Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Нефтехимия на распутье

(8 декабря 2020 15:27 , ИА "Девон" )
На фоне снижения глобального спроса на нефть новым драйвером отрасли может стать нефтехимическая промышленность. Однако ее развитие ограничивается невысокой емкостью внутреннего рынка, постепенным сокращением экспортных возможностей и большой зависимостью от импорта оборудования. Эксперты также отмечают отсутствие продуманной технической политики. Надежду на ее появление дают результаты совещания, которое провел в Тобольске Владимир Путин. Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для Информагентства «Девон».

НЕКУДА РАСТИ

Наличие значительной сырьевой базы и устойчивый рост спроса на нефтегазохимическую продукцию – главные факторы, позволяющие реализовать возможность по созданию новых нефтегазохимических мощностей. Это утверждалось в презентации, которой глава «Газпром нефти» Александр ДЮКОВ сопровождал свое выступление на совещании по развитию отрасли в Тобольске с участием президента Владимира Путина. 

По оценке Дюкова, до 2030 года может быть построено более 100 новых промышленных установок, объем инвестиций составит около 3 трлн рублей. Еще выше оценил потребность в инвестициях Владимир ПУТИН – по его словам, «в отрасли должны быть реализованы масштабные проекты общим объемом инвестиций порядка 5 трлн рублей».

Одновременно глава «Газпром нефти» указал на факторы, ограничивающие возможности для развития отрасли. Это в первую очередь зависимость от импорта технологий и оборудования. Следствием являются высокая капиталоемкость и продолжительные сроки строительства, что, в свою очередь, ведет к снижению внутренней нормы доходности (IRR) проектов в нефтегазохимии. Например, для проекта Восточной нефтехимической компании IRR, по разным оценкам, составляет 8-12%. В то же время, по расчетам аналитиков, пороговый уровень, при котором реализация проекта становится рентабельной, составляет не менее 22%.

Кроме того, как показывают опубликованные в конце прошлой недели данные Аналитического центра ТЭК, емкость внутреннего рынка нефтехимической продукции по многим позициям близка к насыщению. Так, в сентябре при росте производства полиэтилена на 107% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поставки на внутренний рынок выросли всего на 52%, при этом экспорт взлетел на 622%. Выпуск полипропилена увеличился на 64%, но спрос со стороны отечественных потребителей вырос на 19%, зато зарубежных – на 493%. Схожая ситуация с акрилонитрилом (сырье для производства синтетических каучуков) – 229%, 15% и 368% соответственно.

На ограниченность российского рынка сетовал в недавнем интервью «Коммерсанту» и глава «СИБУРа» Михаил КАРИСАЛОВ. «В России за десять месяцев этого года, даже с учетом спроса на медицинские марки, было поставлено почти 355 тыс. т продукции «Запсибнефтехима», около 27,2% от объема производства. В КНР за указанный период было направлено около 724 тыс. т, или 76,2% от общего объема экспорта продукции с «Запсиба». Еще один крупный потребитель — Турция, туда поставили 93 тыс. т», - рассказал Карисалов.

РИСКОВАННАЯ СТАВКА НА ЭКСПОРТ 

Эксперты, принявшие участие в опросе ИРТТЭК, отметили отсутствие продуманной политики развития нефтехимической отрасли. «Страна должна определиться, чего она хочет, промышленность с рабочими местами или жить за счет нефти. А у нас получается, что страна хочет жить за счет нефти, но промышленность как-то сама должна при этом развиваться. Но она не может развиваться: у нас так отстроены налоги, что выгодно сырье экспортировать, чем производить продукцию», - считает гендиректор компании «ИнфоТЭК-Консалт» Тамара КАНДЕЛАКИ.

«В Энергетической стратегии до 2035 года есть красивый постулат – переход от экспорта сырья к экспорту технологий. Так вот, чтобы начать экспортировать технологии, мы должны сначала эти технологии создать и использовать у себя. Да, в Европу мы с ними не попадем, но есть рынки Африки, Латинской Америки и Азии. В принципе направления сотрудничества есть, об этом много говорят, но единого центра, который должен был бы этим заниматься, я пока не вижу», - добавляет эксперт нефтегазовой отрасли Вячеслав Мищенко.  

Между тем тенденции развития мировой нефтегазохимии заставляют задуматься о том, насколько перспективна стратегия развития с опорой на экспортное направление. В перспективе обеспечить рост спроса на продукцию отрасли могли бы азиатские рынки. Но там очевидным образом делается ставка на собственные силы. 
Как следует из отчета GlobalData «Глобальный прогноз нефтехимических мощностей и капитальных затрат на 2020 – 2030 годы», мировые нефтехимические мощности к 2030 году увеличатся на 42% — с 2 129 млн т до 3 029 млн т. 
Большую часть этого прироста обеспечит Китай – на его долю придётся 28%. Основные мощности в Китае будут увеличены за счет завода по производству этилена Shandong Yulong, строительство которого началось в прошлом месяце. Второе место занимает Индия (16%). Замыкает тройку лидеров Иран, на долю которого придется 10% прироста мировых мощностей по нефтегазохимии к 2030 году. 

ВЫРАСТИТЬ СОБСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Ограниченность экспортной модели осознается в отрасли, представители которой сумели донести свою озабоченность до руководства страны. По итогам совещания в Тобольске Владимир Путин поручил «обеспечить реализацию мер государственной поддержки производителей синтетического каучука», «разработать и реализовать комплекс мер, направленных на развитие производства мало- и среднетоннажной химической продукции, обеспечивающих увеличение выпуска указанной продукции на 70% к 2030 году». 
Также предстоит определить перечень приоритетных проектов, которые «оказывают комплексное влияние на развитие продуктовых цепочек… и обладают мультипликативным эффектом в широком спектре смежных отраслей». Срок исполнения – весна 2021 года.

В перечне поручений есть и такое: «В целях стимулирования внутреннего спроса на продукцию нефте- и газохимической промышленности обеспечить принятие мер, направленных на ускорение реализации программы реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры, степень износа которых превышает 60% в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории субъектов Российской Федерации, предусмотрев обязательное применение современных инновационных материалов отечественного производства». 

Последний пункт выглядит так, будто часть бремени по поддержке нефтегазохимической отрасли государство хочет переложить на население через тарифы ЖКХ. Насколько это соответствует действительности, станет понятно весной, когда настанет срок исполнения президентских поручений, а заодно и сезон коммунальных ремонтов. 

Почему ставка России на развитие газовой и нефтяной химии на Дальнем Востоке – с очевидным прицелом на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона – может оказаться рискованной, говорилось в статье ИРТТЭК, опубликованной  ИА Девон.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: СИБУР, полимеры, Китай

 

к следующей новости раздела

14 декабря 2020

Удастся ли удержать цены на каучуки и автошины?

к предыдущей новости раздела

1 декабря 2020

СИБУР поможет Пермскому краю перейти на раздельный сбор отходов

к следующей новости главной ленты

9 декабря 2020

Суперкомпьютер установлен в Альметьевском нефтяном институте

к предыдущей новости главной ленты

8 декабря 2020

Сверхточную модель Ангаро-Ленского газоконденсатного месторождения получила «ТНГ-Групп»