Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

В России скорректировано природоохранное законодательство

Что важно знать предприятиям о новеллах в экологическом праве

(17 июня 2015 15:45 , ИА "Девон" , Аскар Маликов)

Современное развитие отечественной экономики требует приоритетности охраны окружающей среды. Актуальным становится внедрение экологически конкурентоспособных производств. Этих целей можно достичь и с помощью правовых методов. К примеру, совершенствованием нормирования воздействия на окружающую среду. В связи с этим были приняты два федеральных закона, внесших существенные изменения и поправки, многие из которых еще не вступили в силу. Их важно знать организациям, повседневно сталкивающимся с необходимостью соблюдения различных экологических требований.
Речь идет о законе от 21 июля 2014 г. № 219 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и законе от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты РФ».
Первый документ внес изменения в целый ряд нормативно-правовых актов. Некоторым изменениям подверглись статьи законов "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "Об отходах производства и потребления", "Об охране атмосферного воздуха". Поправки коснулись также и Налогового кодекса, КоАП РФ, Градостроительного кодекса. Особенностью закона от 21 июля является то, что его положения вступают в законную силу поэтапно с 1 января 2015 г, 2016 г, 2018 г, 2019 г и 2020 г.

Передвижные и стационарные источники – в чем отличие?

Под определение стационарного источника загрязнения окружающей среды подпадают те, местоположение которых определяются с применением единой государственной системы координат или которые могут быть перемещены посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды. А к передвижному источнику загрязнения окружающей среды теперь следует относить транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения.
Изменения, вступившие в силу с 1 января 2015 года, установили иные определения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). К примеру, нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены только для стационарных источников. В старой редакции закона данный норматив устанавливался и для передвижных и иных источников.

Комплексное экологическое разрешение

Впервые появился правовой институт комплексного экологического разрешения. Данный документ выдается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Разрешение содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. В связи с принятием нового закона наличие комплексного экологического разрешения обязательно для юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах I категории (о категориях – ниже). Разрешение по своей инициативе могут получить и владельцы объектов II категории. Очень важно, что за хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую без комплексного экологического разрешения, будет налагаться административный штраф от 50 до 100 тысяч рублей. Процедура его получения регламентирована в ФЗ «Об охране окружающей среды».
Там же указан порядок применения наилучших доступных технологий с целью комплексного предотвращения или минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Категории объектов

Также с 1 января 2015 года объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, считается объект капитального строительства и их совокупность, объединенные единым назначением, неразрывно связанные и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Объекты, оказывающие НВОС, согласно закону классифицированы по категориям. К объектам I категории относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду. По отношению к ним необходимо применять наилучшие доступные технологии. Объекты II категории оказывают умеренное негативное воздействие. Объекты III и IV категории оказывают, соответственно, незначительное и минимальное НВОС. Присвоение объекту одной из четырех категорий будет осуществляться при постановке объекта на государственный учет на основании критериев, устанавливаемых Правительством РФ. Объекты, введенные в эксплуатацию после 1 января 2015 года, должны быть поставлены на учет в течение полугода со дня начала эксплуатации, а введенные в эксплуатацию до вступления в силу новых требований - до 1 января 2017 г.
Установлена обязанность лиц, эксплуатирующих объекты I, II, III категорий, осуществлять производственный экологический контроль и разрабатывать его программу. При контроле с января этого года необходимо также измерять уровень выбросов и сбросов маркерных веществ (загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса). Закон требует и регулярное предоставление отчета о результатах контроля в уполномоченный орган государственной власти.
С 1 января 2018 года владельцев стационарных источников загрязнения окружающей среды, установленных на объектах I категории, обяжут оснастить их автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и их концентрации. Информацию об объеме, массе и сбросов загрязняющих веществ, их концентрации необходимо будет фиксировать и передавать в государственный фонд данных государственного мониторинга окружающей среды.
Изменения, вступающие в силу 1 января 2019 года, касаются нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Для объектов I категории разрабатываются технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ I, II класса опасности; нормативы допустимых физических воздействий; лимиты на размещение отходов производства и потребления.
Для объектов II категории потребуется разработка нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ; лимиты на размещение отходов. Также необходимо будет представить декларацию о воздействии на окружающую среду в уполномоченный орган государственной власти. В данном документе нужно будет указать в том числе и расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Для объектов III категории будут разрабатываться нормативы допустимых выбросов, сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ I, II класса опасности. Кроме того, от владельцев потребуется оформление разрешения на выброс, сброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. Уполномоченным госорганам регулярно будут подаваться отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Для объектов IV категории разработка подобных нормативов и представление вышеуказанной отчетности не потребуется.
С 1 января 2019 г. вместо лимитов на выбросы и сбросы будут устанавливаться временно разрешенные выбросы и сбросы. Для этого на объектах разработают программы повышения экологической эффективности (для объектов I категории). Для объектов II - III категорий достаточно планов мероприятий по охране окружающей среды.
Лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождаются от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за НВОС

