Архив новостей

Февраль2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Нефтяники просят РЖД решить проблему с перевозками нефтепродуктов на восток

Железные дороги не справляются с изменением экспортных потоков.

(30 января 2023 11:05 , ИА "Девон" )
Крупнейшие российские нефтяные компании обеспокоены участившимися отказами РЖД принимать нефтепродукты к перевозке на восток. Они опасаются, что затруднения с вывозом могут повлиять на их производственную программу. Ситуация может обостриться после того, как в феврале вступит в силу эмбарго Евросоюза на российские нефтепродукты, а с апреля заработают субсидии на перевозку топлива на восток. Об этом сообщает «Коммерсант».

С такими проблемами столкнулся ряд крупных НПЗ, в том числе Омский («Газпром нефть»), Киришский («Сургутнефтегаз»), Орский («Фортеинвест»), ТАНЕКО («Татнефть»), а также заводы «Башнефти» (входят в «Роснефть»). Источники издания заявляют, что «вопрос неоднократно поднимался на штабах Минэнерго и биржевом комитете ФАС, но решения нет».

Так, 23 января глава «Газпром нефти» Александр ДЮКОВ в очередной раз проинформировал в письме гендиректора ОАО «РЖД» Олега БЕЛОЗЕРОВА о проблеме накопления не принятых к перевозке груженых вагонов. По словам топ-менеджера, около 30% нефтепродуктов с Омского НПЗ, отгружаемых со станций Комбинатская (Омская область) и Сокур (Новосибирская область), предназначены для потребителей в восточных регионах. Но со второй половины 2022 года компания «систематически сталкивается с проблемами при обеспечении железнодорожных поставок».

Среднее число вагонов, простаивающих на станциях погрузки, в отдельные сутки превышало 400 единиц. Это 65% от суточной отгрузки завода, что является критичным для производства. Причем в январе количество не принятых к перевозке груженых вагонов в восточном направлении «неуклонно увеличивается».

Александр Дюков полагает, что «столь значительное накопление груженых вагонов в условиях ограниченности инфраструктуры» угрожает производственной и сбытовой программе «Газпром нефти». Он просит оперативно решить проблему. Для этого нужно установить ежесуточные квоты по приему вагонов с нефтепродуктами со станций Комбинатская и Сокур в восточном направлении - на уровне 220 вагонов.

В «Российских железных дорогах» заверили, что держат на особом контроле и обеспечивают бесперебойную доставку нефтепродуктов в восточном направлении. В условиях дефицита провозной способности Байкало-Амурской магистрали и Транссиба прием грузов к перевозке идет с учетом приоритетов, определенных во временных правилах очередности. Преимущества имеет продукция высокого передела, скоропортящиеся грузы, а также любые грузы во внутрироссийском сообщении, уточнили в монополии.

По итогам 2022 года РЖД удалось увеличить погрузку нефти и нефтепродуктов на Восточный полигон на 1,3 млн тонн, или 4,6%. «В январе вывоз нефтяной продукции на восток носит стабильный характер, — подчеркнули в госкомпании. - И его объемы в целом соответствуют уровню аналогичного периода 2022 года. В ряде случаев из-за проблем с выгрузкой в портовых терминалах компании пришлось ограничить погрузку в их адрес. Эти ограничения не касаются перевозок жизненно важных товаров, в том числе нефтепродуктов в адрес российских регионов, в частности Магаданской области».

Например, грузополучатель ООО «Нико-Ойл ДВ» (станция Гайдамак) при перерабатывающей способности 44 вагона в среднем в сутки выгружал 21 вагона. В связи с этим РЖД с 11 по 27 января было вынуждено ограничить погрузку всех нефтеналивных грузов.

В свою очередь, грузополучатель ООО «Трансбункер-Ванино» при перерабатывающей способности 139 вагонов ежесуточно выгружал по 62 вагонов на станции Ванино. «ВостокБункер» разгружал на станции Блюхер 81 вагона в сутки при перерабатывающей способности в 100 вагонов.

В Минтрансе РФ отметили, что согласование заявок на перевозку нефтепродуктов идет в рамках пятой очереди временных правил наравне с внутрироссийскими перевозками других грузов и экспортных неэнергетических грузов. В 2022 году погрузка нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок выросла более чем на 2%, а для потребителей Дальнего Востока - на 11%, добавили в министерстве. В Федеральной антимонопольной службе сообщили, что в качестве оперативной меры служба предлагает воспользоваться цифровым сервисом ОТП РЖД.

О том, как работает новая онлайн-система, читайте в материале ИА «Девон.

Проблема приема нефтепродуктов на перевозку в восточном направлении вызывает озабоченность независимых операторов АЗС.
«С ноября мы наблюдаем проблемы с отгрузками в восточном направлении,— подтверждает вице-президент Российского топливного союза Ринат ФАТТАХОВ.— Имеют место массовые продления биржевых контрактов по отгрузкам свыше 30 дней». По его данным, «Российские железные дороги» ограниченно согласовывают заявки на отгрузки.

Ситуация на сети РЖД в части управления вагонопотоками в январе в целом существенно ухудшилась. Особенно это заметно на Восточном полигоне, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил БУРМИСТРОВ. «РЖД заявило о росте провозной способности Восточного полигона, - полагает эксперт. – Однако оно не смогло спрогнозировать рост заявок на перевозку нефтепродуктов в направлении портов Дальнего Востока и обеспечить соответствующий резерв». Ситуация осложняется дефицитом нефтеналивных цистерн на сети РЖД из-за снижения скорости движения, увеличения оборота вагона и длительности простоев.

Комментарий Информагентства «Девон»:

Транспортировать нефть по трубе значительно дешевле, чем по железной дороге. Поэтому с 2016 года перевозка нефти в цистернах на восток падала. В итоге железнодорожные станции на маршруте ВСТО, через которые шло до 15 млн тонн нефти в год, стали не востребованы и были частично законсервированы.

Но во второй половине 2022 года транспортные мощности начали возвращать в строй. Это связано с тем, что трубопроводных мощностей не хватает в условиях санкций со стороны Евросоюза. Президент «Транснефти» Николай ТОКАРЕВ отмечал в сентябре, что с учетом роста поставок в Азию система ВСТО работает на максимальной мощности.

Массовый приход нефтяных грузов на Восточный полигон осложнил положение российских угольщиков. Для них этот маршрут является сейчас основным способом вывоза на экспорт. Дело в том, что нефть относится к грузам второго класса. Ее перевозка оплачивается выше, чем перевозка угля.

На этом фоне в конце 2022 года сообщалось, что Минтранс рассматривает возможность увеличения пропускной способности Восточного железнодорожного полигона до 255 млн тонн к 2031–2032 годам.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: РЖД, Газпром нефть, Транспорт, Биржи, Кризис

 

к следующей новости раздела

31 января 2023

РЖД: обеспечивается «бесперебойная» доставка нефтепродуктов на Восток

к предыдущей новости раздела

26 января 2023

Российская нефть с Индийского океана: кто зарабатывает на эмбарго

к следующей новости главной ленты

31 января 2023

Нефтегазовая отрасль принесла Татарстану в прошлом году на 40% больше налогов

к предыдущей новости главной ленты

30 января 2023

ТНГ-Групп в Якутии освоила каротаж магнитной восприимчивости на рудных скважинах