Малотоннажное производство сжиженного газа – будущая революция в энергетике и транспорте?
Рынок МТПСПГ за счет ужесточения природоохранных норм набирает обороты.
(20 сентября 2017 08:09 , ИА "Девон" )Малотоннажное производство сжиженного природного газа (МТПСПГ) может стать «маленькой» революцией в энергетике. Об этом в материале «От малого к большому. Почему СПГ может стать новой «большой волной» пишут эксперты Strategy& Джорджио Бискардини, Рафаэль Шмилл и Адриан Дель Маэстро. Информ-Девон приводит с сокращениями эту статью, обнародованную на конференции «Нефтепереработка и нефтехимия Татарстана».
НОВАЯ, НО ПЕРСПЕКТИВНАЯ ОТРАСЛЬ
Малотоннажное производство СПГ - развивающаяся отрасль, которая уже приносит прибыль и набирает обороты. Она может удовлетворить растущий спрос транспорта на более экологически чистые виды топлива. МТПСПГ также может решить проблемы автономного энергоснабжения отдаленных местностей. Поскольку при горении СПГ выделяется меньше вредных веществ по сравнению с нефтью и углем, сжиженный газ, вероятно, распространится еще шире.
В мировой газодобывающей промышленности среди главных тем - избыточное предложение, рост спотовой торговли сжиженным природным газом и перспективы мега-проектов добычи и производства СПГ, как, например, проект «Горгон» (Gorgon) в Австралии общей стоимостью 54 млрд долларов США. На данный момент МТПСПГ не привлекает большого внимания, за исключением горстки игроков рынка.
Следует пояснить некоторые термины. Понятие малотоннажного производства СПГ относится к прямому использованию сжиженного газа в его жидкой форме, в отличие от традиционной модели регазификации и последующей передачи по газопроводной сети.
Малотоннажные заводы обычно разрабатываются для обслуживания конкретных рынков. Их производственная мощность не превышает 500 тыс. тонн в год, в отличие от, к примеру, проекта «Горгон» с экспортным потенциалом около 16 млн тонн в год. Эти заводы обеспечивают газоснабжение пользователей в местах, куда не подведена традиционная инфраструктура, или клиентов, которым требуется жидкое топливо.
Продукты МТПСПГ применяются в качестве судового топлива при бункеровке, топлива для большегрузного наземного транспорта и энергоснабжения.
Здесь рынок еще относительно незрелый, однако несколько крупных энергетических компаний уже участвуют в малотоннажном производстве газа, включая Shell, Engie, ENI, Gasum и Газпром. Ожидается, что к 2030 году объем рынка вырастет примерно до 100 млн тонн в год. Shell развивает направление бункеровочных услуг в Голландии и в северной части Германии. В августе 2016 года Shell и правительство Гибралтара подписали договор на поставку СПГ для энергетики. Французская Engie обязалась к 2020 году вложить 112 млн долларов в МТПСПГ и инфраструктуру перевозок компримированного природного газа (КПГ) в Европе. Недавно компания начала оказывать бункеровочные услуги с судна на судно с использованием СПГ в Зебрюгге (Бельгия). До этого в Зебрюгге работала итальянская ENI. Приоритетом для финской компании Gasum является расширение присутствия в Северном регионе. Компания инвестирует в объекты перегрузки и хранения топлива в Швеции и Финляндии.
В конце 2016 года Газпром утвердил программу развития на 2017–2019 гг., которая включает в строительство газозаправочных станций, а также малотоннажное производство и использование сжиженного газа в Европе и Китае. Компании из Юго-Восточной Азии, как, например, индонезийская Pertamina, инвестируют средства в объекты МТПСПГ.
СТОИТ ЛИ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В СПГ?
Росту малотоннажного производства способствует ряд факторов. В отличие от крупных СПГ-проектов, проверенная технология позволяет малотоннажным проектам предоставлять услугу по принципу «подключай и работай» с более низкими инвестиционными потребностями и ускоренными графиками ввода в эксплуатацию.
Операторы могут добавлять мощности для удовлетворения растущего спроса. Именно благодаря своей гибкости МТПСПГ может стимулировать спрос в тех областях рынка, которые ранее были непригодны для сжиженного газа в качестве источника топлива, как, например, автономное энергоснабжение на островах и в отдаленной местности.
Международный газовый союз прогнозирует рост мирового годового спроса до 30 млн тонн газа в 2020 году. По прогнозам Engie, к 2030 году спрос составит 75–95 млн тонн и распределится между следующим образом: электроэнергия – 26%, использование СПГ в качестве судового топлива – 32% и наземный грузовой транспорт – 42%.
Большая часть спроса на газ будет определяться потребностями большегрузного транспорта и морским сектором, тогда как доля спроса в энергетическом секторе будет наименьшей. Обычная электростанция, работающая на СПГ, потребляет от 200 до 1500 тонн газа в год.
Наибольший рост таких производств наблюдается в Китае, где правительство решает проблему загрязнения воздуха в крупных городах, а доступность газа и разница в цене с дизельным топливом делает СПГ весьма перспективным бизнесом. Китай может похвастаться наибольшим количеством грузовых автомобилей, работающих на сжиженном газе (более 200тыс). В Китае активно создается заправочная инфраструктура с использованием СПГ под руководством China Clean Energy и ENN Energy Holdings, целью которого является строительство порядка 3000 заправочных станций КПГ/СПГ к 2025 году. Китай построил 19 бункеровочных понтонов для заправки СПГ и планирует построить еще 23.
США также является важным центром реализации подобных проектов. Более строгие нормы по выбросам в атмосферу в морском секторе также способствуют использованию СПГ в качестве бункерного топлива для судов в США и Европе. Данная тенденция получила особенно мощный импульс развития в скандинавском и балтийском регионах. Норвегия – стала первой использовать сжиженный газ в бункеровочном бизнесе.
