Ждать ли нового бензинового кризиса в 2019 году?
(
29 декабря 2018 18:35 , ИА "Девон" )
Правительство РФ в следующем году продолжит сдерживать стоимость бензина на внутреннем рынке, не прибегая при этом к крайним мерам – прямому регулированию. В этой связи, скорее всего, среднегодовой рост цен на топливо не превысит уровень инфляции, спрогнозированный Центробанком на 2019 год (5,5%). Об этом сообщается в исследовании
Центра исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете (РЭУ) имени Г.В. Плеханова.
Все началось после резкого скачка цен на бензин и дизтопливо в мае-июне. Тогда в относительном выражении цены на биржевых сделках в течение мая значительно выросли. Бензин АИ-92, АИ-95 и летнее ДТ на первичном и вторичном рынках выросли соответственно на 11,7%, 12,6% и 5,2%. По данным Росстата, цены выросли на 5,6% по сравнению с апрелем. В годовом же выражении (май 2018-го к маю 2017 года) этот показатель составил 11,3%. В целом с начала года топливо подорожало на 7,2%.
В результате весной и летом состоялся ряд встреч представителей крупных нефтяных компаний (ВИНК) с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком. По итогам встреч были достигнуты договоренности между правительством и представителями нефтяных компаний о фиксации стоимости автомобильного топлива на уровне майских значений. Компании согласились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года. Данное соглашение действует с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 года.
Кроме того, были установлены индикативные уровни мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее. Для АИ-92 они составляют 53,5 тыс. руб. за тонну, за АИ-95 — 56,6 тыс. руб./т., летнее дизтопливо — 51,2 тыс. руб./т., а для зимнего ДТ — 53,6 тысяч за тонну.
За отклонениями ИУЦ свыше 4% будут следить Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная налоговая служба (ФНС). Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам.
На АЗС нефтекомпаний цены повысятся только в январе вслед за ростом НДС (с 18 до 20%) на 1,5% в абсолютном выражении и затем — в темпе прогнозной инфляции, на 4-5,5% в течение года. Кроме того, нефтяникам позволили не наращивать поставки топлива на биржу. Будет действовать временный запрет на приказ Минэнерго и ФАС об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизтоплива на 5 и 2,2 п.п., до 15% и 7,5% соответственно, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.
Единственная составляющая, которую объективно нельзя отрегулировать – это рост акциза с 1 января 2019 г., поскольку доход, полученный с них, является источником финансирования для ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры. А еще акциз сглаживает рыночные колебания конечных цен на топливо, так как его размер фиксирован. Но комиссия вице-премьера Козака разработала специальный механизм «демпфера», который должен нивелировать эффект от роста акцизов.
Согласно демпфрирующему механизму, нефтеперерабатывающий заводы с годовым объемом переработки более 600 тыс. тонн смогут заключить соглашение о модернизации, чтобы получать отрицательный акциз на нефть. НПЗ, которые производят автомобильный бензин класса «Евро-5» смогут заключить такое соглашение к 2024 г. Точно не получат отрицательный акциз мини-НПЗ, но по объему переработки они занимают 2-3 млн т.
В действующей редакции федерального закона о «налоговом маневре» предусмотрены цены отсечения 56 тысяч руб./т по автомобильному бензину и 50 тыс. руб./т по дизельному топливу. В настоящее время разрабатываются поправки, чтобы уже с 1 января 2019 года демпфер заработал в большем масштабе. Для этого обсуждается изменение формулы «демпфера», который будет эффективно увеличен примерно на 35%. При таких параметрах нет существенных рисков роста розничных цен на достаточно широком диапазоне предпосылок по ценам на нефть и курсу доллара.
После начала работы «демпфера» ситуация с ценовыми дифференциалами должна кардинально улучшиться. При этом риски неконтролируемых ценовых изменений возрастают, если повышенные пошлины придется опускать в январе 2019 года одновременно с запуском «демпфера».
Таким образом, правительству удастся избежать прямого регулирования при уменьшении вероятности резких скачков цен на моторное топливо в новом году.
Напоним, в ноябре этого года исследователи РЭУ
подсчитали, что более 65% в цене бензина приходится на налоги. Повышение налогового бремени на производителей топлива стало одной из причин, почему биржевая стоимость моторных топлив продолжила расти в конце осени, несмотря на «заморозку» цен.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: бензин автомобильный, дизтопливо, цена бензина, Налог, Биржи