Налоговый маневр привел к падению выручки РЖД от нефтеналивных грузов
Перевозка нефти и нефтепродуктов падает в пользу «Транснефти».
(30 мая 2017 11:30 , ИА "Девон" )Выручка РЖД от перевозки нефтеналивных грузов за 2014–2016 годы сократилась на 8% - до 235,8 тонны нефти и нефтепродуктов. Грузоотправители в 2016 году заплатили РЖД 949,6 млрд рублей без учета стоимости порожнего пробега, в том числе за перевозку нефтеналивных грузов (с учетом сжиженных газов) – 301,3 млрд рублей. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова.
ТАРИФЫ РАСТУТ, ВЫРУЧКА ПАДАЕТ
Перевозка 1 тонны нефти и нефтепродуктов приносит компании в несколько раз больше, чем перевозка 1 тонны угля. Но ценный груз с железной дороги уходит. Одна из причин – рост тарифов. РЖД индексирует тарифы каждый год. За последние три года компания подняла цены на транспортировку нефти и нефтепродуктов сначала на 5,3% в 2014 года, затем на 18,4% в 2015 году (с учетом экспортной надбавки) и в 2016 году еще на 9%, говорится в материалах «Лукойла». Например, «Роснефть» в 2016 году за транспортировку 1 тонны нефти с Ангарской НХК в порт Находка платила 5950 рублей, что на 18% выше тарифа 2014 года.
«Транснефть» проиндексировала тарифы лишь дважды: на 6,8% в 2015 году и на 5,8% в 2016 году. При этом прокачка «Транснефти» растет – за три года на 1% до 483 млн тонн, говорится в отчетности «Транснефти». Тарифы РЖД будут проиндексированы и в 2017 году, говорит представитель компании: «Для всех грузов индексация будет 4%, плюс 2% – целевая надбавка на капитальный ремонт инфраструктуры, итого 6%».
Тенденция переориентации нефти и светлых нефтепродуктов с железной дороги на трубопроводы будет продолжаться». За прошлый год 10 крупнейших операторов цистерн сократили перевозку нефтеналивных грузов на 9% до 202 млн тонн, следует из данных «Infoline-аналитики».
МАЗУТА МЕНЬШЕ
«Сокращение перевозок нефти и нефтепродуктов по сети РЖД связано с увеличением производства светлых нефтепродуктов и сокращением производства темных нефтепродуктов, традиционно перевозившихся по железной дороге», – говорит представитель железнодорожной монополии. Структура перевозок ухудшилась, признавала в конце прошлого года РЖД: уменьшилась доля перевозок высокодоходных грузов (нефть, черные металлы). Доля высокодоходных грузов сократилась на 6,2% из-за налогового маневра. Изменения правил налогообложения привели к росту выпуска светлых нефтепродуктов и сокращению производства темных. Налоговый маневр изменил экономику НПЗ: маржинальность снизилась с 6,3% в 2014 году до 1,8% в 2015 году, подсчитывало аналитическое агентство Vygon Consulting. В итоге в январе – июле 2016 года НПЗ снизили производство мазута на 23,5%, подсчитала РЖД, это снизило его перевозки на 25,5%, или на 8,3 млн тонн, к уровню 2015 года. А ведь доля мазута в перевозке нефтяных грузов почти 29%, отмечала железнодорожная монополия.
Например, крупнейший российский производитель нефти – «Роснефть» из 210 млн тонн, добытых в 2016 году, продала в страны дальнего и ближнего зарубежья 120 млн тонн. Переработка нефти в России и за рубежом с учетом текущей загрузки собственных мощностей составила в 2016 году 92,67 млн тонн. Продажа мазута за рубеж снизилась на 7,4% до 24,9 млн тонн, говорится в отчетности «Роснефти».
НЕПРОЗРАЧНЫЕ СКИДКИ
В 2017 году разные НПЗ получили понижающие коэффициенты на перевозку нефтепродуктов, это сильно повлияло на сбытовую политику НПЗ. С 1 февраля по 30 ноября действует 25%-ная скидка на экспортные перевозки дизтоплива и мазута со станций Нефтяная и Князевка Приволжской железной дороги, рассказывает представитель РЖД. Там расположен Саратовский НПЗ «Роснефти». 11,6%-ную скидку РЖД дает для перевозки нефтепродуктов с Ангарской НХК «Роснефти» в Иркутской области на ее же Комсомольский НПЗ в Хабаровском крае.
