«Сахалинский нефтяник» - репортаж о репортаже
(
14 августа 2021 19:47 , ИА "Девон" )
Опубликованный ранее очерк Адиб Маликов завершил такими словами:
«Едва успел познакомиться и подружиться с охинскими нефтяниками и журналистами местной газеты «Сахалинский нефтяник», как нужно было уже собираться в обратный путь. Но грешно было бы не сказать также теплого слова о своих коллегах—журналистах. В газете собрались отличные ребята — непоседы, жизнелюбы. Ради хорошей новости готовы лететь, ехать, плыть в любой конец острова. Всегда чувствуют пульс времени.
Я предложил охинским газетчикам наладить связь с альметьевской газетой «Знамя труда». Это было с радостью принято».
В свою очередь, корреспондент «Сахалинского нефтяника» Н.Широкова публиковала статью, в которой показала гостя как пытливого журналиста, разбирающегося в тонкостях нефтяного дела. Редкий случай, когда журналист делает репортаж о… репортаже своего коллеги. По следам поездки Адиба Маликова появилась статья «Татарский поэт - у охинских буровиков». Информагентство «Девон» публикует его в сокращении.
ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ
Один из сборников татарского поэта Адиба Маликова открывается стихотворением «Асфальтовые дороги». Сейчас судьба водит Адиба Маликовича по охинским дорогам; он, как человек, хорошо знакомый с нефтяной отраслью, чутко подмечает приметы края, где люди заняты тем же делом, что и герои его повестей и поэм.
Прошла вахтовая машина. Сейсмики поехали на новую площадь. Над тайгой показались пики буровых вышек. Всё близко, дорого... Вот только асфальта нет! Шофер Володя притормаживает, чтобы не врезаться в желтое облако пыли, поднятое прошедшей машиной; потом снова бросает вперед свой газик, и позади остаются такие же пыльные самумчики.
—Так к кому мы едем? — уточняет Адиб Маликович.
—В бригаду Ошанина. Бригадир сейчас в отпуске, а его «хозяйство» ведет пока старший мастер Феоктистов.
Сахалин для Маликова не так уж и нов: в 1945-м он воевал здесь разведчиком.
— От вас я поеду в те края, где служил. Я слышал, там сейчас новые названия: Победино, Поронайск...
А вот охинская земля нова, здесь он впервые. Интересно сравнить далекий нефтяной край со своим, родным; наши нефтепромыслы — с промыслами своей республики. Интересно познакомиться с сахалинскими геологами, буровиками, нефтяниками — им быть героями завтрашних очерков писателя.
«ВЫПИТЬ» ОЗЕРО
Девятнадцатая буровая на Одопту встретила гулом. Ивана Дмитриевича Феоктистова отыскали на берегу озерка, у насосов, он прикидывал, хватит или не хватит озера до конца бурения.
—Ну и как, Иван Дмитриевич? Хватит?
—Выпьем его, это точно. А хватит ли... Родников здесь нет. Вот если дожди пойдут—тогда, может, хватит.
—Мы видели траншею, когда ехали сюда, — говорит Адиб Маликович, — по-моему, водопровод тянут?
—Водопровод будет. Это— пока, чтобы бурение не задерживать.
—Сколько вам здесь бурить?
—2600 – проектная глубина.
—А забой?
—Сегодня 1360 метров. Сейчас подъем идет.
—А нам только что в конторе бурения сказали, что у вас 1292 метра. Шестьдесят восемь метров еще «не дошли» до сводок?
— Сегодня дойдут. Путь не близкий, сами видели, — смеется Феоктистов.
В будке на стене — листок с обязательствами. Пока бригадир в отпуске, бригада перешагнула трехгодовой рубеж пятилетки: выполнила его 28 июня, «не дождавшись» намеченного срока; на 1 июля у них уже был 131 метр в счет четвертого года.
Кстати, у этой бригады лучшее производительное время в первой конторе бурения. Читателю достаточно такого факта. Но цифру мы все-таки назовем: 92.2 процента — это для бригады мастера Дудуна из второй конторы бурения, с которой соревнуются ошанинцы. Может, колендинцы тоже сообщат о своих успехах и побыстрее пришлют на Тунгор ответные обязательства. Их там ждут.
—Иван Дмитриевич, чем вы объясняете хорошие показатели бригады?
- Безаварийная проводка — раз. Во-вторых, старые опытные кадры. В-третьих, бурим трехсекционным турбобуром — двух турбобуров на всю скважину хватает. Применяем автоматический ключ, клиновой пневматический раскрепитель — это, в-четвертых.
Адиб Маликович понимающе кивает, он знает: залог успеха везде одинаков — и на Сахалине, и в Татарии. Безаварийность, новая техника, опыт — хорошие слагаемые.
- А вы давно в буровики подались?
- В войну начинал еще.
- Бо-ольшой стаж... А откуда родом?
—Из Альметьевска.
—О! Земляки, значит, — обрадовался Маликов. — Давно не были? У нас, так же, как здесь, пятнадцать лет назад на лошадях оборудование возили. Сейчас, не узнать Альметьевск, во всем вырос. Могу похвалиться: даже отделение Союза писателей открыли, десять человек нас. Тут вот кто-то пошутил, что книгу о вас приехали писать, только это не так просто. Вот у вас трудная работа, а у нас, может, чуточку потруднее. Очерк — постараюсь. О всех вас—сахалинцах, о вашем труде, об Охе, об Охотском море.
ВПЕРЕДИ - ВЕСЬ ОСТРОВ
...И еще одно знакомство состоялось в этот день - с молодым мастером Владимиром Никифоровым. Дела у них на 17-ой шли хорошо, да вот беда — сварился раствор. Из семнадцати выигранных дней четыре наверняка пропали. Досадно, конечно, но... «Наверстать можно, наверстаем», — сказал мастер.
У них в будке обосновался необычный жилец – ласточка гнездо свила. Буровики боятся потревожить ее — не заглядывают туда, но догадываются, что потомство будет. Вот к тому времени, когда выведет пичуга своих птенцов — и бригада, наверно, благополучно завершит свою буровую, немного осталось.
В окрестностях семнадцатой буровой встретился деревянный щиток с надписью: «Здесь ведет работы СУ-8». От этой «визитной карточки» в обе стороны протянулась траншея: здесь ляжет водопровод, о котором говорил Феоктистов. По всей площади протянутся пресноводные вены —на промысел, на буровые. Обычные заботы, они никогда не кончаются...
А у Маликова — впереди еще весь остров. Новые знакомства, встречи в Охе, в других сахалинских городах.
Мы попросили Адиба Маликовича дать несколько стихотворений для газеты, чтобы знакомство с охинцами состоялось не только там, где он успел побывать. Чтобы их прочитали все нефтяники.
12 июля 1968 г.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Маликов Адиб , история, Сахалин