Незамерзающий выход в свет
Как Архангельск и Мурманск превратились в опорные базы России в Арктике.
(
26 октября 2022 06:03 , ИА "Девон" )
В августе Правительство России утвердило план развития Северного морского пути до 2035 года. Документ предполагает модернизацию береговой инфраструктуры, на которую должны выделить почти 1,8 трлн. рублей. При этом наибольшее внимание уделено Мурманской области. Там планируется строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа, терминала навалочных грузов, реконструкция объектов третьего грузового района морского порта Мурманск и т.д.
В рамках развития СМП планируется и развитие Архангельского транспортного узла. Об истории и роли северных портов в истории нашей страны пишет Григорий ВОЛЧЕК в своих статьях, опубликованных в издании
«Нефтянка». Информагентство «Девон» приводит подборку этих материалов.
УДАРНАЯ СТРОЙКА ЦАРИЗМА
В начале Первой Мировой войны немцы заблокировали судоходство в Балтийском море. В обширной северо-западной части Российской империи остался только один действующий порт — Архангельск. Когда наступила зима и навигация в Архангельском порту прекратилась, стало очевидно, что России срочно необходим новый порт на северо-западе, причем незамерзающий. Для этого отлично подходило побережье Кольского полуострова, которое благодаря теплому Северо-Атлантическому течению никогда не покрывается льдом.
В течение короткого арктического лета на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря были построены репер и временная пристань. 1 сентября 1915 года в новом порту пришвартовалось первое судно — прибывший из Нью-Йорка пароход Drott с грузом железнодорожных рельс и стрелочных переводов. Через год железнодорожная ветка связала порт со станцией Кандалакша. 4 октября 1916 года был основан город Романов-на-Мурмане, после падения монархии переименованный в Мурманск. Во время Гражданской войны город захватили войска Антанты. Основу эскадры и гарнизона составляли англичане. Интервенция продлилась полтора года.
В 1921 году Мурманск стал административным центром вновь образованной губернии. Тем самым был поставлен абсолютный рекорд — пройти путь от первого колышка до губернского центра всего за 6 лет не удавалось ни одному российскому городу! В 1933 году юный, но уже заметно разросшийся Мурманск, ставший базовым портом Главсевморпути, по годовому грузообороту — 1 млн тонн — догнал Архангельск, существовавший еще с допетровских времен.
В первые недели Великой Отечественной войны возникла угроза оккупации территории. Портовое оборудование Мурманска — краны, транспортеры, погрузчики — было эвакуировано в Архангельск. Но вскоре оно было возвращено обратно в связи с началом ленд-лизовских поставок по северному маршруту (арктических конвоев). Кроме того, союзники предоставили Мурманскому порту несколько пароходов с мощными грузовыми стрелами, которые использовались как плавучие краны.
Всего за время войны Мурманский порт, находившийся в прифронтовой зоне, под постоянными обстрелами и бомбежками противника, принял 250 судов с 2 млн тонн различных грузов (в основном, военных). Были отремонтированы 1,1 тыс. боевых и торговых кораблей, переоборудовано для военных нужд 55 гражданских судов. Кроме того, мурманские рыбаки выловили около 1 млн тонн рыбы. За героизм, проявленный мурманчанами в годы Великой Отечественной войны, Мурманск награжден почетным званием «Город-герой».
В 1954 году Мурманский порт был открыт для международного сообщения. После этого началась масштабная реконструкция гавани, занявшая почти четверть века. Важнейшим элементом нового облика порта стал запущенный в 1977 году глубоководный причал для перевалки генеральных грузов, способный принимать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн.
СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ
В настоящее время Мурманск с населением около 300 тыс. человек — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом (он находится на 69-й параллели). В 2010 году город получил статус особой экономической зоны. Мурманск справедливо называют столицей российской Арктики. Поблизости от Мурманска находится Североморск — база Северного флота ВМФ России. Также большое количество воинских частей расположено в поселках-спутниках Мурманска — Коле, Росляково, Сафоново, Мурмашах, Кильдинстрое, Шонгуе, Выходном, Молочном, Щукозере.
Мурманская гавань состоит из трех частей (портовых зон) — рыбной, торговой и пассажирской. Площадь крытых складов составляет 60 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 250 тыс. кв. м. В порту действуют 111 причалов общей длиной более 13 км. Годовой грузооборот порта — около 70 млн тонн, из них нефти и нефтепродуктов — около 3 млн тонн в год. Емкость резервуарного парка оценивается в 76 тыс. тонн. Годовой пассажиропоток — 150 тыс. человек. К порту Мурманска приписаны все атомные ледоколы России. Портовый комплекс включает значительные судоремонтные мощности.
