Правительство РФ увеличит поддержку производства газомоторной автотехники на 8,6 млрд рублей в 2022 году. Это обсуждалось в кабмине еще в начале февраля, но планы сохраняются и сейчас. Вдвое могут вырасти субсидии для переоборудования машин на метане. На строительство газовых заправок пойдет дополнительно 1,2 млрд рублей, на производство метанового транспорта — еще 6,7 млрд рублей. Об этом пишут «Известия».
Речь идет о трех программах субсидирования: строительства газозаправочных станций, переоборудования автомобилей и стимулирование спроса на покупку такой техники. Первые две администрирует Минэнерго, третью — Минпромторг. В кабмине хотят увеличить субсидии на строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) на 1,2 млрд рублей — до 4,95 млрд рублей в год.
Субсидии для переоборудования на газ должны вырасти в два раза, до 1,4 млрд рублей в год. Самая широкая поддержка будет оказана стимулированию спроса через скидку при покупке такого автомобиля и последующую компенсацию производителю из бюджета. С 3,3 млрд рублей ее планируют увеличить до 10 млрд рублей. По всем трем направлениям объем поддержки вырастет с 7,75 млрд до 16,35 млрд рублей.
Увеличение объемов господдержки обсуждалось еще в начале февраля на трехстороннем совещании у вице-премьеров Юрия БОРИСОВА, Александра НОВАКА и первого вице- премьера Андрея БЕЛОУСОВА. Этот вопрос актуален и сейчас, несмотря на санкции.
Минпромторг также внес в правительство проект постановления. Он предполагает поэтапное уравнивание предельного размера субсидии для техники на компримированном природном газе (метан, КПГ) и сжиженном природном газе. Сегодня субсидия на модели на СПГ выше.
Выровнять субсидии на технику на СПГ и КПГ в декабре 2021 года попросил председатель совета директоров Газпрома Виктор ЗУБКОВ. На совещании с Юрием Борисовым он отметил, что газовые заправки компании сегодня загружены лишь на 34% и работают в убыток. «Мы потратили десятки миллиардов долларов, чтобы построить заправки, но работаем в убыток, так как нет машин», — сказал он.
Юрий Борисов тогда поддержал предложение выровнять размер субсидий для этих двух видов топлива. Тогда же Виктор Зубков отметил, что в России будет работать уже 648 АГНКС (три года назад было 298).
Перевод автомобилей на газ будет актуален и сейчас, когда особенно актуальна задача снизить топливную составляющую в себестоимости товаров и услуг, объяснил представитель «Газпром газомоторное топливо».
«Природный газ может существенно оптимизировать эти издержки. Стоимость кубометра метана сохраняет самый низкий темп роста на рынке моторного топлива России. С начала года цена на КПГ выросла на 0,5%. Сегодня на заправочных станциях компании она составляет 20,85 рублей», — сообщил специалист.
В КамАЗе, который производит разные модификации грузовиков и тягачей на СПГ и КПГ, видят наличие спроса на газомоторную технику даже в создавшихся условиях на рынке.
«Дальнейшее развитие рынка газомоторной техники и его поддержка актуальны и будут способствовать развитию автопрома в новых условиях. Спрос на технику на ГМТ есть, и он высокий», — подчеркнул представитель татарстанского завода Олег АФАНАСЬЕВ.
По данным КамАЗа, парк автомобилей на газомоторном топливе вырос за последние три года с 93 тыс. до 227 тыс. машин всех видов.
Но их доля в общем количестве автотранспорта всё еще ничтожна, заметил эксперт SBS Consulting Дмитрий БАБАНСКИЙ. По его оценкам, за 2021 год около 15 тыс. автомобилей было переведено на газ из 1,4 млн выпущенных в России легковых авто. По грузовикам ситуация схожая. Примерно 0,1%, или 2,5–3 тыс. штук, приходится на газмоторную технику из 3,7 млн машин в текущем автопарке в РФ в целом.
«Увеличение господдержки позволит компенсировать часть роста цены, — считает Дмитрий Бабанский. - При этом техника на СПГ требует большего объема субсидирования на один автомобиль. Поэтому для поддержки продаж «здесь и сейчас» эффективнее увеличить поддержку КПГ».
«Группа ГАЗ» также ждет повышения спроса на транспорт на газе с дополнительной поддержкой, сообщила изданию представитель компании Наталья АНИСИМОВА.
В октябре Информагентство «Девон»
писало, что госпрограмма перевода авто на газовое топливо оказалась на грани срыва. Ее тормозят стремительно дорожающий пропан, новый ГОСТ и нехватка технических экспертов.