Что касается производства электроэнергии, то здесь есть значительные возможности стимулирования спроса за счет использования СПГ на островных странах Юго-Восточной Азии, таких как Индонезия, Филиппины и Мьянма. Острова в Средиземном море, такие как Сардиния и Мальта, уже вкладывают в инфраструктуру и производство СПГ.
ТРАНСПОРТ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
Нормативно-правовое регулирование в сфере использования судового топлива, скорее всего, ужесточится. В 2015 году в соответствии с новыми требованиями Международной морской организации, предельно допустимое содержание серы было сокращено с 1% до 0,1% в зонах эмиссионного контроля (ЗЭК), включая Балтийское море, Северное море и большую часть канадского и североамериканского побережья.
В 2020 году эти строгие ограничения будут распространены на Средиземное море. В январе 2020 года новый предельный уровень глобальных выбросов сократит допустимое количество выбросов серы в регионах, которые не являются ЗЭК, с 35% до 0,5%. Это подталкивает морское судоходство к внедрению газового топлива, имеющего более низкое содержание серы, чем дизель.
В тот момент, когда будет введен новый предельно допустимый уровень выбросов (например, в 2020 году в Средиземном море), СПГ будет выступать в качестве действенной альтернативы, которая сможет экономически конкурировать с другими решениями, такими как скрубберы и чистое дизельное топливо.
Что касается автотранспорта, то готовность владельцев грузовых автомобилей перейти на СПГ в основном зависит от простоты использования. Это и наличие доступной заправочной инфраструктуры, и производительность грузовиков, и ценовая конкурентоспособность газа по отношению к дизельному топливу.
Для энергетиков решение перейти на СПГ с дизельного и нефтяного топлива, сжиженного нефтяного газа и нефтепродуктов в значительной степени связано с экономическими характеристиками альтернативных видов топлива. Инвестиции, которые необходимы для перехода производства электроэнергии на СПГ, относительно ниже, чем в других областях применения. Для поддержания бизнеса здесь не требуется никакой крупной инфраструктуры. Пользователи, переходящие на сжиженный природный газ, будут мотивированы преимуществами с точки зрения защиты окружающей среды и устойчивого развития. Ключевым фактором для этого сегмента рынка является разработка эффективной и устойчивой логистической сети, поскольку большинство потребителей находятся в отдаленной местности.
КАК НЕ УПУСТИТЬ СВОЮ НИШУ
Промышленность все еще вынуждены бороться с классической дилеммой «курицы и яйца». Для стимулирования спроса и простоты использования необходимы дальнейшие инвестиции в инфраструктуру, особенно в береговое хранение. Однако сектор не хочет инвестировать средства, пока не появится спрос. Наконец, неопределенность в нормативно-правового регулирования и проблемы безопасности (особенно при бункеровке) могут помешать развитию МТПСПГ на некоторых рынках.
Спрос на бункеровку сосредоточен в нескольких ключевых портах и исходит от нескольких ключевых клиентов. Потребности этой сферы в капиталовложениях выше, чем в других областях применения – например, 30–60 млн евро для складского портового объекта вместимостью 6000–15 000 кубометров и 30–40 млн евро для бункеровочного судна вместимостью 3000–10 000 кубометров.
Инвестиции в наземные перевозки масштабируются, но при этом остаются на относительно низком уровне (например, 600 000 евро для заправочной станции СПГ).
Инвестиции в автономное энергоснабжение (до 200 000 евро для обычной установки), как правило, подкрепляются долгосрочными соглашениями с конечными пользователями, хотя и требуют устойчивого присутствия на местном рынке.
В малотоннажном производстве газа размер по-прежнему имеет значение. Успешные участники должны проявлять активность во всех сегментах отрасли - от поставок газа до транспортировки и распределения, включая прямые коммерческие отношения с конечными пользователями. Компаниям стоит привлечь сторонние ресурсы для реализации мероприятий с низкой добавленной стоимостью, требующих местного присутствия и знания национальных норм в таких областях, как бункеровка, транспортировка товара конечному пользователю. Производители должны искать более мелких потенциальных пользователей автономного энергоснабжения.
Построение моделей совместного партнерства поможет снижать коммерческие риски, согласовывать деловые интересы сторон. К примеру, стратегия Shell направлена на интеграцию путем использования своего дочернего предприятия Garnor в Скандинавии и одновременного заключения долгосрочных контрактов с такими крупными клиентами, как «Совкомфлот» и Carnival. Shell подписал договор с «Совкомфлотом» (ГК СКФ) на заправку первых в мире четырех нефтеналивных танкеров «Афрамакс», работающих на СПГ. Суда будут ходить в Балтийском море и северной Европе, начиная с конца 2018 года. Shell будет поставлять компании Carnival газ для заправки первых в мире круизных судов на СПГ.
Engie собирается подписать договора с производителями оборудования, такими как Wärtsilä (финская компания, изготавливающая и обслуживающая источники энергоснабжения и другое оборудование на морском и энергетическом рынках), Fiat Chrysler Automobiles и Iveco. Engie также участвует в СП, популяризирующих использование газа в Европе (проекты Gas4Sea, партнерство с Mitsubishi Corporation, NYK Line и Connect2LNG, ориентированные на наземные грузоперевозки).
Очевидно, что в настоящий момент рынок МТПСПГ невелик. Однако спрос, скорее всего, будет быстро расти, и этот процесс ускорится за счет ужесточения природоохранных норм и нахождения новых потребителей.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: газопереработка, газомотор, СПГ, Транспорт, Экология, Китай, Shell