Аналитики объяснили низкий спрос на электромобили в РФ
Это отсутствие культуры владения, слабая зарядная инфраструктура и дороговизна.
(6 ноября 2024 18:17 , ИА "Девон" )В России, начиная со второго квартала 2024 года, продажи электромобилей сократились на 28%. Российский рынок новых электромобилей в годовом сравнении снижается уже третий месяц подряд. Это во многом объясняется высокой сравнительной базой, пишет «Российская газета».
К примеру, в сентябре 2024 года продажи новых автомашин на электрической тяге в Санкт-Петербурге снизились на 54% к сентябрю 2023 года. Такие данные приводит аналитическое агентство "Автостат". При этом прошлогодний рост в 4,5 раза был обеспечен массовым ввозом китайских электромобилей.
Впрочем, даже без учета этого фактора говорить о кризисе в электромобильном сегменте преждевременно. Ведь по результатам девяти месяцев этого года продажи электрокаров в Северной столице выросли по отношению к тому же периоду 2023 года на 61%. В целом по РФ этот показатель составил 60%.
"Но динамика в течение года действительно сокращается, - говорит автоэксперт Денис ГАВРИЛОВ. - И главная причина - изменение правил ввоза электромобилей в Россию с 1 апреля нынешнего года, повлиявшее на рост их стоимости".
С этой даты действуют новые правила расчета платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран ЕАЭС. Именно из этих стран в РФ в основном везут электромобили по параллельному импорту, поскольку иностранные производители не спешат официально выходить на российский рынок.
После 1 апреля часть продавцов посчитала для себя невыгодным ввозить такие машины по новым ценам. Они не видят стабильного и прогнозируемого спроса в этом сегменте. Из-за этого предложение на рынке электрокаров сократилось и продажи снизились.
Еще одним неблагоприятным для электромобилей фактором в этом году стало усиление конкуренции со стороны гибридных автомобилей. Для российских автолюбителей гибриды более понятны и предсказуемы, поскольку с ними нет риска остаться с разряженной батареей на полпути. Тенденцию уловили и производители локализованных в России моделей электрокаров, ведь их продажи пока не впечатляют.
"Например, бренд Evolute, планировавший выпускать минимум 10 тысяч электромобилей в год, за девять месяцев нынешнего года по всей стране реализовал чуть более 1000 электрокаров, - отмечает Денис Гаврилов. – И сейчас сделал ставку на новую гибридную модель".
Мощным сдерживающим фактором является и то, что в России пока не сложилась культура владения электромобилем, как в ряде европейских и азиатских стран, Китае и США. Хотя такой автомобиль и перестал быть диковиной в РФ, особенно в столицах.
Однако стимулирование граждан к приобретению электрокаров остается фрагментарным и не приобрело комплексный характер. "К тому же на рынке нет доступных по цене машин из этого сегмента, - подчеркивает он. - В основном они относятся к премиальному, то есть не к массовому классу".
Сегодня достаточно дорогой электромобиль чаще всего приобретается состоятельными людьми в качестве второй, а то и третьей машины в семью. Помимо ограниченности этого рынка, такой социальный состав покупателей не способствует развитию полноценной зарядной инфраструктуры в городской застройке.
Это также тормозит появление специальных хабов, где можно с пользой проводить время, пока машина заряжается. Нынешние владельцы электромобилей обходятся без этого, заряжая их рядом со своими загородными домами.
В то же время будет ошибкой считать, что все, кто хотел приобрести электромобили в России, уже это сделали. А раз так, то в ситуации дорожающего импорта хорошие перспективы открываются перед российскими производителями. Ранее они ориентировались в первую очередь на корпоративных клиентов, но ситуация меняется.
В России заявлено несколько проектов по выпуску электромобилей полностью отечественной разработки. Но пока ни один из них не вышел в серийную продажу: это перспектива как минимум двух-трех лет.
По данным агентства "Автостат", на 1 июля 2024 года в России насчитывалось свыше 90 тысяч "чистых" электромобилей и гибридов (в соотношении 56 на 44%). Вместе они составляют 0,19% от всего парка легковых автомобилей.
Каждый третий электромобиль в России - японской марки, но по ввозу новых лидирует китайский бренд. Продолжается производство электромобиля "Москвич 3е". АвтоВАЗ начал выпуск электромобиля Lada e-Largus.
Идут испытания электрической версии седана Lada Aura. В следующем году планируется начать производство электромобиля "Атом". А в Калининграде выпускаются электрокары "Амберавто А5".
В июне гендиректор по развитию компании PUNKT E Александр МИРОНЕНКО сообщил, что в России насчитывалось 7410 зарядных точек. Из них быстрых – 2555, писал портал quto.ru. В 2023 году быстрых зарядок было 1796, а всего — 4447.
Мироненко отметил, что во всём мире рынок машин с двигателями внутреннего сгорания растёт на 1% в год, а электрокаров и гибридов — на сотни процентов. Он прогнозирует, что количество электрокаров будет только расти, в том числе и в России. В стране уже увеличивается количество корпоративных парков, использующих «электрички».
Справка Информагентства «Девон»:В августе 2021 года кабмин утвердил концепцию развития производства и использования электротранспорта в РФ до 2030 года. К 2024 году в России собирались выпускать не менее 29 тыс. электромобилей и открыть не менее 9,4 тыс. зарядных станций для них. Однако с тех пор ситуация в России осложнилась из-за санкций и ухода иностранных автопроизводителей.Кроме того, более 1,37 млрд рублей было выделено на создание инфраструктуры для электромобилей. В течение трёх лет планировалось субсидировать расходы на закупку и установку 528 быстрых станций на федеральных трассах. Приоритетом остаются регионы с большим трафиком.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Транспорт, Альтернативная энергия