Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

«Коалиция ценового ограничения» против российского теневого флота

России всё равно придется продавать нефть ниже установленной планки, а главными выгодоприобретателями станут Индия и Китай.

(9 декабря 2022 12:41 , ИА "Девон" )
Страны «Большой семерки» (G7), Евросоюз и Австралия установили потолок цен на российскую нефть, поставляемую морским путем, в размере $60 за баррель. Он вступил в силу с 5 декабря вместе с эмбарго на импорт российской нефти морским путем в Европу и страны G7. Об этом пишет Forbes.

ПЛАВНЫЙ «ПОТОЛОК ЦЕН».

США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Норвегия, Европейский союз и Австралия образовали так называемую «Коалицию ценового ограничения». G7 объясняет введение ценового потолка стремлением сохранить стабильность поставок российских нефти и нефтепродуктов в страны, которые не ввели запрет на их импорт. При этом они намерены ограничить доходы России.

«Большая семерка» также подтвердила свое решение ввести с 5 февраля 2023 года потолки цен на нефтепродукты российского происхождения. Один из них установят для дорогих нефтепродуктов, другой — для дешевых. Потолки будут пересматриваться раз в два месяца с учетом изменений на рынке. Их будут устанавливать на уровне не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты, рассчитанной на основе данных Международного энергетического агентства (МЭА).

Потолок вводится в дополнение принятому ЕС решению отказаться от импорта российской нефти по морю с 5 декабря. К нему позже присоединилась Великобритания. США и Австралия ввели эмбарго еще в марте. В феврале символический запрет объявила и Канада, которая не импортирует российскую нефть с 2019 года. Сделано исключение для Японии, которая сможет получать нефть с проекта «Сахалин-2» без ограничений до 30 сентября 2023 года.

Исключения также сделаны для Болгарии, которая сможет импортировать нефть по морю до конца 2024 года. Кроме того, Хорватии после вступления в силу эмбарго позволят ввозить российский вакуумный газойль до конца 2023 года. А европейские государства, не имеющие выхода к морю, смогут импортировать нефть и нефтепродукты из России морем, если поставки нефти по трубопроводу из РФ будут прерываться.

Ценовой потолок предусматривает плавный переход. Он не будет применяться к нефти, закупленной по цене, превышающей верхний лимит, если нефть погружена на танкеры до 5 декабря и выгружена до 19 января 2023 года. Аналогичной льготы для перевозки нефтепродуктов не предусмотрено.

Запрет не относится к трубопроводной нефти. Ее по северной ветке нефтепровода «Дружба» получают Германия и Польша, по южной — Венгрия, Чехия и Словакия. В минувшем году морские перевозки российской нефти составляли 85-90% от российских поставок.

НАШ ОТВЕТ G7.

Россия не будет продавать нефть по условиям ценового потолка, даже если для этого стране придется сократить добычу. Об этом заявил вице-премьер Александр НОВАК накануне вступления ограничений в силу. «Мы прорабатываем механизмы запрета на применение инструмента price cap (ценового потолка), независимо от того, какой уровень будет установлен», — сказал он.

Накануне вступления в силу эмбарго и потолка цен альянс ОПЕК+ оставил в силе решение о сокращении с ноября добычи на 2 млн баррелей в сутки — до 41,9 млн баррелей. При этом альянс готов собраться в любой момент для принятия дополнительных мер по стабилизации рынка.

Реальные результаты влияния ограничений в отношении российской нефти станут известны не раньше второй половины декабря — начала января. «Нужно учитывать то, что введение механизма потолка цен предусматривает переходный период», — указывает эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина КЕЗИК. 

«Сегодня не представляется возможным прогнозировать, какой именно объем российской нефти уйдет с мирового рынка, - продолжает она. - Этот объем может составить около 1 млн баррелей в сутки. В 2021 году средний суточный объем поставок составлял 4,5 млн баррелей. Лишь время может показать, какие из этих объемов могут быть переориентированы в Азию, кто и как будет принимать танкеры с российской страховкой».