Скидку в 9,7% получил «Лукойл» на перевозку нефтепродуктов с Ухтинского НПЗ на экспорт в Выборг и 13,2%-ную скидку на перевозку нефтепродуктов с Ухтинского НПЗ по России. Но скидка действует при отгрузке не менее 2,6 млн тонн, в том числе 0,9 млн тонн на экспорт и 1,77 млн тонн на внутренний рынок, уточняет представитель железнодорожной монополии.
Непрозрачность системы понижающих коэффициентов создает абсурдные ситуации: производители нефтепродуктов одного региона (равноудаленные от грузополучателя) оказываются в неравном положении за счет разницы в скидке. Это, в свою очередь, влияет на сбытовую политику НПЗ, признает один из операторов.
СОКРАЩЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПРОДОЛЖИТСЯ
В 2016 году крупнейший оператор нефтеналивных грузов «Трансойл» сократил перевозки на 3% до 62 млн тонн, говорит представитель оператора. Globaltrans в 2016 году сократил перевозки нефти и нефтеналивных грузов на 6% до 20,8 млн тонн, причем чистая выручка от этих операций снизилась на 12% до 18,7 млрд рублей. В результате доля нефти и нефтеналивных грузов в выручке Globaltrans уменьшилась на 10 п. п. до 45%. Представитель «СГ-транса» на вопросы «Ведомостей» не ответил.
В плане РЖД на 2017 год отражено, что снижение перевозок нефтеналивных грузов продолжится: с нынешних 235,3 млн до 224,8 млн тонн. «В сегменте нефтеналивных грузов потери могут составить более 10 млрд рублей», – полагает Бурмистров. Источник еще в одном грузоотправителе считает, что одна из проблем – в несовершенной тарифной политике РЖД, а также в дефиците локомотивной тяги и низком уровне пропускной способности сети. Это все, считает собеседник «Ведомостей», способствует оттоку грузовой базы с железнодорожной сети.
К примеру, «Русснефть» (добыча в 2016 году составила 3,9 млн тонн) предпочитает сдавать нефть в трубу «Транснефти», рассказывает представитель компании. По системе «Транснефти» проходит 93,9% добытой «Русснефтью» нефти, по сети РЖД – 5,6%, автотранспортом компания возит лишь 0,5%. При этом на внутренний рынок приходится 60% поставок, на экспорт – 40%. Компания оказалась невосприимчива ни к экспортной надбавке в 13,4%, которую платили все нефтяники с августа 2014 года до января 2017 года, ни к нынешним изменениям, «они не оказали существенного влияния», говорит представитель «Русснефти».
Перспективы у перевозчиков нефти по железной дороге не радужные. «Транснефть» планирует построить два нефтепродуктопровода – реализует проекты «Юг» (для перекачки дизельного топлива из Воскресенска в Новороссийск) и «Север» (увеличение экспорта дизельного топлива через Приморск), а также реконструирует и расшивает узкие места на трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий океан, говорится в материалах «Транснефти».
Основное давление на операторский бизнес оказывает снижение перевозок мазута в связи с завершением модернизации НПЗ и увеличением выхода светлых нефтепродуктов, уход на трубопроводный транспорт высококачественного дизельного топлива в результате расширения проектов «Север» и «Юг». Поэтому участники рынка перевозок нефти стремятся консолидировать парк, чтобы выиграть на масштабе бизнеса. Так, «Нефтетранссервис» получил контроль над перевозками продукции с НПЗ «Башнефти», «Трансойл» взял в аренду парк нефтеналивных цистерн «СГ-транса». Первая грузовая компания, долгое время бывшая лидером рынка по величине парка цистерн, теряет долю рынка, так как ей приходится списывать вагоны, говорит Бурмистров.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: РЖД, Транснефть, трубопроводы, Налоговый маневр, модернизация НПЗ