Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Кто виноват в топливном кризисе в Казахстане?

Россия поддержит соседей, у которых закрылись на ремонт НПЗ.

(25 октября 2017 08:08 , ИА "Девон" )
Россия начала оказывать поддержку Казахстану в преодолении топливного дефицита. В этом месяце Россия дополнительно поставит более 100 тыс. тонн бензина, сообщил заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов на Российско-британском сырьевом диалоге в Санкт-Петербурге.
Ситуация с дефицитом различных видов топлива наблюдается в Казахстане уже почти месяц. Похожая картина наблюдается в стране с неизбежной регулярностью все последние годы, пишет «Ритм Евразии».
Как же получилось, что один из крупнейших мировых экспортёров нефти уже более чем четверть века неспособен сам обеспечить себя необходимыми нефтепродуктами?

ЭЙР АСТАНА БЕЗ КЕРОСИНА
В конце сентября в заявлении пресс-службы национальной авиакомпании «Эйр Астана», сообщалось, что регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва из-за дефицита авиационного керосина. Причинами дефицита стали сокращение объёмов экспорта со стороны «Газпромнефти», «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Татнефти» и приостановка производства топлива Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом в связи с плановыми ремонтно-профилактическими работами.
Субъекты казахстанской гражданской авиации уже на протяжении многих лет на 70% зависимы от поставок авиатоплива из России, говорится в сообщении. В 2017 году совокупный среднемесячный объем экспорта в Казахстан российских поставщиков снизился до 15 тыс. тонн, что почти в три раза меньше прошлогоднего показателя. Связано это с тем, что поставки российскими компаниями реализуются по остаточному принципу, а в этом году их основной объём был перенаправлен на российский рынок, где вырос спрос на авиатопливо. Это создаёт проблему, так как потребность казахстанской авиации в топливе в текущем году составила 800 тыс. тонн, из которых только 241 тыс. производится Шымкентским НПЗ.
«Эйр Астана» также раскритиковала Министерство энергетики республики, антикризисные меры которого, по мнению авиаперевозчика, имеют временный характер.
Вице-министр (министр энергетики) Асет Магауов заявил, что никаких ремонтных работ, могущих повлиять на производство авиатоплива, на Шымкентском НПЗ не планируется, а «Эйр Астана» и другие авиаперевозчики должны сами занимать гораздо более активную позицию по обеспечению импорта. И вообще вопросы контрактации и поиска объёмов, экспортируемых из России – это задача самих авиакомпаний и аэропортов. Сняв, таким образом, ответственность с Минэнерго, вице-министр добавил, что его ведомство оценивает ситуацию на рынке авиатоплива как благополучную.
В социальных сетях же в тот же день появились посты, в которых «Эйр Астану» обвиняли в умышленном нагнетании ситуации с целью получению дешёвого субсидированного авиатоплива.
Однако позже министерству пришлось признать, что дефицит авиатоплива имеет место, с оговоркой, что ситуация не является угрожающей, так как запасы будут пополняться за счёт собственного производства и поставок российских компаний. Такие поставки были, в свою очередь, подтверждены заместителем министра энергетики РФ Кириллом Молодцовым. Он заявил, что нехватки поставок авиатоплива со стороны России нет и казахстанскому Минэнерго уже было направлено предложение по поставкам на 2018 год.

