Архив новостей

Ноябрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Нефтяные потоки России

Как меняют показатели  нефти и контролируют ее качество в трубопроводах.

(24 июля 2019 08:09 , ИА "Девон" )
 
Недавняя ситуация вокруг нефтепровода «Дружба» пробудила волну интереса экспертов к вопросам нефтедобычи и работе магистральных трубопроводов РФ. О том, как формируются экспортные сорта нефти и как обеспечивается качество сырья – в статье «Сорта нефти сформированы со всех месторождений России», опубликованной в «Российской газете»  (автор Татьяна Яковлева-Устинова).

КОМПАУНДИРОВАНИЕ И СОРТА НЕФТИ
Сегодня сорта нефти сформированы со всех крупнейших нефтегазовых месторождений РФ. Транснефть смешивает нефть, получая определенные сорта, из которых одним из основных является сорт Urals.
Российские нефти представлены на мировом рынке тремя основными сортами: Urals, Siberian Light и ESPO. Это сложные смеси, сформированные в результате смешения нефти из различных месторождений.

Сорт ESPO, например, представляет собой смесь нефти месторождений Западной, Центральной и Восточной Сибири. Siberian Light сформирован в основном легкой нефтью Западной Сибири. Одним из основных параметров, по которому классифицируют сорт нефти, является содержание серы. Помимо этого, нефть различают по плотности.

Малосернистую и сернистую нефти добывают в основном в Западной и Центральной Сибири. Основу добычи Урало-Поволжского региона составляют тяжелые сернистые и высокосернистые нефти. Сырье Тимано-Печорской нефтегазовой провинции - это сернистые нефти с повышенным содержанием парафинов. Для их транспортировки часто используют системы подогрева. На новых месторождениях Восточной Сибири добываются легкие малосернистые нефти.

Urals формируется из нефти Западной Сибири, Урало-Поволжского региона и Тимано-Печорской провинции. Эту сернистую смесь поставляют на экспорт через порты Новороссийск, Приморск, Усть-Луга и по нефтепроводу "Дружба", а также в европейскую часть России.
Внутри сорта показатель по сере разнится в зависимости от направлений. Так, по нефтепроводу и через порт Усть-Луга идет нефть со значением 1,7%, через Приморск - 1,55%, через Новороссийск - 1,5%.

Сорт Siberian Light формируется на основе легкой и малосернистой нефти западносибирских месторождений и поставляется на экспорт через порт Новороссийск и на южную группу заводов. Содержание серы в этой смеси не превышает 0,6%.
Сорт "Восточная Сибирь-Тихий Океан (ВСТО, или ESPO) формируется из нефти месторождений Западной, Центральной и Восточной Сибири. Содержание серы в нем не должно превышать 0,65%.

Технологическая классификация нефти была введена в 1967 году. Тогда произошло разделение нефти на три класса качества: малосернистые, сернистые и высокосернистые. Деление позволяло разделить нефть по направлениям транспортировки. Высокосернистую направляли на Уфимские НПЗ, что было экономически выгодно: в основном ее добывали в Башкортостане и Татарстане.

Выделение малосернистых нефтей в отдельные потоки, которые шли в направлении Волгограда и Туапсе, лишь отчасти было подчинено общеэкономическим соображениям. Часть малосернистой нефти направляли на Волгоградский НПЗ, где производили специальное ракетное топливо, а также на Омский, Ачинский, Павлодарский заводы (Казахстан). Они специализировались на малоуглеродистом игольчатом коксе для нужд металлургии. Поставка малосернистой нефти на Туапсинский и Краснодарский НПЗ объяснялась низким технологическим уровнем этих заводов - они не могли перерабатывать нефть с более высоким содержанием серы.
Принятая в советское время классификация с небольшими поправками сохраняется и сейчас.

Решить проблему серы позволяет смешивание нефти. В 1990-х годах в "Транснефти" была разработана система смешения нефтей (компаундирование). Формирование смеси нефти в трубопроводах - сложный управляемый процесс. С помощью компаундирования высокосернистые или высокопарафинистые нефти, принимаемые в пунктах приема от грузоотправителей, доводятся до нормативов. Процесс позволяет улучшить стабильность показателей нефти и гарантировать ее параметры в пунктах поставки.

В основе процесса лежит управляемое дозированное смешение высокосернистой нефти с нефтью более высокого класса качества.
Крупнейшие нефтеперекачивающие станции "Транснефти", где идет компаундирование нефти, - "Калейкино" в Татарстане, площадка "Самара", ЛПДС "Нурлино" в Башкирии, ЛПДС "Пермь", "Южный Балык" в ХМАО, НПС "Горький" в Нижегородской области, ЛПДС "Ярославль" и перевалочная база "Тихорецкая" в Краснодарском крае.

КАК КОНТРОЛИРУЮТ СДАЧУ НЕФТИ
Нефть в трубопроводную систему принимается на приемо-сдаточных пунктах, сдача нефти из системы производится также на ПСП. Располагаются они вблизи нефтеперекачивающих станций или других объектов инфраструктуры Транснефти. Требования к приемо-сдаточным пунктам на приеме нефти в систему и на сдаче конечным потребителям едины. На ПСП обязательно должны быть узлы учета нефти - системы измерения количества и показателей качества нефти (СИКН), поверочные установки, испытательные лаборатории, операторные и т.д.