Помимо основного бассейна, к Мурманской гавани относится и грузовой район (портопункт) Лавна. Он расположен на противоположном, западном берегу Кольского залива, при впадении в него реки Лавна. Там строится огромный угольный терминал мощностью по перевалке до 18 млн тонн в год. Главная достопримечательность Мурманского порта — нефтяной терминал «Белокаменка». Это крупнейший рейдовый терминал в России, вмещающий до 360 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов и переваливающий в год до 5 млн тонн наливных грузов.
Рейдовый перегрузочный комплекс представляет собой огромный танкер-накопитель. Это крупнейшее российское судно длиной 340,5 м, шириной 65 метров и высотой борта 31,5 м. Он «припаркован» в акватории Кольского залива в районе села Белокаменка при помощи мощной якорно-швартовной системы.
Уникальный комплекс создан на базе переоборудованного танкера Berge Pioneer. На стационарную рейдовую стоянку танкер встал в феврале 2004 года. На «Белокаменке» вахтовым методом работают два экипажа по 34 человека каждый. Вся нефть с «Белокаменки» отправляется на экспорт. Услугами терминала, в основном, пользуются «Роснефть» и ЛУКОЙЛ.
Еще один уникальный нефтегазовый объект возводится недалеко от Мурманска — в губе (заливе) Ура, недалеко от поселка Видяево. Морской перегрузочный комплекс НОВАТЭКа предназначен для приема сжиженного природного газа с газовозов ледового класса и кратковременного хранения и отгрузки СПГ в газовозы без ледового усиления для отправки на экспорт. Продукция будет поступать из порта Сабетта, с завода по сжижению газа «Ямал СПГ».
Комплекс представляет собой три рейдовых (плавучих) причала и береговую инфраструктуру. На двух причалах планируется стационарная швартовка огромных плавучих хранилищ газа длиной 330 м и шириной 60 м. Хранилища будут заполняться СПГ. Его будут доставлять газовозы типа Yamalmax длиной 300 м, шириной 50 м и осадкой 13 м. У третьего — вспомогательного — причала будут швартоваться буксиры и суда обслуживания.
УПАДОК И ВЗЛЕТ АРХАНГЕЛЬСКА
Первое упоминание о первогороде на месте нынешнего Архангельска датировано 1419 годом. Тогда это был Михайло-Архангельский монастырь, расположенный на мысе Пур-Наволок в устье Северной Двины, в 50 км от ее впадения в Двинскую губу Белого моря. Тогда обитель была опустошена норвежцами-мурманами. В 1553 году возле другого монастыря, Николо-Корельского, были построены пристань и лабазы для морской торговли с Англией и Голландией.
В 1583 году, в связи с угрозой нападения Швеции, Иван Грозный издал указ о строительстве на мысе Пур-Наволок города для корабельной пристани. Вскоре здесь появился деревянный город, острог и порт, официально открытый для захода иностранных морских судов. Поселение получило название Новохолмогоры, затем сменившееся на Архангельск.
В 1693 году Архангельск посетил молодой царь Петр I. Именно тогда 21-летний Петр впервые в жизни вышел в море. Идя на пушечной яхте, государь сопроводил караван голландских купеческих судов до горла Белого моря. Затем на верфи Среднего Соломбальского острова он заложил первый русский торговый корабль «Святой Павел». В 1702 году на Северной Двине, по обе стороны фарватера, впервые в России было установлено навигационное оборудование.
В 1718 году Петр I, ранее существенно поднявший статус Архангельска, совершил обратное действие. Желая укрепить новую российскую столицу, он перенес практически всю морскую внешнюю торговлю из Архангельска в Санкт-Петербург. Грузоперевалка в порту Архангельска сократилась до минимума. Частично этот упадок был компенсирован возобновлением строительства на архангельских верфях военных кораблей и открытием на Соломбале адмиралтейской школы.
В 1762 году, в первый же год правления Екатерины II, молодая императрица восстановила историческую справедливость и уравняла в торговых правах порты Архангельска и Санкт-Петербурга. Количество кораблей, прибывавших в северную гавань, в течение короткого времени увеличилось в 10 раз. Новый этап экономического подъема Архангельска связан с наполеоновскими войнами. В 1807–1813 годах в связи с континентальной блокадой Великобритании Архангельск оставался единственным российским портом, принимавшим иностранные суда.
Во время Пермской Мировой войны, когда Архангельск был единственным открытым портом в европейской части России, в северной гавани ударными темпами были созданы сразу три новых грузовых района — Бакарица, Экономия (аванпорт) и Левый берег. Через них в Россию пошли основные военные поставки от союзных держав Антанты.
