Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Каучук РФ: разворот на Восток

Есть расчет и на перезапуск шинных заводов с иностранными брендами, перешедших отечественным производителям.

(7 марта 2023 10:02 , ИА "Девон" )
Ограничения на поставки российских синтетических каучуков попали в десятый пакет санкций Евросоюза. С одной стороны, их производство в РФ ориентировано на экспорт. С другой стороны. Рынок Европы Россия начала терять в 2022 году. Отечественные производители уже тогда начали перестраивать свои стратегии, пишет издание RUPEC.

РАЗВОРОТ НА ВОСТОК В 2021 ГОДУ.

В ушедшем году спад экспорта в страны Евросоюза и турбулентность на рынке шин привели к снижению объемов выпуска каучуков. Однако введенный в 2023 году лимит поставок, который будет действовать больше года, позволяет российским компаниям продолжить переориентацию продаж этих эластомеров с ЕС на Азию.

25 февраля Евросоюз одобрил очередной пакет санкций в отношении России. ЕС отнес синтетические каучуки к товарам, которые приносят России значительные доходы. Решение вводит дополнительные ограничения на импорт каучуков, но они должны вступить в силу только 30 июня 2024 года. До того времени Европейский Союз установил временные ввозные квоты объемом 563 тыс. тонн. Мировое производство синтетических каучуков по итогам 2021 года оценивается в 29,3 млн тонн. Из них Европа потребляет порядка 1,6 млн тонн. Более половины этого объёма импортируется (0,9 млн тонн).

Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров каучука. На долю страны приходится примерно 9% от совокупного мирового объема выпуска синтетических каучуков. По данным промышленного эксперта Виктора АКСЕНОВА, в 2021 году Россия отправила за границу 1,09 млн тонн каучука (73% всего производства). Директор по научно-исследовательским работам компании НИИТЭХИМ Диана КУДРЯШОВА оценивает долю поставок в ЕС в 420 тыс. тонн (38% экспорта).

Исторически на экспорт шло 60-70% производимых в РФ синтетических каучуков, что составляло порядка 1 млн тонн готовой продукции. Почти половина экспорта приходилось на европейские страны. При этом, в 2022 году поставки синтетических каучуков из Россию в Евросоюз стали снижаться. В 2021 году экспорт в Европу составлял 0,48 млн тонн. В 2022 он сократился до 0,26 млн тонн, оценивает консультант “Выгон Консалтинг” Артем ЛЕБЕДСКОЙ-ТАМБИЕВ.

То есть, действующий до середины 2024 года потолок существенно выше объема поставок даже в досанкционных условиях. Данное решение пока лишь ограничивает возможности для масштабного наращивания экспорта, но не текущие поставки. Однако и 2022 год для российских производств синтетических каучуков оказался непростым. По данным Росстата, производство каучука в РФ упало на 12% - до 1,5 млн тонн. Темп снижения оказался выше, чем в целом по химической отрасли.

В России работает несколько производителей синтетических каучуков. Крупнейшими являются «Нижнекамскнефтехим» и «Воронежсинтезкаучук», Красноярский завод синтетического каучука (входят в СИБУР), «Тольяттикаучук» («Татнефть»), ТАУ «Нефтехим» (холдинг «Русский водород»), и «Омский каучук» («Титан-групп»). В ТАУ «Нефтехим» входят «Синтез-Каучук» и Стерлитамакский нефтехимический завод.

КАК ЛИХОРАДИЛО ШИННЫЙ РЫНОК.

Большинство производителей, опрошенных изданием, отметило снижение объемов своего производства в прошлом году. Все производители связывают снижение выпуска СК со спадом в производстве шин. Это сектор, который потребляет примерно две трети объема синтетических каучуков на внутреннем рынке. Их выпуск в 2022 году в России сократился на 21,4%.

