Нефтяники РФ снова встают на рельсы
(
4 октября 2022 12:58 , ИА "Девон" )
Российские нефтекомпании на фоне приближающихся санкций Евросоюза готовятся вернуться к перевозке нефти на восток по железной дороге — впервые с 2016 года. Структура «Транснефти», «Транснефтепродукт», 25 сентября отправила в порт Козьмино пробную партию нефти объемом 4,4 тыс. тонн, принадлежащую «Газпром нефти». Об этом пишет
«Коммерсант».
Как сообщает Argus со ссылкой на железнодорожных экспедиторов, сырье ушло со станции Зуй в Иркутской области. Источники издания поясняют, что такая схема поставок согласована с «Транснефтью». Нефть поставлялась из ее трубопроводной системы. До морского терминала партия дошла 3 октября.
Железнодорожные маршруты, идущие через иркутские станции Зуй и Мегет, а также от Сковородино в направлении Китая или порта Козьмино, активно использовались нефтекомпаниями до 2015 года. Тогда была запущена вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан. ВСТО-2 продлила трубу от Сковородино до наливного терминала Козьмино в Находке, соединив месторождения Восточной Сибири с рынками Азиатско-Тихоокеанского региона.
Проектная пропускная способность ВСТО-1 от города Тайшет в Иркутской области составляет 80 млн тонн в год. Из них 30 млн тонн уходит по трубе в Китай по ответвлению из Сковородино. Еще около 11 млн тонн в год поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ. Оставшаяся нефть идет по ВСТО-2 на экспорт через Козьмино (до 40 млн тонн в год).
Транспортировка нефти по трубе значительно дешевле, чем по железной дороге. Поэтому с 2016 года интерес к перевозке нефти в цистернах на восток угас. Например, «Роснефти» в 2016 году необходимо было поставить дополнительные 5 млн тонн нефти в Китай.
В качестве одного из вариантов рассматривалась отгрузка сырья со станции Мегет по железной дороге через Монголию. Но такой маршрут был признан слишком дорогим. В итоге железнодорожные станции на маршруте ВСТО, через которые шло до 15 млн тонн нефти в год, стали не востребованы и были частично законсервированы.
Но за последние два месяца часть мощностей вернулась к работе. В частности, возобновила работу станция Грузовая, обслуживающая порт Козьмино.
Это связано с тем, что трубопроводных мощностей не хватает в условиях грядущего нефтяного эмбарго со стороны ЕС. Президент «Транснефти» Николай ТОКАРЕВ отмечал в сентябре, что с учетом роста поставок в Азию система ВСТО работает на максимальной мощности.
В августе экспорт трубопроводной нефти из порта Козьмино достиг рекордных 887 тыс. баррелей в сутки (3,71 млн тонн). Летом компания увеличила пропускную способность ВСТО-2 Козьмино с помощью специальных противотурбулентных присадок. По оценкам правительства РФ, это позволит прокачивать дополнительно 7 млн тонн в год. Источники называют такие оценки излишне оптимистичными.
Санкции ЕС существенно увеличат для российских нефтекомпаний стоимость фрахта танкеров и страхования грузов. Поэтому для некоторых объемов, которые и так планируется экспортировать в Китай, перевозка по железной дороге может стать выгоднее, чем вариант с отгрузкой в танкер на Балтике и последующим 40-дневным путем вокруг Евразии.
Потенциальный объем поставок нефти в Козьмино по железной дороге эксперты Argus оценивают в 7 млн тонн в год. Однако достижению такого уровня отгрузок будут препятствовать отсутствие скидок от РЖД, а также высокая загруженность Восточного полигона. Также, сейчас наблюдается нехватка цистерн для перевозки нефти, поскольку этот сегмент рынка серьезно сокращался в последние годы.
Массовый приход нефтяных грузов на Восточный полигон может дополнительно осложнить положение российских угольщиков. Для них этот маршрут является сейчас основным способом вывоза на экспорт. Дело в том, что нефть по прейскуранту относится к грузам второго класса. Ее перевозка оплачивается выше, чем перевозка угля (первый класс грузов).
Прежде для вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы в восточном направлении действовала специальная квота. Сейчас действие правил недискриминационного доступа к железной дороге на восточном направлении приостановлено. Этот маршрут теперь в первую очередь становится доступен наиболее маржинальным грузам, к которым уголь не относится.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь ЮШКОВ оценивает предельный объем отправок нефти в Козьмино по железной дороге в 4 млн тонн. Он поясняет, что проблема состоит не в пропускной способности Козьмино, мощность которого постепенно увеличивается, а в пропускной способности Восточного полигона.
В ноябре ИА «Девон»
писало, что железнодорожные отгрузки нефти на нефтеперерабатывающие заводы России в 2021 году сократились до уровня 2009 г. Ослаблению спроса на такие партии сырья способствовало рекордное удорожание нефти на внутреннем рынке вслед за мировыми котировками и переход переработчиков на более дешевые трубопроводные поставки.
Железнодорожные поставки нефти на российские НПЗ, включая комбинированные отгрузки, снизились в январе-сентябре прошлого года на 400 тыс. тонн и составили 7,44 млн тонн. Отгрузки в январе-сентябре 2019 г., до начала пандемии Covid-19, были вдвое выше. Основное падение пришлось на комбинированные поставки.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: РЖД, трубопроводы, Транснефть, Транспорт