Пока еще разработаны только первые контуры нефтяного потолка как санкционного инструмента. Пока никто, в том числе и сами разработчики, до конца не понимают, как он будет работать, считает главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей ГРОМОВ. Предусмотрены инструменты корректировки ценового потолка.

Россия, по мнению старшего аналитика Альфа-банка Никиты БЛОХИНА, введет нормы по ограничению поставок нефти в страны, присоединившиеся к ценовым ограничениям. Это может быть президентский указ или негласная директива крупнейшим российским компаниям. Нефть из РФ вполне смогут получить те страны, которые формально не присоединятся к ценовому потолку, но будут стремиться к соблюдению всех международных норм.

По мнению Блохина, это будет возможно при выполнении ряда условий. Например, когда справедливая цена реализации российской нефти не будет превышать пресловутый ценовой потолок, будь то рыночная цена или скидка, предоставленная покупателю. Сам этот термин или любой другой ценовой ориентир не будут фигурировать в отпускных документах при ее продаже.

ОПЕК ПРИДЕРЖИТ ДОБЫЧУ.

Ирина Кезик не исключает, что некоторые российские компании продолжат поставлять нефть в рамках потолка цен, несмотря на то что российские власти говорят об обратном. Только после того, как российские власти используют механизм запрета применения ценового потолка, можно будет говорить, что нефть по предельной цене не продается и сколько сырья уйдет с рынка.

Именно поэтому, полагает аналитик, ОПЕК+ сохранил параметры сокращения добычи. «К тому же G7 пересмотрит уровень ценового потолка уже в январе. А 1 февраля мониторинговый комитет ОПЕК+ изучит результаты ограничений и вынесет свои рекомендации», — говорит Кезик. 
Российские заявления сформулированы таким образом, чтобы их можно было по-разному интерпретировать, полагает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав МИТРАХОВИЧ. 

«Ни Индия, ни Китай, ни даже Южная Корея не говорят о том, что они введут у себя price cap на закупку российской нефти, — говорит Митрахович. — Поэтому можно будет сказать: мы же не утверждали, что запретим поставки российской нефти, например, в Индию. Мы сказали, что мы это сделаем, только если Индия объявит price cap. Но если она этого не сказала, то все в порядке».
Таким же образом, по мнению эксперта, может решиться и судьба поставок в Болгарию, входящую в ЕС и проголосовавшую за введение потолка.

В качестве выгодоприобретателей следует выделить страны, которые активно закупают российскую нефть, — Индию и Китай, говорит Блохин. Введение потолка цен на нефть дает этим странам сильную переговорную позицию в вопросах согласования будущих долгосрочных контрактов. Поэтому рассчитывать на то, что Индия и Китай присоединятся к потолку цен, вряд ли стоит. Они не захотят рисковать потерей выгодных условий, по которым работают сейчас и которые могут вылиться в долгосрочные контракты.

Если механизм докажет свою эффективность, в потенциальном долгосрочном выигрыше окажутся потребители нефти, полагает Алексей ГРОМОВ из Института энергетики и финансов. Новый ценовой механизм, который можно будет применять не только к России, но и к любым другим странам-нефтеэкспортерам, например, Саудовской Аравии.

В выигрыше окажутся организации и компании, которые будут следить за выполнением ценового потолка, соблюдением санкций. «Сейчас появляется огромная поляна работы для тех, кто будет пытаться найти уязвимые места в этом новом санкционном пакете, - говорит Громов. – И, соответственно, для юристов европейских стран, которые будут пытаться эти узкие места выявить и закрыть».

РОССИЯ ГОТОВИТ «ТЕНЕВОЙ» ФЛОТ?

Россия с точки зрения нефтяного экспорта в ближайшие месяцы может понести существенные потери, полагает аналитик. «Полностью переформатировать логистику поставок, страховые вопросы и целиком заместить европейские рынки альтернативными у России в ближайшее время не получится, — говорит Громов. — В ближайшие полгода мы будем ожидать определенную просадку российского нефтяного экспорта примерно в объеме 500-700 тысяч баррелей в сутки. В этот период снизятся и доходы».

