Индия скоро обгонит Китай по росту потребления нефти
А спрос на нефть в мире продолжит расти благодаря транспорту и нефтехимии.
(
30 января 2024 05:34 , ИА "Девон" )
В 2024 году мировой спрос на нефть вырастет на 1,7%, несмотря на высокие цены на нефть. А средняя цена барреля «черного золота» может составить около $85. Об этом говорится
в исследовании АО «Татнефтехиминвест-холдинг», проведенном в рамках подготовки очередной Программы развития нефтегазохимического комплекса Татарстана. Информагентство «Девон приводит выборку из этого материала.
ОЖИДАНИЕ КРИЗИСА И ВОЙНЫ.
По итогам 2023 года глобальный спрос на нефть вырос на 1,8%, достигнув 101 млн баррелей в сутки. Тем самым, он превысил доковидный уровень 2019 года в 100,9 млн. Восстановлению спроса в 2023 году способствовали отмена коронавирусных ограничений в Китае и восстановление рынка авиаперевозок.
Еще в 2021-2022 годах основной прирост был восстановительным. Тогда страны ОЭСР и Китай выходили из пандемии. Теперь потребление жидких углеводородов растет, в основном, за счёт Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока.
Для сравнения, в Северной Америке в этом году оно вырастет всего на 1,1%, а в Европе останется неизменным. Доминанты – Индия, Китай и страны Организации экономического сотрудничества (ОЭСР), вместе в 2024 году создадут меньше нового спроса, чем остальные страны развивающегося мира.
На 2024 год Управление энергетической информации США (EIA) прогнозирует умеренное увеличение спроса – на уровне 1,3 млн баррелей в сутки. Основными драйверами роста будут Китай и Индия. В остальном мире продолжится ослабление спроса, особенно в Европе.
ОПЕК более оптимистична и прогнозирует рост потребления нефти на 2,2 млн баррелей в сутки. Главным фактором, по мнению экспертов организации, является восстановление спроса в Китае.
Пик этого показателя прогнозируется в середине 2020-х годов. В 2028 году, по оценкам ОПЕК, миру будет требоваться порядка 110,2 млн баррелей «черного золота». За ним последует снижение спроса к 2050 году. Это произойдет из-за замедления роста автопарка во многих странах, повышения эффективности двигателей автомашин и постепенного перехода на электромобили.
В 2023 сорт WTI в среднем стоил порядка $76, Brent – $80. Волатильность достигала 20% или $15 за бочку. Можно выделить несколько факторов роста цен. Это закупка нефти в стратегический резерв США, сокращение квот на добычу ОПЕК+.
С другой стороны, стоимость сырья падала из-за ожидания экономического спада в мире. Эксперты отмечали медленное восстановление Китая в первом полугодии и снижение экономической активности в Европе.
При этом Гайана, Бразилия, Венесуэла и Иран в 2023 году в совокупности нарастили добычу на 1,9 млн баррелей в сутки. Производство в Венесуэле и Иране растет на фоне послаблений со стороны США в отношении этих стран. А в Соединенных Штатах было выкачано рекордны 13 млн баррелей нефти в сутки.
Между тем, влияние ОПЕК+ на рынок снижается, а коммерческие запасы углеводородов в странах ОЭСР были на уровне 2,8 млрд баррелей. По прогнозам, в 2024 году основные запасы нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР вырастут на 1,6 млн. баррелей нефти в сутки.
Среди прочих событий 2023 года стоит упомянуть войну между Израилем и ХАМАСом, начавшуюся в октябре, а также опасения по поводу военного конфликта между Венесуэлой и Гайаной.
ИНДИЯ ОБГОНИТ СОСЕДА.
Мировые аналитические центры прогнозируют, что нефть в этом году 2024 год будет стоить в среднем около $85 за баррель. К примеру, аналитики банка Citigroup ожидают, что средняя цена составит $75 за бочку. А в Bank of America заявляют о возможности подорожания до 90 долларов.
В Индии спрос на нефть может вырасти на 6,6 млн баррелей в сутки, а в Китае - на 4 млн. В остальных странах Азии этот показатель составит еще 4,6 млн; в Африке - 3,8 млн, на Ближнем Востоке - на 3,6 млн баррелей.
