Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Налоговый маневр поможет собрать 5 трлн рублей на дороги за 6 лет - эксперты

Акцизы на ГСМ направляют регионам, а для НПЗ вводят невыгодный для них «обратный акциз».

(17 апреля 2019 11:07 , ИА "Девон" )
 
В России среди автомобилистов самыми обсуждаемыми темами всегда были качество дорог и цены на моторное топливо. Как реформы, которые сейчас идут в ТЭК, помогут в реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги»? Что получат региональные бюджеты для улучшения местных и городских автотрасс – об этом говорится в исследовании Центра исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова.

Данный нацпроект должен позволить к 2025 году привести в порядок почти 51% региональных дорог и 85% городских автотрасс. На эти цели предусмотрено 4,8 трлн рублей инвестиций. Федеральный бюджет направит 440,9 млрд рублей, а региональные бюджеты почти в 10 раз больше – 4,139 трлн рублей.
Такой порядок финансирования объясняется тем, что к 2024 году 100% федеральных налоговых доходов от акцизов на горюче-смазочные материалы (бензин, дизельное топливо, и другие) будут направлены в бюджеты РФ, поясняет директор центра Андрей Быстров.

Так, в 2019 году регионы получат 58,1% от всех акцизов, в 2020 году - 66,6%, в 2021 году - 74,9%, в 2022 году - 83,3%, в 2023 году - 91,6%. Финансироваться нацпроект с 2022 года в основном будет за счет акцизов на нефтепродукты, которые будут больше чем на 80% переданы к этому времени регионам.
Норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2018 году составлял 42,6%, а в 2019 году – 39,8% от общего объема топливных акцизов.

Исходя из этого, федеральный бюджет получил от акцизов на нефтепродукты 161,024 млрд рублей в 2018 году и еще 156,977 млрд рублей получит в 2019 году. Согласно Бюджетному кодексу РФ, из акцизных поступлений, которые остаются в федеральном бюджете, только 37% направляются в федеральный дорожный фонд. При этом региональные дорожные фонды забирают у региональных бюджетов акцизы в полном объеме. В 2019 году ставка акциза на бензин класса Евро 5 составляет 13,1 тыс. рублей за тонну, а на дизель – 8,541 тыс. рублей.

Главными источниками пополнения дорожных фондов продолжают оставаться плата за проезд большегрузов по федеральным трассам (тариф в рамках системы «Платон»), штрафы ГИБДД, субсидии федерального бюджета и бюджетов регионов и транспортный налог. Однако, основным источником средств остается нефтянка.
Согласно проекту бюджета на 2019 год, ставка тарифа в рамках системы «Платон» составит с 1 июля 2,24 руб./ км. Это даст бюджету почти 25 млрд руб. по итогам 2019 года и около 26 млрд руб. в 2020 году.

В области топливно-энергетического комплекса завершается «налоговый маневр». Задача реформы ТЭК - в течение 2019-2024 годов постепенно снизить до нуля экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газовый конденсат, одновременно поднимая в равнозначных объемах налог на добычу полезных ископаемых. Рост НДПИ автоматически означает рост закупочной цены для НПЗ.

«Цена на нефть на внутреннем рынке во многом зависит от экспортного «нетбэка» - средней мировой цены за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов. Нефтяные компании на фоне обнуления пошлины стремятся экспортировать максимальное количество сырья, создавая искусственный дефицит на внутреннем рынке», - сказал эксперт.

Быстров напомнил, что задачу по стабилизации внутренних цен на топливо пришлось решать вице-премьеру Дмитрию Козаку. В частности, правительство выстроило систему ограничительных, защитных, страховых и поощряющих механизмов, а в случае возникновения экстремальной ситуации предусмотрело установление заградительных экспортных пошлин».

Основным защитным механизмом стало введение новой подакцизной группы товаров – нефтяного сырья, получаемого НПЗ для переработки. Была определена формула расчета этого акциза, основанная на экспортных ценах на нефть и на соотношении пары рубль-доллар. Запущен механизм «обратного акциза» - по сути, налогового вычета, но с использованием «плавающего» коэффициента.

Однако не все нефтеперерабатывающие заводы могут получить обратный акциз, а только те, которые имеют специальное свидетельство. Его могут получить вертикально-интегрированные нефтяные компании, компании, попавшие под санкции, модернизуемые НПЗ и те, кто активно торгует внутри страны топливом класса Евро 5. Компании могут лишиться лицензии, если будут продавать на внутреннем рынке меньше 10% топлива от количества полученного сырья».

Разногласия между топливными компаниями и правительством – не в обратном акцизе, а в его дополнении, так называемом «демпфирующем» или «плавающем» коэффициенте. Это компенсация компаниям потерь в том случае, если экспортные цены выше средних значений, а рубль – ниже. В его формулу первоначально заложили среднюю цену - 56 рублей за литр бензина и 50 рублей за литр дизеля.

Но в первом квартале 2019 года, когда заработал обратный акциз и его «демпфирующий» коэффициент, мировые цены были ниже, а рубль - выше ожидаемого уровня. Формула сработала не в интересах компаний, а в пользу государства. В начале марта эксперты оценили потери нефтяников от продажи топлива на внутреннем рынке в 55 млрд рублей.

По словам Козака, правительство скорректирует формулу, снизив средние значения цены на бензин и дизель на 5 и 4 рубля соответственно. Решение о корректировке формулы было принято вместе с решением о продлении соглашения между правительством и компаниями по заморозке цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

«Сейчас определяются источники компенсации потерь бюджета от корректировки формулы демпфера. Эти потери Минфин оценил в 120-190 млрд бюджетных рублей в год. Ранее в качестве источника рассматривался Фонд национального благосостояния (ФНБ). В свое время он также обсуждался и как возможный источник финансирования дорожно-строительных затрат. Однако выбор был сделан в пользу акцизов на нефтепродукты, рост которых также отражается на внутренних ценах на топливо», - сказал Быстров.

Нефтяные компании предлагают правительству альтернативные методы решения задач по регулированию топливного рынка, например, перенести обратный акциз с НПЗ на АЗС, сделать обратный акциз плавающим, ввести обязательные объемы поставок на внутренний рынок.

Напомним, что крупнейшие нефтяные игроки еще в ноябре 2018 года обязались в первом квартале 2019 года удерживать цены на НПЗ не выше установленных правительством и увеличить поставки топлива на внутренний рынок на 3% по сравнению с 2017 годом. Соглашение продлено еще на 3 месяца. Правительство планирует за время действия продленного соглашения разработать другой способ контроля внутренних цен - лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: дороги, Налог, деньги, Налоговый маневр, цена бензина, Цена на нефть

 

к следующей новости раздела

17 апреля 2019

Очередного топ-менеджера из Башнефти направили поднимать Антипинский НПЗ

к предыдущей новости раздела

17 апреля 2019

Бугульминский механический завод совместно с Alfa Laval изготовил теплообменник для ТАНЕКО

к следующей новости главной ленты

17 апреля 2019

Транснефть ищет подрядчиков на модернизацию нефтепровода "Альметьевск - Горький-3" в Нижегородской области

к предыдущей новости главной ленты

17 апреля 2019

Бугульминский механический завод совместно с Alfa Laval изготовил теплообменник для ТАНЕКО