Архив новостей

Сентябрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Тяжесть беспилотника для российских нефтяников

Развитие технологий в ТЭК тормозят поправки в Воздушный кодекс РФ.

(19 апреля 2019 09:56 , ИА "Девон" )
 
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) находят все более широкое применение в нефтегазовом секторе. Однако расширению применения дронов в России мешают законодательные преграды. Об этом пишет Мила Васильева в статье «В облет ограничений», опубликованной в РБК. 

Сегодня мировой рынок беспилотников для этой индустрии, по данным Goldman Sachs, оценивается в $1,15 млрд. Для сравнения: к 2020 году он достигнет $100 млрд. Эксперты уверены, что доля нефтегазовых компаний в общем объеме использования беспилотников будет расти. Эти аппараты все чаще будут заменять пилотируемые самолеты и вертолеты. Сегодня БПЛА используются в геологоразведке и для мониторинга инфраструктуры.

Международные нефтегазовые корпорации начали применять беспилотники раньше, чем российские компании. Точкой отсчета многие эксперты называют 2006 год. Тогда Федеральное управление гражданской авиации США выдало BP разрешение на использование дронов при работе на нефтяных месторождениях Аляски. Сегодня на американском рынке отмечается большое предложение беспилотников, которые способны проводить магнитные исследования территорий с потенциально возможными залежами нефти и газа.

Англо-голландская Shell использует их, в том числе, для мониторинга оборудования газового терминала в Бактоне (Великобритания), британская BP — для обследования буровых платформ в Мексиканском заливе. Американская ExxonMobil применяет беспилотники для проверки резервуаров нефтеперерабатывающего завода в Фоули на юге Англии, говорит руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора в России и странах Центральной и Восточной Европы PwC Максим Тимченко.

В Великобритании с 2012 года беспилотные системы применяются также на морских месторождениях, добавляет менеджер проекта Internet of Energy Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Анастасия Пердеро. И, что особенно актуально, возможности БПЛА востребованы также в целях экологического мониторинга — для оценки влияния работ по разведке и добыче углеводородов на окружающую среду.

Российские компании пока используют дроны преимущественно для отслеживания состояния наземных трубопроводов, отмечает Максим Тимченко. Дистанционные методы при поиске и оценке залежей углеводородов, в частности, дают возможность наиболее точно отображать на картах контуры предполагаемых залежей — вплоть до выявления точек, где заложение поисково-оценочных и разведочных скважин будет наиболее эффективным.

Благодаря возможности оснащения БПЛА высокоточным оборудованием их прикладные функции постоянно расширяются. Аэросъемки проходят днем и ночью, в сложных условиях (например, при пожарах), благодаря чему они все чаще находят применение для инспектирования современной коммерческой инфраструктуры.
Дрон может обследовать более 240 км трубопровода в день — наравне с экипажем вертолета, чей летный час стоит $2500. При этом работа дрона обходится компании в шесть раз дешевле.

В «Газпром нефти» эксплуатируют более двух десятков беспилотных воздушных судов (БВС) как самолетного, так и коптерного типа для мониторинга состояния нефтепроводов и объектов капитального строительства. С помощью беспилотников также проводится аудит открытых складских площадок, изучается местность на ранних этапах разработки месторождения. Не отстают ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».

«Газпром нефть» еще в 2014 году стала использовать БПЛА для контроля за нефтепроводами на месторождениях своей «дочки» «Ноябрьскнефтегаз». Год спустя их начала применять другая «дочка» компании — «Томскнефть» ВНК, которой «Газпром нефть» владеет на паритетных началах с «Роснефтью». В 2017 году «Ноябрьскнефтегаз» нашел применение беспилотникам уже для доставки груза (весом до 4,5 кг) на Пограничное месторождение в ХМАО-Югре. Об использовании беспилотников для мониторинга нефтепроводов сообщают также «дочки» «Роснефти» («РН-Краснодарнефтегаз», «Башнефть» и «Оренбургнефть») и Газпрома («Газпром трансгаз Томск»). 

В компании "Газпром нефть" уже более 60% трубопроводов контролируется беспилотниками. В отдельных случаях их использование оказывается в полтора раза более выгодным для компании, чем применение вертолетов.
Максимальная грузоподъемность беспилотников на объектах (без учета топлива)  — 12 кг, при испытаниях на закрытом полигоне — 200 кг. «Газпром нефть» планирует наращивать как количество, так и сферы применения БПЛА.

В «Татнефти» с 2016 года начались опытно-промышленные испытания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) самолётного и вертолётного типа. Компания закупает летательные аппараты ZALA AERO GROUP (дочка «Калашникова»). 

Тем не менее эксперты считают, что в российской нефтегазовой отрасли беспилотники пока не находят адекватного применения. Причина этого — законодательные ограничения, в результате которых тяжелые беспилотники практически приравнены к воздушным судам гражданской авиации.

В марте 2016 года вступил в силу закон, вносящий в Воздушный кодекс РФ поправки, связанные с использованием БВС, в том числе с их сертификацией, госрегистрацией, допуском к выполнению полетов. Согласно этим правилам необходимо регистрировать все беспилотники с максимальной взлетной массой от 250 г до 30 кг. Помимо этого желающие управлять дронами должны получить лицензию «внешнего пилота». Однако сам порядок постановки БВС на учет правительством до сих пор не разработан.
Беспилотники массой более 30 кг помимо прочего должны проходить сертификацию согласно федеральным авиационным правилам — их владельцам необходимо получать сертификат летной годности.

Помимо жестких нормативов сказывается отсутствие инфраструктуры, которая позволила бы обеспечить безопасность полетов и оперативно согласовывать вылеты. Год назад холдинг «Российские космические системы» представил новую цифровую инфраструктуру, которая позволит массово использовать БПЛА, обеспечив безопасность полетов. Новая инфраструктура сможет быстро передавать информацию, обрабатывать большие данные и станет платформой для создания приложений.

Стоимость беспилотных летательных аппаратов и издержки в процессе их эксплуатации довольно высоки. По данным Александра Капитонова, аппарат для магнитного исследования в ходе геологоразведки, например, стоит порядка $30 тыс. К нему необходимы датчики стоимостью примерно по $5 тыс. Следует учесть также стоимость расходных материалов, зарплату пилота-диспетчера. Однако такие затраты не выглядят обременительными для нефтяных компаний.

Поиск по теме: закон, безопасность, Газпром нефть, Татнефть, Лукойл, Роснефть

 

к следующей новости раздела

26 апреля 2019

Переработка полимерного мусора на НПЗ, мини-АЭС для нефтяников…

к предыдущей новости раздела

11 апреля 2019

Для месторождений природного битума в Коми ЛУКОЙЛ заказал в Татарстане специальные устьевые арматуры

к следующей новости главной ленты

19 апреля 2019

«Ишимбай» в Башкирии и «АлмА» в Татарстане будут не конкурировать, а сотрудничать

к предыдущей новости главной ленты

18 апреля 2019

Новую ОЭЗ в Татарстане назовут «АлмА»