Нефтекомпании не добирают квоту на НДД
В 2022 году поступления от этого налога должны были составить триллион рублей.
(
9 ноября 2021 16:42 , ИА "Девон" )
Минфин планирует расширить периметр применения налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли с 2023 года. Речь идет об увеличении числа месторождений в третьей и четвертой группах НДД, сообщает
«Коммерсант».
Режим НДД заработал в РФ с 2019 года в формате эксперимента и включает пять групп. К третьей группе относятся месторождения в Западной Сибири и зрелые активы с выработанностью 20–80%. Это нефтепромыслы Северного Кавказа и Сахалина, некоторые нефтегазоносные участки в Оренбургской и Самарской областях.
В четвертую группу входят новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5%. В отличие от НДПИ, новый налог взимается с финансового результата — с дохода от продаж за вычетом расходов на добычу и логистику. Ставка НДД — 50%.
При этом Минфин установил общий для отрасли лимит по переводу на НДД. Это 15 млн тонн ежегодной добычи для третьей группы и 300 млн тонн извлекаемых запасов для четвертой группы. Предполагается, что квоты между компаниями в рамках лимита будут распределяться пропорционально их доле в добыче нефти в РФ.
Налог на дополнительный доход стал вторым по значимости налогом на добычу нефти после НДПИ. Для некоторых месторождений с высокими затратами компаниям выгоднее использовать НДД. Потери поступлений для государства могут быть компенсированы ростом добычи или ее более медленным снижением для старых месторождений.
Согласно бюджету 2022 года, поступления от НДД должны составить 1,057 трлн руб.
Заместитель главы Минфина Алексей САЗАНОВ заявлял в октябре, что не против расширить четвертую группу НДД уже с 2022 года. Однако для этого поправки к Налоговому кодексу должны быть приняты до 1 декабря. Это уже практически невозможно, учитывая то, что окончательный список месторождений пока не сформирован. Процесс подачи предложений по месторождениям для применения НДД еще не завершен, заявили в Минэнерго.
Так, крупнейший российский нефтедобытчик «Роснефть» по состоянию на конец октября не представил участков, соответствующих критериям Минфина. ЛУКОЙЛ, чья квота по третьей группе составляет около 2,9 млн тонн, выбрал ее почти полностью. Минфин одобрил включение Тевлинско-Русскинского и Юккунского участков с общей добычей 2,8 млн тонн в год. «Сургутнефтегаз» (квота чуть менее 2 млн тонн) получил одобрение на Вачимский участок. Но остальные предложения компании были отклонены, оставив ей еще 1,5 млн тонн свободной квоты.
«Газпром нефти» одобрили только Спорышевский участок. У компании не выбрано также около 1,5 млн тонн из ее квоты. Пока полностью не выбраны и квоты по четвертой группе. ЛУКОЙЛу одобрили включение в НДД Южно-Холмогорского, Щучьего, Северо-Ягунского участков. «Сургутнефтегазу» переведут на новый налоговый режим 11 участков Юганской группы, «Газпром нефти» — Северо-Ингольского, Средневайского и Северо-Вайского участков. При этом у нефтекомпании не так много новых участков в Западной Сибири, поэтому она рискует существенно не добрать свою квоту.
Хотя Минфин не возражает против передачи квот, неясно, будут ли нефтяники готовы к этому на практике.
«Первый срез заявок на расширение НДД показал, что большинство мейджоров полностью не использовали свои квоты. Кто-то изначально заявил участки с профилем добычи ниже лимита, а кому-то отказали в переводе некоторых участков на НДД», - отмечает Виктория ТУРГЕНЕВА из KPMG. При этом, считает она, «в то, что квоты останутся существенно невостребованными, верится с трудом».
Она допускает, что некоторые участки, которые Минфин пока не согласовал, все же будут переведены на НДД. Министерство пообещало обсудить вопрос с компаниями в индивидуальном порядке.
Ключевая выгода от перехода на НДД — возможность перераспределить налоговую нагрузку исходя из экономики проекта, считает эксперт. При этом сэкономить на налогах компаниям не удастся. Одним из условий включения участка в периметр НДД является положительный бюджетный эффект на пятилетнем интервале.
Справка Информагентства «Девон»
Недавно нефтяники предлагали создать две новые группы месторождений в периметре режима налога на добавленный доход в дополнение к пяти существующим. Они отличаются степенью выработанности, обводненности и другими характеристиками, от которых зависит уровень налоговой нагрузки.
Перевод месторождения на режим НДД не означает автоматическую отмену НДПИ по этим участкам недр. Фактически компания одновременно платит оба налога, но ставка налога на добычу полезных ископаемых понижается в среднем на 40%. По ряду месторождений рентабельность оказывается выше, если применять режим НДД, чем если просто платить НДПИ по полной ставке.
Расширение режима НДД позволит начать добычу на месторождениях, разработка которых сейчас невыгодна из-за применения НДПИ,
считают эксперты.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Минфин, НДД, НДПИ, Роснефть добыча, Сургутнефтегаз, Лукойл, Газпром нефть