Архив новостей

Июнь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Первопроходец послевоенной геофизики

Леонид Шляков в войну перегонял самолеты из США, в мирное время нашел нефть в Монголии, затем поднимал нефтегеофизику в Татарии.

(2 июня 2025 10:17 , ИА "Девон" ) В послевоенные годы татарстанская геофизика создавалась первопроходцами с необычной судьбой. Одной из таких неординарных личностей был Леонид ШЛЯКОВ. Он сыграл значительную роль в становлении геофизики не только в республике, но и за рубежом. Об этом Информагентство «Девон» узнало из материалов пресс-службы нефтесервисной компании «ТНГ-Групп».

С ФИЗМАТА В ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОЛК ВВС.

Леонид Шляков окончил Стерлитамакский педагогический техникум в 1933 году. Начав преподавать математику и физику, в выбранной специальности он не разочаровался. Будущий геофизик и автор учебников по математике поступил на физмат Башкирского пединститута. Он успел получить диплом как раз накануне Великой Отечественной войны. Так что пришлось с педагогикой расстаться и снова пойти учиться, теперь уже в школу авиамехаников.

«Окончил Лугинскую школу авиамехаников, но на фронт не попал, — рассказывал Леонид Михайлович. - Послали в лётную школу в Петропавловск. После её окончания направили в 1-ю Краснознамённую авиадивизию, которой командовал в то время гвардии полковник, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук. Перегонял самолёты С-47 из Фэрбенкса (США) в Москву. Участвовал в войне с японцами».

С июля 1944 года он служит в 8-м транспортном авиационном полку и год спустя получает за эту службу орден Красной Звезды. Этот полк базировался в Якутске. Главной его задачей была перегонка самолётов, которые союзники поставляли СССР по ленд-лизу.

Лётчики 8-го ТРАП не только перегоняли «Дугласы», но и перевозили пассажиров, в том числе сотрудников советского посольства в США. Доставляли также золото и дипломатическую почту. Полёты проходили в очень сложных погодных условиях. Над Беринговым проливом часто стоял туман, а на всём протяжении трассы практически не было ориентиров.

Летом при лесных пожарах землю заволакивал дым. Зимой во избежание оледенения приходилось набирать большую высоту, что приводило к кислородному голоданию пилотов. Запасы кислорода были рассчитаны на три часа, а полёты продолжались в среднем около четырёх часов.

Многое зависело от авиатехников. Зимой при 60-градусных морозах им приходилось готовить самолёты к вылету на открытом воздухе, постоянно прогревая двигатели.

Автомобильных топливных заправщиков было мало — перекачивали горючее ручными насосами типа «Аэрвейлер». Для перекачки одного литра топлива надо было сделать рукояткой четыре движения вверх-вниз. В баки «Дугласа» вмещалось 3100 литров — это 12400 нажатий.

«ЗА ЛЁТЧИКА ДОЧЬ НЕ ОТДАМ!»

В наградном листе старшины Шлякова говорится, что с июля 1944 года он перевёз 167 тонн грузов и 840 пассажиров. Кроме того, он перегнал 25 самолётов С-47.
Красноярская воздушная трасса ВВС Красной армии более известна как Аляска-Сибирь или Алсиб. По данным исследователя, полковника в отставке Б. А. Скупова, по ней было доставлено 8094 самолёта.

Высокую цену заплатили советские лётчики за эту миссию. За три года существования трассы на ней произошли 44 катастрофы, в которых погибли 113 авиаторов.

Справка «Информ-Девон»:
Douglas С-47 Skytrain (в переводе – «небесный поезд») стал самым распространенным военно-транспортным самолетом стран антигитлеровской коалиции. В рамках ленд-лиза Советскому Союзу выделили 709 таких самолетов. Они использовались по разному назначению - от перевозки золота с Колымы до снабжения партизан в немецком тылу.

Леонид Шляков вернулся домой лишь после сентября 1945 года, когда началась вторая очередь демобилизации. Он устроился в школу, в которой преподавал до войны. Однако вести уроки как прежде не получалось. Сказались перегрузки многочисленных полётов.

«Медкомиссия предложила или поехать в Ленинград и вставить медную трубочку вместо горла, или несколько лет не работать в школе, — вспоминал он. — Решил снова летать, теперь уже в Саратове. В 1947 году на Камчатке погиб младший брат. Из пяти братьев трое были лётчиками. Мать упрашивала бросить летать».

Мать невесты заявила: «За лётчика дочь не отдам!» Пришлось расстаться с авиацией. Однажды Шляков прочел в саратовской газете «Коммунист» объявление о том, что нефтяной промышленности требуются выпускников вузов с физико-математическим уклоном». Так бывший лётчик стал геофизиком. 

ПЕРВАЯ НЕФТЬ МОНГОЛИИ.

Проработав около года в новой для себя профессии, Леонид Шляков стал начальником каротажной партии и получил приглашение в Монголию.

«Когда выпроводили не приходивших в себя от систематического употребления спирта операторов и бригадира обратно в Союз, пришлось принудить ездить по буровым жену, обучив её работе с потенциометром, - писал он. - Если кто-то из посторонних пытался заступиться за девушку, плакавшую за потенциометром от сосущих кровь блох, я вынужден был отвечать: «Это — не девушка, а моя жена!».

