Эксперт оценил зависимость РФ от импорта катализаторов
Переход с западных катализаторов на их аналоги только начался – гендиректор «ТопТеха».
(
22 мая 2024 14:34 , ИА "Девон" )
Ситуация на российском рынке катализаторов нефтепереработки выглядит оптимистично, в отличие от газохимии. Об этом говорится в интервью генерального директора инжиниринговой компании "ТопТех" Алексея ПОЛЯКОВА
"Интерфаксу".
После первой волны санкций 2014 года многие компании начали вести собственные разработки и организовывать производство, отметил он. В "ТопТехе" оценивают потребление катализаторов в российской нефтепереработке в 20-22 тыс. тонн в год.
При этом отечественные компании обеспечивают потребности РФ в катализаторах по ряду направлений. Это гидропроцессы, гидроочистка дизеля, бензина, керосина.
«Все с нетерпением ждут пуска в эксплуатацию отечественного катализатора гидрокрекинга, так как до сих пор имеется 100-процентная зависимость от импортных поставок», - отметил Поляков.
Из-за рубежа завозятся и другие наиболее высокотехнологичные и дорогостоящие катализаторы для глубокой нефтепереработки и нефтехимии. Это катализаторы депарафинизации, каталитического риформинга с непрерывной регенерацией и гидроочистки бензина каталитического крекинга.
Зависимость от импорта катализаторов полимеризации оценивается в 90%. Кроме того, в РФ не делают катализаторы производства водорода.
«Есть позиции, потребление которых в России минимально, - пояснил гендиректор «ТопТеха». - Производить их нерентабельно, финансовые модели не работают. Развитие их производства целесообразно только с прицелом на экспорт. Нужно создать конкурентоспособный на мировом рынке продукт».
«Хорошим примером являются катализаторы гидроочистки, - продолжил топ-менеджер. - Они меняются чуть ли не раз в год-два-три. У них цикл оборачиваемости довольно низкий, объемы большие - 3-4 тыс. тонн в год. Имеется и экспортный потенциал».
В химической отрасли ситуация иная. «Локализовано 25% катализаторов, в основном для получения синтез-газа, - отмечает Алексей Поляков. - Собственных проверенных катализаторов для синтеза метанола, аммиака, предриформинга в России нет. Их разработка и вывод на рынок требуют длительного времени.
Катализаторы газохимии могут служить в среднем 4-5 лет. Поэтому процесс перехода с западных катализаторов на их аналоги только начался.
«Если на установках водорода в РФ сейчас проводятся первые опыты внедрения отечественных катализаторов, то для выпуска аммиака и метанола катализаторов полного цикла в стране пока нет, - делает вывод глава компании. - Но мы над этим активно работаем».
Компания «ТопТех» была создана в июле 2022 года. Ее костяк составили сотрудники московского офиса ушедшей из РФ датской фирмы Haldor Topsoe. «ТопТех» выполняет комплексное сопровождение от подготовки проекта до пуска и эксплуатации агрегатов и установок НПЗ и химзаводов.
Основные направления - проектирование установок для получения синтез-газа, водорода, метанола и аммиака, гидроочистки, гидрокрекинга и депарафинизации.
Комментарий Информагентства «Девон»:
Проблему импортозамещения катализаторов для нефтехимии могут помочь решить научные организации. Так, на базе Казанского федерального университета можно наладить выпуск высокотехнологичных катализаторов для нефтегазохимии и нефтепереработки.
Так, недавно ускорители реакций для процессов дегидрирования изопрена и изобутана испытали на «Нижнекамскнефтехиме». Также ученые КФУ совместно с СИБУРом в этом году планируют создать катализаторы для дегидрирования пропана, окисления этилена, гидрирования и т.д.
Сообщалось также, что на Московском и Омском НПЗ «Газпром нефти» загрузили первые отечественные катализаторы гидроочистки дизтоплива. Катализаторы для НПЗ также выпускают в Роснефти.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: катализатор, импортозамещение, газопереработка