В Пермском Политехе научились перерабатывать буровые шламы в грунт

Он повышает плодородность почв и очищает их от нефтепродуктов.

(26 августа 2021 11:58 , ИА "Девон" )
Пермские ученые получили техногрунт из буровых шламов с добавлением торфа и органо-минеральных компонентов. Об этом Информагентство «Девон» узнало из сообщения пресс-службы Пермского Политехнического университета. Экологи уже испытали разработку на буровых площадках Западной Сибири.

Они выяснили, что техногрунт не оказывает негативного влияния на окружающую среду. Его можно использовать для технической и биологической рекультивации загрязненных почв. По мнению экологов, технологию можно внедрить на предприятиях нефтегазовой отрасли. Сейчас она проходит государственную экологическую экспертизу. Исследователи изучили биологическую активность грунта. Они оценили состав микробов и проверили содержание ферментов.

«Ферменты играют важную роль в почвенных процессах. Они «запускают» различные реакции и очень чувствительны к природным и антропогенным изменениям. Поэтому ферментативная активность становится показателем загрязнения или плодородия почвы», – рассказывает доцент кафедры охраны окружающей среды ПНИПУ, научный сотрудник Лаборатории рационального природопользования и природоподобных технологий, к. т.н. Эльвира САКАЕВА.

Ученые изучили активность микробного сообщества буровых шламов, техногрунтов, торфа и дерново-подзолистой почвы. Они выяснили, что высокие концентрации нефтепродуктов и хлоридов подавляют живые организмы и ферментативную активность. Но грунт пермской рецептуры позволяет снизить концентрацию загрязняющих веществ и обеспечить разнообразие микроорганизмов.

Ежегодно при разработке нефтегазовых скважин образуется множество отходов, в том числе – буровых шламов. Их объем растет, и это отрицательно влияет на окружающую среду. Кроме шламов, буровые отходы включают в себя загрязненные нефтью почвы, грунты и сточные воды. Шламы состоят из частиц выбуренной породы, подземных вод, нефти, ее продуктов и буровых растворов.

Результаты работы ученые опубликовали в журнале «Теоретическая и прикладная экология». Они провели исследования при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Технологию разработали по инициативе одного из нефтедобывающих предприятий Пермского края в сотрудничестве с Научно-образовательным центром (НОЦ)  мирового уровня «Рациональное недропользование».

В июне Информ-Девон сообщал, что уфимские ученые нашли способ утилизации буровых шламов без отходов. В Уфимском нефтяном университете (УГНТУ) разработан углесодержащий сорбент-деструктор.

Поиск по теме: Пермский край, Земля, Нефтешламы, наука, ПНИПУ