Топливный рынок: экспорт по-прежнему привлекательнее
А независимые заправщики держатся из последних сил.
(
28 мая 2019 10:29 , ИА "Девон" )
Ведущие нефтяные компании РФ по итогам совещания с Минэнерго и ФАС пообещали увеличить объем предложения топлива на внутреннем рынке. Это требование регуляторов вызвано выросшими за последние месяцы оптовыми ценами на топливо, пишет
«Коммерсант». По данным СПбМТСБ, биржевые цены в мае почти достигли уровня ноября 2018 года, когда правительство договорилось с нефтяниками о заморозке оптовых цен.
Как следует из протокола биржевого комитета ФАС от 22 мая, «Роснефть» и «Газпром нефть» не соблюдали поручения вице-премьера Дмитрия Козака об увеличении поставок бензинов на 2% по сравнению с уровнем 2017 года. Требования по дизтопливу не выполняли «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. После совещания 24 мая стоимость топлива на бирже стала снижаться. Автомобильные бензины Аи-92, Аи-95 и дизтопливо подешевели 27 мая на 0,8%, 1% и 0,2% - до 48,9, 50,9 и 47,8 тыс. руб. за тонну соответственно.
На совещании была достигнута договоренность, что ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз» снимут объемы с экспорта и перенаправят топливо на внутренний рынок. «Роснефть» же, которая почти не экспортирует бензин, резко снизила продажи на бирже из-за ремонта своих НПЗ.
Аналитики отмечают, что, если в марте «Роснефть» продавала 40% выпущенного топлива на бирже, то в мае объемы упали до 15%. Хотя этот объем соответствует нормативу, такое снижение «взбудоражило рынок». В «Роснефти» заявили, что выполняют нормативы продаж. Компания поставляет бензины на экспорт только своим АЗС за рубежом. У «Роснефти» 66 заправок в Белоруссии, Абхазии и Киргизии.
Рост цен вызвал беспокойство независимых АЗС. Российский топливный союз написал письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку: «По состоянию на 20 мая биржевые цены на бензин и дизельное топливо на большинстве базисов поставки с учетом логистики достигли или превысили уровень соответствующих индикативных мелкооптовых цен, причем на дальневосточных базисах уровень биржевых цен на дизельное топливо выше индикативных мелкооптовых цен на 8–9 тыс. руб. за тонну». В правительстве не увидели причин для беспокойства.
Заправки в ряде регионов терпят убытки, подтвердил глава РТС Евгений Аркуша. Несмотря на рост цен в оптовом звене, в рознице нефтяники держали цены по соглашению с правительством РФ. Пока разрешено повышать цены только на уровень инфляции.
«Поручения правительства уже выполняются, и, как следствие, биржевые цены стали падать, - заявил он, - Сейчас пока еще ситуация с маржой на АЗС по реализации бензина критическая по сравнению с началом года. Принятые регуляторами меры дают надежду, что ситуация улучшится и мы не столкнемся с угрозами банкротства, как это было в прошлом году».
Эксперты соглашаются, что экспорт топлива сейчас более привлекателен, чем поставки на внутренний рынок. Поэтому некоторые компании снижают загрузку части установок НПЗ или переходят на выпуск нетоварных продуктов (например, нафты вместо бензина).
Теоретически механизм субсидирования внутреннего рынка со стороны правительства (демпфер) должен сдерживать привлекательность экспорта, но пока это не вполне удается. В правительстве уже согласовано решение об увеличении субсидий по демпферу с 1 июля.
Среди прочих причин роста цен было постепенное повышение привлекательности экспортной альтернативы, а также сезонный рост спроса, отмечает старший консультант ценового агентства Argus Сергей Агибалов. Большая привлекательность экспорта обусловлена тем, что цены внутреннего рынка даже с учетом демпфера ниже экспортной альтернативы. Причем, утверждает эксперт, экономика реализации бензина на внутренний рынок для НПЗ в мае даже ухудшилась по сравнению с апрелем.
Кроме того, прибыльность от продажи бензина на АЗС уже снизилась в 10 раз с начала 2019 года, почти до нуля. Об этом пишет
РБК .
Чистая маржа (без операционных расходов и налоговых выплат заработок заправки) торговли бензином АИ-92 на АЗС по состоянию на 24 мая упала до 50 коп. за литр, по АИ-95 — 1,9 руб. за литр. До этого от продажи литра АИ-92 заправки в среднем зарабатывали около 5 руб., а АИ-95 — 6,5 руб., сказал генеральный директор инвестгруппы «Петромаркет» Иван Хомутов.
Таким образом, маржа на АИ-92 упала в 10 раз, а на АИ-95 — почти в 3,5 раза.
Коэффициент маржинальной доходности продаж бензина на российских АЗС с начала года упал до 8,1–11,3% в европейской части и до 5,6–7,9% в Сибири. Это на порядок ниже нормальных рыночных значений в 20% на этом рынке.
«Маржа начала заметно снижаться в 20-х числах апреля 2019 года, когда начался быстрый рост отпускных цен НПЗ, а за ним и рост цен нефтебаз», — отметил Хомутов. По его мнению, снижение маржи вызвано тем, что НПЗ и нефтебазы в середине апреля перестали сдерживать цены на топливо, чтобы покрыть собственные убытки. На прошлой неделе нефтяные компании не выполнили поручение вице-премьера Дмитрия Козака поставлять на внутренний рынок на 2% больше бензина и дизтоплива, чем в 2017 году.
«Мы действительно терпим убытки в рознице и покрываем их за счет других сегментов, в частности добычи. Но выхода нет — соглашение с правительством приходится выполнять. Рассчитываем только на скорректированную форму демпфера, которую обещали представить на днях», — сказал РБК источник в крупной нефтяной компании. Демпфирующий акциз — компенсация недополученной прибыли при поставках на внутренний рынок нефтяникам от государства.
«Ниже текущих показателей маржа продажи бензина уже вряд ли упадет: регулятор, скорее всего, не допустит еще большего роста отпускных цен НПЗ. Но и роста маржи ждать вряд ли стоит: собственникам АЗС в условиях сдерживания государством цен в рознице придется привыкать к работе с
низкой прибыльностью топливного бизнеса», — считает Хомутов.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, Роснефть АЗС, ЛУКОЙЛ АЗС, Сургутнефтегаз, ФАС, Налоговый маневр