Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Нефтяники РФ снова встают на рельсы

(4 октября 2022 12:58 , ИА "Девон" )
Российские нефтекомпании на фоне приближающихся санкций Евросоюза готовятся вернуться к перевозке нефти на восток по железной дороге — впервые с 2016 года. Структура «Транснефти», «Транснефтепродукт», 25 сентября отправила в порт Козьмино пробную партию нефти объемом 4,4 тыс. тонн, принадлежащую «Газпром нефти». Об этом пишет «Коммерсант».

Как сообщает Argus со ссылкой на железнодорожных экспедиторов, сырье ушло со станции Зуй в Иркутской области. Источники издания поясняют, что такая схема поставок согласована с «Транснефтью». Нефть поставлялась из ее трубопроводной системы. До морского терминала партия дошла 3 октября.

Железнодорожные маршруты, идущие через иркутские станции Зуй и Мегет, а также от Сковородино в направлении Китая или порта Козьмино, активно использовались нефтекомпаниями до 2015 года. Тогда была запущена вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан. ВСТО-2 продлила трубу от Сковородино до наливного терминала Козьмино в Находке, соединив месторождения Восточной Сибири с рынками Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проектная пропускная способность ВСТО-1 от города Тайшет в Иркутской области составляет 80 млн тонн в год. Из них 30 млн тонн уходит по трубе в Китай по ответвлению из Сковородино. Еще около 11 млн тонн в год поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ. Оставшаяся нефть идет по ВСТО-2 на экспорт через Козьмино (до 40 млн тонн в год).

Транспортировка нефти по трубе значительно дешевле, чем по железной дороге. Поэтому с 2016 года интерес к перевозке нефти в цистернах на восток угас. Например, «Роснефти» в 2016 году необходимо было поставить дополнительные 5 млн тонн нефти в Китай.

В качестве одного из вариантов рассматривалась отгрузка сырья со станции Мегет по железной дороге через Монголию. Но такой маршрут был признан слишком дорогим. В итоге железнодорожные станции на маршруте ВСТО, через которые шло до 15 млн тонн нефти в год, стали не востребованы и были частично законсервированы.

Но за последние два месяца часть мощностей вернулась к работе. В частности, возобновила работу станция Грузовая, обслуживающая порт Козьмино.
Это связано с тем, что трубопроводных мощностей не хватает в условиях грядущего нефтяного эмбарго со стороны ЕС. Президент «Транснефти» Николай ТОКАРЕВ отмечал в сентябре, что с учетом роста поставок в Азию система ВСТО работает на максимальной мощности.

В августе экспорт трубопроводной нефти из порта Козьмино достиг рекордных 887 тыс. баррелей в сутки (3,71 млн тонн). Летом компания увеличила пропускную способность ВСТО-2 Козьмино с помощью специальных противотурбулентных присадок. По оценкам правительства РФ, это позволит прокачивать дополнительно 7 млн тонн в год. Источники называют такие оценки излишне оптимистичными.

Санкции ЕС существенно увеличат для российских нефтекомпаний стоимость фрахта танкеров и страхования грузов. Поэтому для некоторых объемов, которые и так планируется экспортировать в Китай, перевозка по железной дороге может стать выгоднее, чем вариант с отгрузкой в танкер на Балтике и последующим 40-дневным путем вокруг Евразии.

Потенциальный объем поставок нефти в Козьмино по железной дороге эксперты Argus оценивают в 7 млн тонн в год. Однако достижению такого уровня отгрузок будут препятствовать отсутствие скидок от РЖД, а также высокая загруженность Восточного полигона. Также, сейчас наблюдается нехватка цистерн для перевозки нефти, поскольку этот сегмент рынка серьезно сокращался в последние годы.

Массовый приход нефтяных грузов на Восточный полигон может дополнительно осложнить положение российских угольщиков. Для них этот маршрут является сейчас основным способом вывоза на экспорт. Дело в том, что нефть по прейскуранту относится к грузам второго класса. Ее перевозка оплачивается выше, чем перевозка угля (первый класс грузов).

Прежде для вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы в восточном направлении действовала специальная квота. Сейчас действие правил недискриминационного доступа к железной дороге на восточном направлении приостановлено. Этот маршрут теперь в первую очередь становится доступен наиболее маржинальным грузам, к которым уголь не относится.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь ЮШКОВ оценивает предельный объем отправок нефти в Козьмино по железной дороге в 4 млн тонн. Он поясняет, что проблема состоит не в пропускной способности Козьмино, мощность которого постепенно увеличивается, а в пропускной способности Восточного полигона.

В ноябре ИА «Девон» писало, что железнодорожные отгрузки нефти на нефтеперерабатывающие заводы России в 2021 году сократились до уровня 2009 г. Ослаблению спроса на такие партии сырья способствовало рекордное удорожание нефти на внутреннем рынке вслед за мировыми котировками и переход переработчиков на более дешевые трубопроводные поставки.

Железнодорожные поставки нефти на российские НПЗ, включая комбинированные отгрузки, снизились в январе-сентябре прошлого года на 400 тыс. тонн и составили 7,44 млн тонн. Отгрузки в январе-сентябре 2019 г., до начала пандемии Covid-19, были вдвое выше. Основное падение пришлось на комбинированные поставки.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: РЖД, трубопроводы, Транснефть, Транспорт

 

к следующей новости раздела

6 октября 2022

«Римеру-Сервис» обязали компенсировать дочке Роснефти некачественное обслуживание УЭЦН

к предыдущей новости раздела

3 октября 2022

"Сахалин-2" остался единственным поставщиком газа на острове

к следующей новости главной ленты

5 октября 2022

В столице обсудят влияние санкций и мобилизации на рынок нефтесервиса

к предыдущей новости главной ленты

4 октября 2022

Казанские ученые помогли ЛУКОЙЛу в 4 раза снизить вязкость нефти, а дебит скважин увеличить в 7 раз