Тогда же завершились переоборудование железной дороги до Вологды на широкую колею. В канун революции в гавани работали 36 кранов, а также мощная ледокольная флотилия из 16 судов. Эти безусловные успехи были омрачены одной из самых страшных трагедий в истории российских портов. 26 октября 1916 года на рейде Бакарицы взорвался пароход «Барон Дризен»; погибло более 600 человек.
КУДА ШЕЛ ЛЕНД-ЛИЗ
В годы Гражданской войны, с августа 1918 по февраль 1920 года Архангельск находился под контролем Белой армии и англо-американского экспедиционного корпуса Антанты. После восстановления советской власти архангельский порт быстро достиг довоенного уровня грузооборота, основу которого составил экспорт древесины. В 1938-1941 годах, в ходе реконструкции порта, на острове Мосеев и в Экономии появилось обширное угольное хозяйство. В Бакарице был создан участок для обслуживания арктического ледокольного, научно-исследовательского и вспомогательного флота.
С началом Великой Отечественной войны Архангельский порт снова приобрел стратегическое значение для обороны страны. Уже 31 августа в Архангельск прибыл первый союзный конвой Dervish. Он состоял из шести английских и одного голландского судна, загруженных стратегическим сырьем, военным инвентарем, боеприпасами, топливом и разобранными истребителями Hurricane. Караван сопровождался солидным военным эскортом из 16 кораблей британского ВМФ.
Учитывая критическую значимость Архангельского порта, в военные годы здесь были построены значительные производственные мощности. Это нефтебаза с нефтепирсом, насосной и парогенераторной станциями, железнодорожная ветка Экономия – Исакогорка, 5 причалов, склады, ремонтно-механические мастерские, а также социальные объекты. По ленд-лизу поступило современное портовое оборудование — портальные, железнодорожные, гусеничные и плавучие краны.
В марте 1942 года постановлением Совнаркома Архангельскому порту на правах грузового района был передан Молотовский (Северодвинский) порт. Он мог принимать суда осадкой до 8,5 метров. С августа 1941 по январь 1944 года Архангельск принял 12 северных конвоев. Причем половина этого количества пришлась на самый тяжелый год войны — 1941-й. Несмотря на постоянные бомбежки противника, Архангельский порт, надежно защищавшийся войсками ПВО, ни на день не прервал свою работу.
БАЗА СЕВЕРНОГО ПАРОХОДСТВА
В 1951 году морской порт Архангельска был включен в список портов, открытых для захода иностранных судов. В 1959 году началась масштабная реконструкция Бакарицы, в 1971 г. – Экономии. В мае 1972 года в гавани Архангельска был открыт объединенный морской и речной вокзал. Здание стало одним из символов города, а спустя четверть века появилось на 500-рублевой купюре. Наибольший объем работ был произведен на Экономии. Там реновация заняла более 20 лет, завершившись уже в 1992 году вводом 180-метрового причала для обработки генеральных грузов.
Сегодня Архангельский порт — основная база Северного пароходства. Он выполняет грузовые и пассажирские перевозки по Белому, Баренцеву и Карскому морям, по Северному морскому пути до Анадыря и Петропавловска-Камчатского, а также на заграничных маршрутах. 74 причала общей длиной 9 км позволяют принимать суда осадкой 9 м и длиной 190 м.
Площадь территории порта составляет 215 га, акватории — 1,1 тыс. кв. км; крытых складов — 135 тыс. кв. м, а открытых грузовых площадок — более 500 тыс. кв. м. Годовой грузооборот — 12 млн тонн (фактически — втрое меньше). Мощность нефтеналивного терминала, принадлежащего «Роснефти», превышает 5 млн тонн в год (фактически — 1 млн тонн в год).
Порт принимает активное участие в реализации арктических нефтегазовых проектов, включая строительство СПГ-порта Сабетта и нефтедобывающей платформы «Приразломная». В 2015 году Архангельский порт расширился. Статус его внешнего рейда получил участок акватории в бухте Северная на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа). Это самый северный в мире портопункт, расположенный на 81-й широте.
Транспортная стратегия России предусматривает дальнейшее развитие гавани, включая строительство в 100 км севернее Архангельска нового глубоководного порта на мысе Куйский, в устье реки Куя. Здесь можно будет принимать суда класса Panamax осадкой до 14,5 м и дедвейтом до 75 тыс. тонн. Проектная мощность порта составит 38 млн тонн, включая 10 млн тонн нефтегазовых наливных грузов.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транспорт, вода, история, Танкер, НОВАТЭК, СПГ