Отмечается, что за последние годы Индия показала впечатляющий рост нефтеперерабатывающего сектора. Еще в 2001 году страна испытывала дефицит топлива. Теперь она сама обеспечивает себя и даже считается крупным экспортёром качественных нефтепродуктов.
Индия является мировым нефтеперерабатывающим центром с мощностями 248,9 млн. тонн в год. По этому параметру она занимает четвёртое место в мире после США, Китая и России.
Что касается другого гиганта, то в Китае в 2024 году потребление нефти замедлится. По прогнозам, КНР нарастит спрос всего на 0,5 млн баррелей в сутки. Это менее трети прироста за прошлый год. Примечательно, что большая часть роста придётся на нефтехимическое сырье.
При этом потребление бензина будет сдерживаться ростом парка электромобилей. В 2022 году на их долю пришлась четверть всех продаж новых легковых автомобилей в Китае. Замедление будет особенно заметно, так как в 2023 году Китай обеспечил 75% роста мирового потребления нефти.
EIA предполагают, что прошлогодний рост спроса на нефть в Китае (более чем на 10%) никогда не повторится. Таким образом, 2024 год можно считать началом длительного периода структурного замедления спроса.
Вместе с тем, замедление роста добычи нефти вне ОПЕК ослабит давление на страны-участницы нефтяного картеля. Эксперты Wood Mackenzie ожидают, что в этом году темпы роста добычи в странах, не входящих в ОПЕК, замедлятся с 2 до 0,8 млн баррелей в сутки. Особенно это относится к США и Бразилии.
До 2045 года основными источниками роста останутся автотранспорт, нефтехимия и авиация. Спрос на нефть в этих секторах увеличится на 4,6; 4,3 и 4,1 млн баррелей в сутки соответственно.
Оставшаяся часть спроса распределится по различным секторам, включая жилищный, коммерческий, сельское хозяйство и электроэнергетику. После первоначального роста в текущем десятилетии совокупный этот сектор будет стабильно поглощать около 17 млн баррелей в сутки.
В совокупности спрос в транспортном секторе вырастет почти на 10 млн баррелей в сутки с 2022 года по 2045 год. Наибольший рост спроса прогнозируется в секторе автомобильных перевозок. В отдельных регионах до 2045 года будут наблюдаться гораздо более широкие колебания.
Комментарий ИА «Девон»:
Недавно стало известно, что Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в КНР. Экспорт «черного золота» из РФ в Китай за прошлый год вырос на 24% - до 107 млн тонн нефти. Для сравнения, за этот период в нашей стране добыли 530 млн тонн нефти и газового конденсата. Из этого показателя следует вычесть 274,9 млн тонн жидких углеводородов, переработанных на отечественных НПЗ.
Таким образом, можно понять, насколько нефтяная отрасль РФ зависит от закупок со стороны Китая. А там, по мнению многих зарубежных аналитиков, наблюдается торможение экономики. Это признает даже сам лидер КНР Си ЦЗИНЬПИНЬ. Это происходит из-за демографического кризиса, последствий «коронакризиса», проблем с госуправлением и точечных американских санкций.
В ближайшем будущем в КНР возможен также пузырь на рынке недвижимости, что может повлечь за собой масштабный кризис. Не стоит забывать и о напряженных отношениях с Тайванем и западными странами.
Показательно, что еще в августе власти Китая запретили известным местным экономистам публично обсуждать негативные тенденции в экономике. А на днях из-за биржевого спада были введены ограничения для фондовых инвесторов.
Что касается другой дружественной страны, то вести отношения с ней порой бывает непросто. Так, РФ была главным поставщиком нефти в Индию в первой половине 2023 года. В октябре стало известно о резком сокращении импорта российской нефти в Индию - до 1,6 баррелей в сутки.
В январе 2024 года министр нефти Хардип СИНГХ ПУРИ заявил, что поставки сократились из-за «непривлекательных скидок». Он также опроверг наличие проблем с оплатой сырья. Однако в конце декабря сообщалось, что индийская сторона не принимает шесть танкеров с нефтью из РФ из-за боязни американских санкций.
В целом же прогнозировать стоимость нефти сложно по причине возможности новых «черных лебедей». К примеру, в 2023 году произошел ряд крупных военных конфликтов, мятежей и природных аномалий…
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татнефтехиминвест-холдинг, Добыча, планы, Китай, Транспорт, Цена на нефть, ОПЕК, Индия