте искупались