В РФ наметился дефицит ароматического сырья
Разнонаправленными факторами рынка бензола стали рост производства кумола и коронакризис.
(
11 ноября 2020 09:55 , ИА "Девон" )
По итогам 2019 года емкость российского рынка бензола увеличилась на 3%, до 1,31 млн тонн. Рост спроса на сырье отмечался только в двух крупных сегментах потребления, сообщает издание «
ХимКурьер» .
КУМОЛ И ДРУГИЕ ДРАЙВЕРЫ
Максимальный рост переработки был в производстве кумола (изопропилбензола). В 2019 году российские предприятия этого сегмента переработали 277 тыс. тонн бензола. Это на 11% больше, чем в 2018 г. Заводы «Роснефти» нарастили объемы переработки бензола отчасти благодаря проведенной в 2018 году модернизации установки по выпуску
кумола на «Уфаоргсинтезе». Реконструкция позволила увеличить производительность установки со 120 тыс. до 170 тыс. тонн в год.
Кроме того, во второй половине 2019 года на «Омском каучуке» запустили новое производство фенола и ацетона, поэтому потребности в сырье у предприятия выросли. Поставки бензола производителям капролактама в 2019 году выросли на 4%.
Прим. ИА «Девон»: Бензол является важнейшим сырьем для химической промышленности. Он используется в качестве реагента при синтезе соединений и растворителя. Бензол применяется в основном в производстве этилбензола, кумола и циклогексана. На его основе получают соединения, используемые для получения синтетических каучуков, пластмасс, синтетических волокон, красителей, поверхностно-активных веществ (ПАВ) и т.д. Капролактам используется для получения полиамидных пластмасс, волокон и упаковки.
Рентабельность производства позволяла предприятиям этого сегмента активно закупать импортное сырье. По итогам прошлого года на «Куйбышевазот» было поставлено 66 тыс. тонн бензола из Украины и Казахстана. Это составило около 32% всего объема закупок продукта самарским предприятием.
В сегменте производства этилбензола рост объемов переработки бензола отмечался только на
«Нижнекамскнефтехиме» (ТАИФ). В IV квартале 2018 года на предприятии завершили реконструкцию блока переработки фракций С6-С8. Это позволило нарастить мощности по выпуску бензола до 265 тыс. тонн и увеличить производство этилбензола и стирола из этого сырья.
Остальные предприятия снизили выпуск стирола из-за проведения плановых ремонтов. Производство нитробензола в России продолжает стагнировать. В 2019 году поставки бензола в этот сегмент уменьшились на 64%, до 6,1 тыс. тонн.
ДРАМАТИЧНЫЕ СОБЫТИЯ 2020 ГОДА
В I полугодии 2020 года события на российском рынке бензола развивались самым драматичным образом, отмечает издание. Снижение цен и спроса на продукты нефтехимии на мировых рынках в условиях пандемии Covid-19 сказалось на работе отечественных предприятий.
С февраля по апрель контрактная стоимость бензола в Европе уменьшилась с 742 евро до 171 евро за тонну. В свою очередь на российском рынке цены снизились до 5000 рублей за тонну с НДС. Последний раз так дешево бензол в России продавали в начале 2009 года.
В числе других проблем российского рынка следует указать снижение рентабельности производства капролактама на отечественных предприятиях на протяжении прошлого года. Нарастающий профицит в Китае, обусловленный увеличением производства продукта в стране, способствовал снижению спроса на импортный капролактам. Его стоимость в Азии уменьшилась. Положение российских предприятий усугублялось еще и тем, что в начале года, когда цены были высокими, ими закупалось сырье для формирования запасов. Они должны быть использованы в период ремонтов на заводах-производителях бензола.
В сложившейся ситуации «Куйбышевазот» был вынужден отказаться от закупок украинского бензола. Он обходился предприятию дороже российского и казахского продукта. За пять месяцев 2020 года отгрузка бензола производителям капролактама уменьшились на 5%, до 162,5 тыс. тонн. В сегменте производства стирола объемы потребления бензола в 2020 году практически не изменились (267,5 тыс. тонн).
НОВЫЕ МОЩНОСТИ И РЕМОНТЫ
Единственным направлением переработки бензола в 2020 году, где удалось нарастить объемы выпуска, было производство кумола. За пять месяцев 2020 года предприятиям этого сегмента было отгружено на 14% больше ароматического сырья – всего 128,5 тыс. тонн. Рост потребления произошел за счет увеличения переработки на «Омском каучуке». Остальные производители кумола сократили выпуск. В конце 2019 года на «Омском каучуке» были введены новые мощности по выпуску фенола и ацетона. За 5 месяцев отгрузка бензола на омское предприятие выросли в пять раз, до 23,4 тыс. тонн.
Во II полугодии ситуация на рынке бензола начала меняться. Выполнение сделки ОПЕК+ по сокращению добычи нефти и отмена карантинных ограничений способствовали улучшению ситуации на рынках и росту цен продуктов нефтехимии. В то же время на российских заводах-производителях бензола начались плановые ремонты.
В июле профилактические мероприятия проводятся на Ангарском заводе полимеров «Роснефти», «Лукойл-Пермнефтеоргсинтезе» и «СИБУР-Кстово» (Нижегородская область). Кроме того, в конце апреля на заводе «Ставролен» ЛУКОЙЛ остановил производство бензола по техническим причинам. В такой ситуации некоторые потребители ароматического сырья испытывают дефицит сырья и не имеют возможности нарастить переработку.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Бензол, Нижнекамскнефтехим, Уфаоргсинтез, ЛУКОЙЛ НПЗ