ВОДИТЕЛИ БЕЗ БЕНЗИНА
Буквально тут же, в начале октября, вспыхнул новый скандал – на этот раз «бензиновый». Цены на бензин начали расти ещё в сентябре, когда два из трёх казахстанских НПЗ – Атырауский и Павлодарский закрылись на модернизацию. Но если в начале сентября средняя цена бензина марки АИ-92 составляла 136-138 тенге (1 рубль ≈ 6 тенге), то к началу октября цены на казахстанских автозаправках уже варьировались от 146 до 180 тенге. Многие автозаправки просто не функционировали, другие же отпускали бензин только по талонам или с ограничением в 10-15 литров.
Ежегодный сезонный дефицит наиболее ходовой марки АИ-92 казахстанских автолюбителей уже давно не удивляет. А нехватка дизельного топлива и даже марок АИ-95/96 и АИ-98 стала явным индикатором того, что ситуация на рынке ГСМ не только не благополучная (каковой её ещё недавно называл вице-министр А. Магауов), а очень непростая.
Минэнерго Казахстана ранее обещало, что цены на бензин к концу октября вернутся к норме. Помимо ссылок на то, что вначале Атырауский, а потом и Павлодарский НПЗ временно не функционировали, министерство сообщило, что с июля по сентябрь произошёл существенный рост потребления, выросли закупочные цены на российский бензин, а также произошло повышение курса доллара.
Почему сезонный рост потребления ГСМ каждый год становится для министерства сюрпризом, почему два завода закрываются именно в этот период, почему, несмотря на действующий запрет на экспорт бензина, республика до сих пор на 30% (а по некоторым данным, и на все 40%) зависит от поставок бензина из России – на все эти вопросы внятных ответов казахстанские автолюбители так и не дождались.
Не удовлетворили пояснения Минэнерго и премьер-министра Бахытжана Сагинтаева. «Все, что было сказано, я не могу принять все эти объяснения. Заранее знали, ещё в мае было написано письмо, что переносится ремонт Павлодарского НПЗ с весны на осень, все прекрасно понимали, что будут друг за другом поочередно останавливаться два завода. И можно было прояснить ситуацию, заранее просчитать, какой объём, откуда, в какие регионы мы должны будем завозить. А не заниматься этим в сентябре», заявил он на совещании правительства.
«На пустом месте создали напряжённость. И все ссылки на курсовую разницу, на цены у соседей, увеличение доли импорта. Раньше мы говорили, что у нас цена выше, и топливо уходит в Россию, теперь цена выше, и они нам не продают. Все время какие-то отговорки есть. Я не могу с этим согласиться и это все считаю отговорками и уклонением от своих прямых должностных обязанностей. За это надо нести ответственность», – добавил премьер-министр.
В результате министр энергетики Канат Бозумбаев получил выговор от президента Нурсултана Назарбаева, а Магауов по решению премьер-министра был освобождён от должности. Аналогичные решения были приняты и по отношению к руководству компании «КазМунайГаз», которой принадлежат все три НПЗ. Её глава Сауат Мынбаев получил выговор, а его заместитель Данияр Берлибаев был уволен.

СПЛАНИРОВАННЫЙ ДЕФИЦИТ?
Через два дня после совещания бензин вернулся почти на все автозаправки страны, правда, уже по новым ценам, которые были в среднем выше на 11%. При этом пока ещё неизвестно, как дальше будет развиваться ценовая ситуация, поскольку ожидается, что к ноябрю Шымкентский НПЗ будет также закрыт на капитальный ремонт.
Если бы государство не вмешивалось в ценообразование, то рынок сам бы отрегулировал ситуацию и никаких предпосылок к кризису и дефициту топлива просто не было бы, считает Денис Кривошеев, общественный деятель, специализирующийся на экономических вопросах. В этом, по его словам, виновен Комитет регулирования естественных монополий.
Ежегодный сезонный дефицит топлива – это отлично спланированная акция, за которой стоят нефтяные компании, крупные АЗС и аффилированные с ними структуры, которые таким образом получают дополнительную прибыль, считает главный редактор журнала «За рулем – Казахстан» Алексей Алексеев.
Журналист Вячеслав Половинко в своём материале для ИА «Фергана» заявил, что цены на бензин повысились из-за того, что Казахстан предпочитает закупать более дорогой российский бензин, чтобы не портить отношения с Россией.
Аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов согласен с премьер-министром Казахстана и винит в сложившейся ситуации Министерство энергетики РК и компанию «КазМунайГаз», которые затянули процесс модернизации нефтеперерабатывающего комплекса страны. Но, по его мнению, даже после завершения модернизации проблема не будет решена, поскольку казахстанским НПЗ просто не будет хватать сырой нефти для переработки. После модернизации казахстанские НПЗ будут способны перерабатывать на 3 млн. тонн нефти больше, чем сейчас, но откуда они будут их брать – неясно. Ведь добыча будет расти в основном на трёх месторождениях – Кашагане, Карачаганаке и Тенгизе, которые работают по «соглашению о разделе продукции» и не обязаны поставлять нефть на казахстанские НПЗ, а будут, скорее всего, везти её на экспорт, где цена гораздо выше, чем на внутреннем казахстанском рынке.

Как казахстанские власти будут решать сложившийся комплекс проблем – неясно. Пока же с большой долей вероятности Казахстан и дальше продолжит закупать основную часть недостающих объёмов ГСМ у России. Она, начав значительно позже модернизацию своих 35 крупных и средних НПЗ, уже успешно завершила её и производит бензин стандарта «Евро-5». Последний появится в Казахстане лишь после завершения модернизации Павлодарского НПЗ.




Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Казахстан, бензин автомобильный, Авиатопливо, модернизация НПЗ, Кризис

 

к следующей новости раздела

26 октября 2017

Самые длинные горизонтальные скважины в мире

к предыдущей новости раздела

19 октября 2017

Российские ученые научились перерабатывать автопокрышки с помощью жидкого металла

к следующей новости главной ленты

25 октября 2017

Chevron Lummus спроектирует для ТАНЕКО установки производства масел и катализаторов

к предыдущей новости главной ленты

24 октября 2017

Газпром нефтехим Салават открыл новую лабораторию на установке изомеризации