“Синтез-Каучук” и Стерлитамакский нефтехимический завод снизили поставки российским производителям шин на 8%. Вместе с тем, недавно группа СНХЗ заключила договор с «Белшиной» на поставку 23 тыс. тонн синтетического каучука марки СКИ-3. Ежемесячно планируется отгружать от 1,3 тыс. до 2 тыс. тонн каучука. Первая партия в 1,3 тыс. тонн уже поставлена белорусскому шинному гиганту. По словам главного исполнительного директора СНХЗ и «Синтез-Каучука» Владимира БАЛАБАНОВА, благодаря сотрудничеству с «Белшиной» СНХЗ обеспечил себе рынок сбыта и загрузил значительный объем производственных мощностей.

Пресс-служба ГК “Титан” отмечает, что поставки перенаправлены в Азию.
В Ассоциации производителей шин рассказали, что отсутствие экспорта шин и импорта ряда компонентов для их производства, турбулентность авторынка и падение спроса оказали влияние на объемы производства шин. Это повлекло за собой снижение производства смесей на заводах полного цикла.

Рынок автомобильных покрышек лихорадило весь год. В марте 2022 в ответ на боевые действия РФ в Украине ряд производителей шин заявил о приостановке своих локализованных в России производств. Об этом официально уведомили Continental, Bridgestone, Pirelli, Yokohama.

В начале апреля ЕС ввел санкции на экспорт российских шин в страны Европы. А 3 июня в санкционные списки попали российские производители шин. В течение лета локализованные производства частично возобновили свою работу. Однако тогда же международные компании стали заявлять о своем уходе из РФ. Этот процесс начали Michelin, Nokian Tyres и Bridgestone (некоторые из них все еще работают в РФ – прим. ИА «Девон»).

Турбулентности рынку добавило и падение продаж новых автомобилей в России, которое потянуло за собой и падение продаж покрышек. Однако обвал шинного рынка стал лишь первым, но не единственным вызовом для производителей синтетических каучуков. «Снижение объемов производства шинной продукции в РФ заметно повлияло на сокращение производства СК, – отмечает Диана Кудряшова. - За 10 месяцев 2022 года почти на треть сократился и экспорт СК. Эти оба фактора действовали одновременно».

КОМУ ВЫГОДНЫ САНКЦИИ.

Переработчики синтетических каучуков в Европе еще до формальных санкций, стремились снизить риски, связанные с российскими компонентами. Они стали стараться заменять их на продукцию своих же соседей. Идею блокировки экспорта синтетических каучуков из РФ приписывают Польше. По мнению ряда экспертов, главным лоббистом мог выступить польский поставщик синтетического каучука Synthos SA.

Помимо Польши, по данным Кудряшовой, крупными экспортерами синтетического каучука в Европе являются Германия, Бельгия и Франция. Суммарный ежегодный объем экспорта этих четырех стран превышает 2 млн тонн. Поэтому часть экспорта может быть направлена на удовлетворение внутреннего спроса европейских стран.

В ГК “Титан” также считают, что выиграют от запрета на закупку российского синтетического каучука европейские производители. Республика Корея, Таиланд, США, Япония, которые наравне с Россией являются крупнейшими производителями и поставщиками каучука, также могут стать выгодообретателями, считает Кудряшова.

Столкнувшись с проблемами на европейском рынке еще в 2022 году, российские производители начали готовиться к возможной его утрате заранее. Интересным для них является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, который потребляет более половины всего мирового объема синтетических каучуков разных видов.

У “Синтез-Каучука” и Стерлитамакского нефтехимического завода в 2022 году доля экспорта в реализации продукции составила 64%. Однако на ЕС приходилось только 3,4% экспортных поставок. У СНХЗ доля экспорта выросла на 14% относительно 2021 года. Основной рост пришелся на поставки в Азию – на 17%. А снижение продемонстрировали продажи в страны Ближнего Зарубежья, в страны Америки – 46%.

«Запрет поставок синтетического каучука из России в ЕС потребует переориентации продаж на рынки Юго-Восточной Азии и Китая, – отмечают в СНХЗ. - К сокращению производства наших каучуков это не приведет. Наш бизнес-план на 2023 год мы формировали с учетом новых рынков».

“Омский каучук” еще ранее нацелился на работу с Азией. В 2022 году предприятие переориентировало на нее часть объемов, ранее шедших на внутрироссийский рынок.
«Запрет на покупку странами ЕС российского синтетического каучука не приведет к сокращению производства на предприятии ГК “Титан”, – считают в компании.