При заключении соглашений со странами, которые не присоединились к ценовому потолку, России придется продавать нефть со скидкой ниже этого уровня. Возрастут затраты на логистику и на услуги страхования российских нефтеналивных грузов. Эффект начнет ощущаться с января, потому что в декабре контракты на поставку российской нефти уже сформированы. Они будут выполняться, ведь ЕС допустил важное исключение, позволив исполнять эти контракты после введения эмбарго и потолка».

Никита Блохин считает, что реальное сокращение экспорта может оказаться ниже ожидаемого. За последние полгода крупным российским нефтяным компаниям удалось значительно продвинуться в вопросах переориентации поставок с европейского рынка. Это позволило сформировать новые торговые маршруты. «Россия наращивает «теневой» танкерный флот, позволяющий российским экспортерам избежать ограничений ЕС в отношении страхования судов и фрахта, — говорит аналитик «Альфа Банка».

Если подтвердятся сообщения о том, что более 100 судов уже законтрактовано Россией, это позволит существенно снизить издержки на фрахт. Поиск обходных путей ведется давно, и результат этой работы будет виден уже в первые месяцы 2023 года. Статистика за январь покажет, насколько критичны для российского экспорта ограничения участия в транспортировке нефти европейских компаний».

Станислав Митрахович допускает, что добыча нефти в России может снизиться, как об этом говорил Новак. «Но, думаю, в пределах 10%, даже меньше, — говорит эксперт. — Российское правительство ожидало весной, что добыча может сократиться на 17%, а Международное энергетическое агентство прогнозировало снижение на 30%. Но этого пока не произошло».

Согласно нормам Евросоюза, если судно под флагом третьей страны умышленно перевозит российскую нефть стоимостью выше предельной цены, то операторам ЕС будет запрещено страховать, финансировать и обслуживать это судно для перевозки российской нефти или нефтепродуктов. Ограничения действуют в течение 90 дней после того, как груз, приобретенный выше предельной цены, был выгружен. А если судно под флагом ЕС нарушит ценовой предел, то на него будут распространяться национальные санкции.

«Условия price cap и формулировки наказаний за несоблюдение санкций достаточно мягкие и мотивируют Россию продавать нефть, а мировые транспортную и финансовую отрасли – обеспечивать перевозки», — полагают аналитики Telegram-канала «Твердые цифры». ЕС также раздумывает над унификацией наказаний за нарушение антироссийских санкций для своих компаний. «Финального решения нет, но предлагается штрафовать нарушителей из ЕС на 5% годового оборота», — добавляют аналитики.

«Блокировка использование танкеров в течение трех месяцев — это не такое суровое наказание, которое могло бы быть, — отмечает Громов. - Это не пожизненная дисквалификация танкера, из Института энергетики и финансов. На рынке сегодня нет избыточного объема танкерных мощностей».

«Последние события не приведут к значительному росту цен в краткосрочной перспективе, — заключает Никита Блохин. - Однако в случае восстановления спроса в Китае и сохранения низких квот на добычу ОПЕК+ котировки Brent могут вновь перейти к росту. Это вкупе с ограничениями на ввоз российской нефти в ЕС может привести к созданию локального дефицита. Это даст предпосылки для роста цен в долгосрочной перспективе. В 2023 году цена на нефть может вполне закрепиться выше $100 за баррель».

Ситуация с ценами будет зависеть от многих факторов, помимо потолка цен и эмбарго. Многое будет зависеть и от других обстоятельств - от погоды до локдауна в Китае. Скорее всего, цены на нефть будут держаться на уровне $85-90 за баррель. О том, как эти факторы повлияют на рубль, и на сколько снизится в РФ производство «черного золота», - читайте в материалах ИА «Девон».

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Цена на нефть, Кризис, ОПЕК, Танкер, Индия

 

к следующей новости раздела

12 декабря 2022

Порты Сахалина: от газотранспортного Корсакова до угольного Шахтерска

к предыдущей новости раздела

9 декабря 2022

Российские экспортеры СПГ завершат год рекордами поставок в Европу

к следующей новости главной ленты

9 декабря 2022

Кто первым постучит в потолок цен на «черное золото»

к предыдущей новости главной ленты

9 декабря 2022

От разорившегося пермского производителя фитингов требуют вернуть госсубсидию