Кстати, с 1 января 2016 г. плата за негативное воздействие на окружающую среду будет взиматься за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты, за размещение отходов производства и потребления. Платить за размещение отходов обязано будет лицо, при осуществлении которым хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления. Плату за НВОС необходимо будет исчислять и вносить за 1 год. Плату за 2016 год разрешено будет вносить до 1 марта 2017 года. Для этого лица, обязанные вносить плату, должны представить декларацию о плате в уполномоченный орган по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Законом от 21 июля 2014 года внесены значительные изменения в статью 6 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающую полномочия государственной власти субъектов РФ. С января 2015 года из их ведения исключен контроль осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности.

Контроль и надзор

Кроме того, в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» изменена процедура экологического надзора. Теперь государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и ИП, использующих объекты, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется федеральным органом исполнительной власти.
Введена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение и несвоевременное представление данных, полученных при проведении производственного экологического контроля; информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов. Привлекать к ответственности будут и за невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и представлению актуальных сведений (ст. 8.46 КоАП РФ).
С 1 января 2020 г. будут применяться повышающие коэффициенты при расчете платы за НВОС по отношению к объему или массе выбросов загрязняющих веществ.
Во исполнение данных требований принято Постановление Правительства РФ "О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления".
Это постановление устанавливает коэффициенты к нормативам платы установленным в 2003 году. В 2015 г. повышающий коэффициент будет равняться 2,45. В 2016 году коэффициент составит 2,56, а в 2017 году - 2,67. К нормативам платы установленным в 2005 г., в 2015 году применяется коэффициент 1,98, в 2016 году - коэффициент 2,07, в 2017 году - коэффициент 2,16.

Обращение с отходами

Изменения в Закон «Об отходах производства и потребления» приняты для экономического стимулирования использования отходов в хозяйственном обороте и их переработки.
Ранее сбор, накопление, транспортирование, утилизация, обезвреживание, размещение считались видами обращения с отходами. Теперь к ним добавилась и обработка. Право собственности на отходы производства и потребления можно будет передавать даже лицам без лицензии.
458-ой закон ввел новых участников правоотношений в сфере обращения с отходами – операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор по обращению с отходами - это специализированная организация, координирующая обращение с отходами (движение отходов) на определённой соглашением территории. Зона деятельности оператора будет определяться в соглашении, заключенном с органом исполнительной власти субъекта РФ по итогам конкурса.
Организации смогут выполнять нормативы утилизации самостоятельно путем создания собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов. Законодательством предусмотрена альтернатива: можно будет заключать договоры с операторами на оказание услуг по обращению с отходами. А производителей товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, обяжут уплачивать экологический сбор.

* * *
Как видим, с одной стороны, данные новшества упорядочивают ряд процедур и норм. С другой стороны, усиливается государственный контроль над сферой охраны окружающей среды. В любом случае, дальнейшая практика покажет, насколько эти решения изменят жизнь хозяйствующих субъектов и внесут вклад в охрану окружающей среды.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Экология, закон, Отходы

 

к следующей новости раздела

27 июля 2015

Топ-10 стран с самыми большими запасами нефти

к предыдущей новости раздела

25 мая 2015

Новую классификацию запасов в России введут с 1 января 2016 года

к следующей новости главной ленты

17 июня 2015

Нефтегазохимический комплекс Татарстана будет расти на 4,5% в год

к предыдущей новости главной ленты

17 июня 2015

Ученые нашли в отходах «Казаньоргсинтеза» уникальную бактерию