Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Так начиналась «Прикамнефть»

Для добычи нефти со дна Камы в Татарстане создавали дамбы и острова.

(15 октября 2020 10:37 , ИА "Девон" )
Ровно 60 лет назад, 15 октября 1960 года вышло Постановление Татсовнархоза о создании на базе Елабужского укрупненного нефтепромысла нефтепромыслового управления «Прикамнефть» в составе треста «Татнефть». За этот период сменилось три поколения нефтяников, из первопроходцев НПУ остались единицы. Об этом пишут «Нефтяные вести».

ПО НЕОКРЕПШЕМУ ЛЬДУ

Реально как структурное подразделение НПУ было создано в апреле 1961 года на базе Елабужского укрупненного нефтепромысла. Добываемая нефть отправлялась танкерами только в навигационный период. Напорный нефтепровод с Бондюжского месторождения до головных сооружений в Набережных Челнах и далее до Альметьевска находился в предпусковой стадии.

«Будучи назначенным 4 октября 1961 года замначальника НПУ по капитальному строительству, мне с ходу пришлось заниматься устранением недоделок, выявленных рабочей комиссией, и начать заполнение нефтью участка до головных сооружений», - вспоминает замначальника «Прикамнефти» («Татнефть») в 1961–1974 гг. Иван ЕНИН.

Благодаря слаженной работе промысловиков, строителей и транспортного нефтепроводного управления все недостатки были оперативно устранены. В середине ноября нефть поступила в резервуары головных сооружений. Наступил этап беспрерывной работы прикамских скважин.

«В день пуска начальник НПУ Б. Л. САПГИР, главный инженер В. М. ШЕСТЕРНИН и автор строк безотлучно находились на головных сооружениях, оперативно решая возникающие вопросы. – рассказывает Енин. - Возвращались на правый берег поздней ночью по неокрепшему льду, ориентируясь по вешкам, заблаговременно установленным днём».

В ЗОНЕ ЗАТОПЛЕНИЯ

Обустройство Прикамских месторождений предстояло вести практически с нуля. Строили с учётом требований, вытекающих из условий нахождения скважин в зоне затопления на специально построенных дамбах, островах. Аналогов обустройства и эксплуатации месторождения в подобных условиях на территории Татарстана не было.

Предлагалось два варианта размещения скважин: на дамбе и островах. Нефтяникам предстояло выбрать один из них и дать рекомендации по конструктивным параметрам верха дамбы, придамбовых площадок и островов. Все высказались за дамбовый вариант, обеспечивающий доступ к скважинам, независимо от времени суток и времени года, для их обслуживания. Значительно удалённые скважины, пробурить которые в то время не могли с придамбовой площадки, рекомендовано было размещать на островах.

Для строительства дамб был рекомендован намыв земснарядом. По строительству островов однозначного мнения не было. Институт «Гидропроект» решил произвести эксперимент по образованию острова методом направленного взрыва. На месте предполагаемого острова были пробурены два кольца скважин диаметром 500 мм по периметру острова, в которые было заложено 270 тонн артиллерийского пороха.

Глубина скважин внутреннего кольца была рассчитана так, чтобы количество выброшенного грунта было не менее объёма грунта проектного острова.
Во второй половине апреля 1962 года был произведен взрыв. В результате образовался курган. Для создания островов также был использован метод намыва земснарядом.

И НАМЫВ, И БУРЕНИЕ

Оставалось решить один из важнейших вопросов, рассказывает Иван Енин. Нужно было обеспечить нормальный и бесперебойный цикл процесса бурения, эксплуатации (т. е. добычи нефти) скважин и работу земснаряда по намыву гидротехнических сооружений (ГТС). Решение Татсовнархоза не давало никаких льгот для снижения нефтегазодобывающим управлением плана добычи и переноса сроков ввода месторождений.

Процесс бурения и обустройства скважин, размещаемых на дамбе и островах, должен идти после намыва ГТС. Но обстоятельства диктовали иное. Предстояло найти решение, которое удовлетворяло бы и нефтяников, и гидростроителей.

После кропотливого изучения технических возможностей главный инженер В. М. ШЕСТЕРНИН, начальник ПТО А. С. ФАРХУТДИНОВ и начальник цеха ПРС А. С. ГРИГОРЬЯНЦ предложили оригинальное решение. Оно позволило нефтяникам и гидростроителям работать, не мешая друг другу. Реализация рацпредложения поставила последнюю точку в ряду проблем, связанных со строительством ГТС.

В 1964 году возникли трудности в вопросах градозастройки. К жилым кварталам примыкал местный аэропорт с грунтовой взлётно-посадочной полосой, весьма необходимый в то время. Ведь аэропорт Бегишево открыл полёты только в 1972 году.
Перенести аэропорт за счёт средств, выделяемых на жилстроительство, было нереально.

В этот период «Прикамнефть» посетил первый заместитель руководителя Миннефтепрома СССР С. А. ОРУДЖЕВ. Он помог утвердить задание на проектирование, не зная, что в него включён перенос аэропорта, пишет автор.
Через год был готов проект, а ещё через год был построен новый аэропорт с бетонной ВПП. Его оснастили современной по тем временам приводной аппаратурой для «кукурузников». Город получил свободу для дальнейшего развития.

Прим. ИА Девон
Бондюжское нефтяное местоpождение  pасположено в севеpо-восточной части Республики Татаpстан, в Менделеевском pайоне. Рядом находятся города Елабуга и Набеpежные Челны, проходят две автодороги и железная доpога «Кpуглое Поле-Агpыз».
В связи со стpоительством Нижнекамского водохpанилища, 40% теppитоpии местоpождения было затоплено водой.

В 1938 году в долине реки Кама проводились структурно-геологические и геофизические исследования. В районе г. Елабуга и п. Бондюга (г. Менделеевск) были отмечены 2 пункта повышенного залегания пермских отложений. С 1950 года здесь началось структурное бурение геологопоисковой конторы треста «Татнефтегазразведка». Уже с 1951 года в Прикамье началось глубокое поисково-разведочное бурение.

12 марта 1958 года в Прикамье был создан  укрупненный нефтепромысел. Эту дату также можно считать днем рождения НГДУ «Прикамнефть», считают в «Татнефти».
Поначалу зимой скважины останавливали. За первый год разработки добыто 22722 тонны нефти. Круглогодичная эксплуатация скважин началась с 1961 года.

Следует отметить, что у НГДУ был «тезка»- в довоенные и военные годы в Пермской области действовал трест «Прикамнефть», предшественник «Пермнефти», затем компании «ЛУКОЙЛ-Пермь».


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Татнефть, Татарстан нефтедобыча, история, Прикамнефть, вода

 

к следующей новости раздела

19 октября 2020

Как снизить риски и затраты при освоении ТРИЗ

к предыдущей новости раздела

13 октября 2020

Как в Татарстане разрабатывают мелкие залежи трудной нефти

к следующей новости главной ленты

15 октября 2020

Развитие газовых заправок в Татарстане притормозят

к предыдущей новости главной ленты

15 октября 2020

От пионерских «ламповых» сейсмостанций до 4D-разведки и радиотелеметрии