Каждая партия нефти при приеме от грузоотправителя в трубопроводную систему Транснефти и при сдаче грузополучателям проходит процедуру входного и выходного контроля качественных параметров. По требованиям ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" контроль ведется по 11 показателям. По результатам испытаний оформляют паспорт качества. Информация обо всех партиях сырья документируется.
Для контроля показателей на пунктах приема и сдачи нефти установлены блоки контроля качества и аккредитованные лаборатории.
Контроль показателей качества производится автоматизированными и лабораторными средствами измерения.

В трубопроводной компании внедрен программный информационный комплекс контроля качества нефти (входных и выходных параметров). В нем внедрены системы коммерческого учета качества нефти при приеме и сдаче (программа АСКАН), оперативный учет качества нефти (АСОКН) и лабораторный контроль проведения анализов качества нефти (ЛИМС). Информация о качестве нефти от средств измерения в режиме онлайн передается на различные уровни управления системой: в районные нефтепроводные управления, дочерние предприятия и в штаб-квартиру Транснефти.

Нефть по системе "Транснефти" транспортируется согласно Схеме нормальных (технологических) грузопотоков, которая утверждается Минэнерго. По такому параметру, как содержание серы, в ней нормированы все крупные транспортные грузопотоки - от пунктов приема до пунктов сдачи. В результате обеспечиваются поставки заданного качества на внутренний рынок (15 сортов) и экспорт (6 сортов).

КАК РАЗВИТИЕ НОВЫХ ПРОМЫСЛОВ МЕНЯЕТ СОРТ НЕФТИ
Процесс формирования смеси в транспортных грузопотоках технологически связан с ресурсной базой нефти, ее качественным составом, объемами добычи, характеристиками объектов системы магистрального транспорта. В схеме грузопотоков отражаются изменения транспортной инфраструктуры, ввод новых объектов.

Согласно схеме, Транснефть поставляет малосернистую нефть отдельными выделенными потоками в восточном направлении по системе ВСТО на восточную группу НПЗ, на экспорт в Китай и через порт Козьмино. В западном направлении товар направляется на НПЗ Краснодарского края, Волгоградский НПЗ («ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» - прим. ИА Девон) и на экспорт через Новороссийск. Сернистая нефть поставляется на центральные НПЗ, заводы Урало-Поволжья;на экспорт через порты Новороссийск, Приморск, Усть-Луга и по нефтепроводной системе "Дружба". Высокосернистая нефть идет на Уфимские НПЗ «Башнефти» и в смеси на заводы Урало-Поволжья.

Развитие новых месторождений и инфраструктуры влияет на показатели качества транспортируемой по системе магистральных нефтепроводов нефти. С 2009 года растет прием малосернистых ресурсов. Это связано с тем, что в 2009 году началось активное освоение Ванкорского месторождения. Это увеличило прием западносибирской малосернистой нефти. В том же году запущен трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Эта магистраль позволила не только перенаправить малосернистую нефть на восток, но и наращивать ресурсную базу Восточной Сибири.

В свою очередь, запуск магистральных нефтепроводов «Заполярье – Пурпе» и «Куюмба – Тайшет» в 2016 году позволил подключить к системе новые месторождения Западной и Восточной Сибири. Это Мессояхское, Пякяхинское, Яро-Яхинское, Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения.

При этом с 2010 года наблюдается устойчивый рост приема высокосернистых ресурсов, добываемых в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Оренбургской и Самарской областях. Для снижения показателей сернистости на западных потоках в 2014 году реализован проект по отводу башкирской высокосернистой нефти в восточном направлении. Это позволило стабилизировать показатели качества сырья.

В конце 2018 года запущен нефтепровод «Нижневартовск – Александровское» для перенаправления сернистых ресурсов в восточном направлении. Тем самым повышается мобильность высвобожденных объемов малосернистого сырья и возможность его поставок на западном и восточном направлениях.

Кроме того, с 2015 года в Коми увеличивается добыча аномальной по своим реологическим свойствам нефти Ярегского месторождения ЛУКОЙЛа. За 3 года сдача этой нефти с высокой плотностью и вязкостью увеличилась более чем на 1 миллион тонн в год. С прошлого года нефть Тимано-Печорского региона направляется в порт Приморск, чтобы не ухудшать качество сырья, идущего на НПЗ северо-запада страны.

Поиск по теме: Транснефть, Качество, Сера, Волго-Уральская нефтегазоносная провинция, Коми, трубопроводы, Транспорт, ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка

 

к следующей новости раздела

24 июля 2019

Узбекистан привлечет передовые технологии Татнефти в разработку Мингбулакского месторождения

к предыдущей новости раздела

19 июля 2019

Добыча нефти в ХМАО за первое полугодие выросла на 1%

к следующей новости главной ленты

24 июля 2019

«Елховнефть» получила модульные теплообменники для подогрева сырой нефти

к предыдущей новости главной ленты

23 июля 2019

В Госдуме обещают сделать цены на бензин независимыми от мировых цен на нефть