Прим. ИА «Девон»:
В геофизике потенциометр используется для измерения электрического напряжения. Он помогает точно определить разность потенциалов и обеспечивает высокоточные измерения при геофизических исследованиях.


«Наконец, однажды появился мальчик в солдатской форме: «Дяденька, я демобилизован, хочу немного заработать здесь», - вспоминал геофизик. - Я спросил, что он умеет. Он ответил, что пока ничего… Такие «специалисты» нам подходят, решил я. «Начинай работать!».

Потом появился китаец Ли Ен Ко, потом бурят Церен Мункуев и дядя Гриша Хабиров, тесть Рафгата Набиуллина, потом его жена Фарида. Рафгат Нигматович Набиуллин впоследствии долгие годы был начальником промыслово-геофизической партии в Лениногорске.

Набиуллин и Шляков выдали первые тонны нефти из скважины № 1 района Баин-Шире. Это было приурочено к 29-й годовщине Монгольской революции. Приехал сам лидер Монгольской народной республики (МНР) Хорлогийн ЧОЙБАЛСАН и журналисты из разных стран.

«Единственной стяжкой из шести перфораторов сделали прострел обсадной колонны, - рассказывал ветеран. - Нефть не забила фонтаном. Откачали около 40 желонок раствора, а в скважине — тишина… Все уехали с буровой, партия осталась на месте. Ночь. Стало слышно около буровой чьё-то дыхание, но никого не обнаружили. Утром у буровой появилась лужица нефти. Скважина «колбасировала»: 95 процентов парафина в нефти…»

СТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНОГОРСКОЙ ГЕОФИЗИКИ.

После Монголии Шляковы уехали в Грузию. Через два года пришёл приказ о зачислении в Академию нефтяной промышленности. После её окончания последовало направление в «Татнефтегеофизику».
В 1955 году возглавил Бугульминскую промыслово-геофизическую контору (ПГК). Уже через год он стал первым управляющим Лениногорской ПГК.

Леонид Михайлович много сил вложил в организацию работы Лениногорской промыслово-геофизической конторы, строительство производственных и служебных помещений.

Вот несколько штрихов, чтобы стало понятно, с чего начиналось предприятие в Лениногорске. Диспетчерская служба находилась в сколоченной из досок будке. Аппаратный участок располагался в одной из комнат недостроенного «финского» дома, а ремонт кабеля проводился на улице или непосредственно на скважине.

«Когда строили базу в Лениногорске, застопорилось дело с перекрытиями гаража, - говорится в мемуарах Шлякова. - Прораб шепнул, что за городом ржавеют перекрытия. Привезли, установили, гараж закончен. Приходят Валентин Дмитриевич ШАШИН и Алексей Тихонович ШМАРЁВ. Шмарёв с угрозой: «Я тебе это дело так не оставлю!», а Шашин шепчет: «Молодец, уберёг от ржавления добро!»

Алексей Шмарев – первый начальник производственного объединения «Татнефть» (1950-1956 гг.) Он также был первым главой управления «Главгаз» при Совете министров СССР. Позже Шмарев возглавлял Средневолжский совнархоз, в хрущевское время объединявший промышленность ТАССР, Куйбышевской области и Башкирской АССР. Именно он пригласил к себе заместителем Валентина Шашина. Впоследствии Шашин стал его преемником, а позднее и министром нефтяной промышленности Советского Союза.

Кадровый вопрос помогал решать прокурор города Илья ШТЕЙНВОРЦЕЛЬ. Диалог, как рассказывал Шляков, обычно был таким: «Звонит прокурор: «Я тебе направляю ещё одного специалиста… У меня только один вопрос к нему: «Какой срок отсидел в тюрьме?»
И что удивительно, люди приживались, прикипали к делу.

В 1960 году Леонид Михайлович перевёлся в Волгоградский НИПИнефти, где работал до пенсии. Он написал несколько учебников по математике для старших классов средней школы, методические книги в помощь преподавателям математики и ряд учебных пособий.

В год 40-летия предприятия, у истоков которого он стоял, Леонид Михайлович написал: «Смотрю на своих ребят и радуюсь. Жизнь не зря прожита. Ребята выросли, грудь в орденах, из операторов превратились в главных инженеров, кандидатов наук, лауреатов, рационализаторов... Не знаю, кто больше счастлив. Думаю — всё же я».

ГЕОРГИЙ ДОНОВ - У ИСТОКОВ РАЗВЕДКИ РОМАШКИНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ.
Инвалид войны Георгий Донов был первым главным геологом «Татнефтегеофизики».


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: история, Татнефть, ТНГ-Групп

 

к следующей новости раздела

4 июня 2025

Как Куйбышевская область в войну поднимала нефть

к предыдущей новости раздела

16 мая 2025

Названы причины быстрого износа автошин

к следующей новости главной ленты

2 июня 2025

Татнефть готовится к закачке СО2 в пласт

к предыдущей новости главной ленты

30 мая 2025

В Москве наградили лучших подрядчиков для НПЗ