Российские грузоперевозчики выходят из нефтеналивного бизнеса на фоне грядущего эмбарго
(
6 октября 2022 12:55 , ИА "Девон" )
В преддверии введения Евросоюзом эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты российские операторы танкерного флота выходят из сегмента «река-море». Так, железнодорожный оператор Railgo Рахмана ХАЛИЛОВА продал принадлежащую ему судоходную компанию «Таганрогский танкерный флот». Сделка состоялась 26 апреля, пишет
«Коммерсант». Новым собственником, пояснили в компании, стало астраханское ООО «Адамант», не аффилированное со структурами Халилова.
В управлении Railgo находилось три танкера класса «река-море», предназначенных для перевозки нефтеналивных и жидких химических грузов: «Леди Лейла», «Леди Севда» и «Леди Рания». Основными партнерами судоходной компании до ее продажи являлись ЛУКОЙЛ, SOCAR и «Казмунайгаз». Объем перевозок составлял в среднем 1 млн тонн нефтепродуктов в год.
Railgo входит в тройку крупнейших железнодорожных операторов РФ по перевозкам нефтеналивных грузов. У компании 35 тыс. цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов, а также 738 химических танк-контейнеров. В Railgo пояснили, что средства от сделки компания планирует инвестировать в увеличение парка цистерн и другие проекты, связанные с транспортом. На решение о продаже повлияли в том числе и санкции.
Railgo не единственный оператор, избавившийся от своего танкерного флота «река-море». Волжское пароходство Владимира ЛИСИНА до конца год завершит выход из нефтеналивного бизнеса. Вслед за пятью танкерами, проданными в сентябре, компания одобрила сделку по продаже еще восьми судов. Волжское пароходство сообщило, что это решение соответствует долгосрочной стратегии по выходу из сегмента перевозок нефти и нефтепродуктов.
«Нефтеналивные перевозки на протяжении последних нескольких лет были убыточными для Волжского пароходства», — сообщила компания. Фирма намеревается сосредоточиться на перевозках пищевых грузов, патоки и жидкой химии.
Загрузка танкеров «река-море» в последние годы планомерно падает. Особенно в сегменте нефтепродуктов, где существенные объемы ушли на железную дорогу. «Российские железные дороги» ввели скидки для Самарской, Уфимской групп НПЗ и Саратовского НПЗ еще в 2017 году. В 2020 году РЖД договорились с «Роснефтью», основным грузоотправителем речного транспорта, о скидках на десять лет в обмен на гарантированную отгрузку на железную дорогу 237,5 млн тонн нефтепродуктов (об этом ИА «Девон»
писал здесь).
Решения о выходе из флота «река-море» компании принимают на фоне грядущего эмбарго на импорт российской нефти морским путем с декабря 2022 года и нефтепродуктов с марта 2023 года. Под запрет ЕС попадет, в частности, рейдовая перевалка. Сейчас ее проводят суда «река-море», выгружающиеся на рейде на крупный танкер третьей страны, следующий в европейский порт.
В рамках шестого пакета санкций судам под российским флагом уже запрещен доступ в порты ЕС с 16 апреля и на шлюзы с 29 июля. Но для энергетических грузов сделано исключение. Член Европейского союза может санкционировать вход судна в порт при обеспечении краткосрочных сделок или контрактов, заключенных до 4 июня, а также для нефти и нефтепродуктов, добытых и произведенных не в России.
Речь идет в первую очередь о казахстанской нефти, которая отгружается в портах РФ. Европейское законодательство не предусматривает абсолютного запрета на приобретение, импорт и передачу нефти и нефтепродуктов в ЕС и доставку таких товаров судами, идущих под флагом России.
Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел ИККЕРТ говорит, что ЕС занимает двойственную позицию. «С одной стороны, очень хочется отказаться от всего российского, — говорит он. — Но экономические реалии вынуждают закрывать глаза на продолжающийся поток российской нефти, прибывающей посредством рейдовой перевалки».
«После введения эмбарго в декабре такой вариант юридически будет нелегальным, так как нефть имеет российское происхождение, - продолжает он. -Однако с высокой вероятностью вряд ли кто-то пойдет на реальное "прикрытие" такой схемы, так как это банально невыгодно». Поэтому возможна перепродажа этой нефти компании—владельцу судна (или трейдеру) нейтральной страны, которая будет транспортировать ее в ЕС под видом нероссийского сырья.
Недавно Информагентство «Девон»
сообщало, что российские нефтекомпании на фоне приближающихся санкций Евросоюза готовятся вернуться к перевозке нефти на восток по железной дороге. Ранее нефтяники предпочитали отправлять нефть и нефтепродукты по магистральным трубопроводам из-за относительной дешевизны перевозок.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транспорт, Кризис