Нефтяная история Татарстана
Об этом говорится в статье главного редактора Информагентства «Девон» Анвара МАЛИКОВА в журнале «Нефть и жизнь».
К «ВТОРОМУ БАКУ»
«Нефтяную историю» края исследователи отсчитывают с XVI века (об этом Информ-Девон писал здесь). Но речь идет о кустарных промыслах, продукцией которых были керосин и деготь. О серьезной же отрасли можно говорить с середины ХХ века.
16 марта 1938 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) совместным постановлением «О развитии новых нефтяных районов» в связи со строительством Куйбышевского гидроузла поставили задачу в 1938-1939 гг. закончить разведку затапливаемых площадей. В том же году на базе Татарского бюро Мосгеолтреста в Казани создали Геологическое управление Татарской АССР (его считают предтечей нынешнего Татарского геологоразведочного управления).
27 февраля 1939 г. вышло постановление XX Татарской областной партийной конференции «О промышленной разведке нефти», в котором, в частности, говорилось: «Учитывая наличие нефтеносных районов Татарии и их геологическую освещенность, приступить к промышленной разведке глубоким бурением Шугуровской, Сюкеевской и Булдырской структур с тем, чтобы к концу пятилетки (1938-1942 гг. – прим. автора) развернуть промышленную эксплуатацию нефти в них».
Тема получила поддержку на самом высшем уровне в марте 1939 года, когда XVIII съезд ВКП(б) выдвинул задачу создания между Волгой и Уралом новой нефтяной базы под названием «Второе Баку».
НОВАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ
В 1941 году, когда возникла угрозы захвата германскими войсками северокавказских нефтяных промыслов, рядом с селом Шугурово спешно было начато разведочное бурение. 25 июля 1943 года из скважины №1 впервые в республике был получен промышленный приток нефти. Так открыли первое в Татарстане нефтяное месторождение -- Шугуровское.
Поначалу нефть перевозили в дубовых бочках на лошадях. Ближайшая железнодорожная станция Клявлино, что в Самарской области, находилась в 27 км. Через год после окончания войны, 5 мая 1946-го, вышел приказ мобилизовать население одиннадцати районов республики для строительства нефтепровода.
«Сооружение первого в Татарии нефтепровода было подобно битве, – писал ученый-геолог Владимир Корчагин. – Оно развернулось в тяжелейших условиях послевоенной разрухи. У строителей не было ни автотранспорта, ни тракторов, ни бульдозеров, никакой-либо землеройной техники, не было даже специальных труб». Траншею вручную, кирками и лопатами вырыли в рекордные два месяца.
Около года велись монтажные работы нефтепровода Шугурово – Клявлино. В мае 1947 года первый эшелон татарстанской нефти ушел со станции. Для обслуживания первого участка нефтепровода Шугуры – Клявлино 16 августа 1949 года приказом министра нефтяной промышленности Николая Байбакова была создана Татарская нефтепроводная контора. От нее ведет историю АО «Транснефть – Прикамье».
КРАЙ ПРЕОБРАЗИЛСЯ
В 1948 году последовало открытие уникального Ромашкинского месторождения, вошедшего в десятку крупнейших в мире. Оно и сегодня остается одним из главных в России.
Этапным стало постановление Совета Министров СССР от 28 апреля 1950 г. «О мероприятиях по ускорению развития добычи нефти в Татарской АССР». Документом предписывалось создать Объединение «Татнефть» (о первых годах объединения, которому в этом году исполнилось 70 лет, ИА Девон писал здесь ). Его начальником назначили Алексея Шмарева, неординарную личность и талантливого руководителя.
В короткие сроки на юго-востоке Татарстана были сосредоточены мощные производственные, строительные силы. Из традиционных центров нефтедобычи прибыли многочисленные специалисты, строители. Одновременно с разработкой месторождений необходимо было срочно прокладывать дороги, трубопроводы, электролинии, создавать практически с нуля строительную индустрию, социальную инфраструктуру. Ведь в течение нескольких лет в регион приехали около 100 тысяч человек.
В 1956 году по объему добычи «Татнефть» вышла на первое место в Советском Союзе и удерживала его 17 лет. Со второй половины 50-х годов начался переход от экстенсивных методов нефтедобычи к интенсивным. Значительное внимание стало уделяться производительности труда и новым технологиям. Республика стала полигоном для их испытания в масштабах нефтяной отрасли страны. Здесь впервые был применен метод внутриконтурного заводнения, впоследствии ставший классическим в мировом масштабе.
Преобразился весь юго-восток республики. Возникли новые города – Альметьевск, Лениногорск, Нижнекамск, Нурлат, рабочие поселки Азнакаево, Бавлы (оба они впоследствии стали городами), Джалиль, Актюба. Преобразились старые города -- Бугульма, Елабуга, Мензелинск, Заинск.
ПИК И ПАДЕНИЕ
В 60-е годы Татарстан добывал свыше трети всей нефти страны. В 1970 году достигнута и превышена планка 100-миллионной годовой добычи, которая поддерживалась семь лет подряд. Максимум достигнут в 1975-м — 103,7 миллиона. В 1971 году в республике был добыт первый, а в 1981-м - второй миллиард тонн нефти.
СССР получил колоссальные ресурсы для развития экономики, подъема уровня жизни в отсталых регионах. «Черного золота» хватало и для помощи зарубежным союзникам. В 1964 году заработал самый протяженный нефтепровод в мире -- "Дружба". Он подавал нефть от Альметьевска в ГДР, Польшу, Венгрию и Чехословакию. Надо сказать, самому же региону, его людям доставалось от этого богатства несоразмерно мало.
После 1976 года в нефтяной отрасли Татарстана начался период неуклонного спада, растянувшийся на 19 лет. Недра показали, что они не бездонны, а «легкая» нефть закончилась. За это время добыча сократилась в 3 раза и упала к 1991 году до 32,5 млн тонн в год. Это совпало с драматичным периодом перехода страны к новой экономической системе в период перестройки и распада СССР.
Дальнейшие перспективы выглядели печально. Согласно прогнозам Госплана СССР этот показатель к 2000 году должен был опуститься до 14,5 млн тонн.
Был нанесен серьезный урон всей геологической отрасли. «Татарстану очень повезло, что он сохранил свою разведку, – вспоминает бывший главный геолог «Татнефти» Ренат Муслимов. По его словам, специалистам «Татнефтегазразведки» всегда была присуща большая осторожность в оценках запасов открытых месторождений. Иначе бы республику задушили непомерными планами, как это было с Башкирией. В период «нефти любой ценой» такая осторожность граничила с риском. В конечном итоге, значительные запасы, по выражению Р.Муслимова, были «припрятаны», и плоды этого Татарстан пожинал в последующем (продолжение следует).
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Татнефть, Нефть и Жизнь, Татарстан, история, Альметьевск