«Переориентации экспортных поставок также не будет, поскольку доля экспорта каучука в ЕС незначительна, - заявили в группе «Титан». - Менее 1% экспортируемого СК производства “Омского каучука” в 2021-2022 гг. приходилось на страны Евросоюза. Основным экспортным рынком сбыта синтетического каучука для ГК “Титан” был и остается рынок Азии».

Еще в ноябре прошлого года генеральный директор СИБУРа Михаил КАРИСАЛОВ говорил, что компания начала активно менять вектор продаж.
«В наших каучуках был где-то 40% вес европейских потребителей, – отмечал Карисалов. – Сегодня этого нет. [Выстроены] новые логистические каналы. Проведена большая работа, связанная с омологацией наших продуктов у новых потребителей. Научившись работать с мировыми грандами, с нашими потребителями в Европе, нам проще сегодня дается вход на рынки Вьетнама, Индонезии, Таиланда, Китая».

НОВАЯ ЛОГИСТИКА И УСИЛЕНИЕ ТАТНЕФТИ.

Диана Кудряшова из НИИТЭХИМ считает, что возможно увеличение закупок нашими традиционными покупателями – Китаем, Индией и Турцией. Суммарный объем импорта СК из России в эти страны превышает 30% всего российского экспорта. Возможен небольшой рост поставок и в Латинскую Америку.

Двумя крупнейшими импортерами являются Китай и Индия. В последнее время эти страны импортировали из РФ 250-300 тыс. тонн каучуков в год. При этом совокупный импорт превышает 1,6 млн тонн. Вероятно, что после запрета на экспорт в ЕС российские производители каучуков постараются увеличить поставки именно в эти страны, полагает Артем ЛЕБЕДСКОЙ-ТАМБИЕВ из “Выгон Консалтинг”.

Правда, для производителей каучуков переориентация на азиатские рынки будет связана с логистическими проблемами. Пропускная способность российских железных дорог и российских дальневосточных портов не позволяет оперативно переориентировать все поставки на Азию. Но предприятия во многом уже наладили работу по новым направлениям.

Эксперты надеются и на частичное восстановление российского шинного производства. Ожидаемый перезапуск в 2023 году шинных предприятий, которые перешли в руки отечественных производителей, должен позитивно повлиять на производство каучука.
Этот путь, скорее, будет приемлем “Тольяттикаучуку”, входящему в группу “Татнефть”. Татарстанская компания, видимо, намеревается занять основную часть российского шинного рынка. Мощность купленного нефтекомпанией российского шинного завода Nokian Tyres составляет 16 млн автошин в год.

Другой крупный татарстанский производитель, "Нижнекамскнефтехим", в кратчайшие сроки восстановил работу в цехе выделения каучука после пожара. НКНХ приступил к пусконаладке трех производственных линий, сообщил главный инженер завода по производству синтетических каучуков Дмитрий КОНСТАНТИНОВ. Пожар в цехе произошел в середине декабря 2022 года. Остановка цеха не привела к сбоям в поставках продукции благодаря запасам на складах и запуску резервной линии (об этом – подробнее в материале «Информ-Девон»).

О том, помогут ли азиатские производители насытить российский рынок автошин товаром – читайте в статье «Информагентства «Девон».

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Каучук, Кризис, СИБУР, автошины, ТАУ НефтеХим, Синтез-Каучук, Белоруссия, Титан ГК, Татнефть в РФ, Нижнекамскнефтехим

 

к следующей новости раздела

13 марта 2023

Эксперты обсудят закупки нефтегазовых компаний в новых условиях

к предыдущей новости раздела

6 марта 2023

В Уфе будут производить для Росгеологии сейсмоприемники

к следующей новости главной ленты

7 марта 2023

Башнефть с помощью 3D-сейсморазведки и цифровых моделей запустила высокопродуктивные скважины

к предыдущей новости главной ленты

7 марта 2023

Борьба с «собачьими ящиками» на нефтепромыслах и ломка буровых устоев