Как село стало столицей нефти
(
3 ноября 2023 17:02 , ИА "Девон" )
Альметьевск 70 лет назад, 3 ноября 1953 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР получил статус города. Информагентство «Девон» рассказывает о некоторых непростых страницах той поры по книге
«Адиб Маликов – записки солдата эпохи».
ГОРА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ГОРОД.
Летом 1950 года Адиб (Әдип) Маликов, 29-летний студент московского Литературного института имени Горького, поехал в творческую командировку в места, где в Татарстане поднималась нефтяная отрасль. Командировочное удостоверение было подписано самим Александром Фадеевым, тогдашним руководителем Союза писателей СССР...
Эти годы были для края бурными, переломными. К 1950 году в республике уже открыли три крупных нефтяных месторождения: Ромашкинское, Миннибаевское и Бавлинское. Извлекать «черное золото» нужно было срочно – в чистом поле, без инфраструктуры, стройндустрии и жилья.
В 1950 году в республике было добыто 860 тысяч тонн нефти. Однако для восстановления разрушенного войной народного хозяйства и дальнейшего развития экономики страны нефти требовалось все больше и больше.
В январе 1949-го приказом министра нефтяной промышленности СССР Николая Байбакова в Бугульме создается нефтедобывающий трест «Татарнефть». А 28 апреля 1950 года считается официальным днем рождения объединение «Татнефть». Начальником объединения стал Алексей Тихонович Шмарев. Вначале управление «Татнефти» располагалось в Бугульме – единственном городе на юго-востоке республики.
…Адиб сошел с поезда на станции Бугульма и сразу направился на республиканское совещание нефтяников, которое проходило в городском Доме культуры.
У только что созданного объединения «Татнефть» проблем было немало. Ораторы с трибуны выступали не по бумажке, а говорили от души, и эмоции, бывало, переливали через край. В завершение выступил начальник объединения Алексей ШМАРЕВ.
- Открытие в 1948 году Ромашкинского месторождения нефти стало событием для всей страны, -- сказал Алексей Тихонович. -- Начинается большое наступление к недрам девона. Направляемую со всех концов в Бугульму технику не успеваем разгружать…
На совещании Маликов познакомился с первым секретарем Альметьевского райкома КПСС Кутдусом Хайрутдиновичем ХАЙРУТДИНОВЫМ, который оказался открытым, дружелюбным человеком. Одетый просто, он приехал на совещание, сам управляя вездеходом с брезентовым кузовом.
Воспользовавшись таким случаем, Адиб поехал с Хайрутдиновым в Альметьево, тогда еще мало кому известное село. По пути первый секретарь, умело управлявший машиной, кое-что рассказал о последних событиях...
Весной 1949 года в Альметьеве появился первый «десант» -- разведчики-геофизики и инженеры московского проектного института. Хайрутдинов лично их встречал и размещал по квартирам. На краю возле мордово-мокшанской деревни Тихоновка соорудили жилища наподобие китайских фанз, на берегу Зая разбили палаточный городок. В одной из палаток пекли хлеб.
Приезжие обходили окрестности, засеянные горохом, овсом и картофелем, и набрасывали контуры будущего города. Было решено, что в его границы войдут Тихоновка и Бигашево, расположенные друг от друга примерно в десяти километрах.
По утопающей в зелени широкой улице с дощатыми тротуарами подъехали к двухэтажному дому из белого камня -- здесь размещались райком и райисполком. Это здание было построено в 1933-1936 годах из чупаевского камня, который добывали из Чупай-горы, что возле села Чупаево. Местные мастера обтесывали топорами глыбы, пока те были сырыми и мягкими. На солнце же они становились твердыми, как бетон. Из этого камня те же умельцы построили мечеть и церковь. Да и на надгробия шел этот материал.
- А запасов в этой горе на несколько городов хватит! -- прихвастнул первый секретарь. -- Вот богатство так богатство!
У Адиба после такого рассказа разыгралась фантазия, и он представил себе возникший в этих местах величественный белый город... И в самом деле, пройдет немного времени, и дома главной улицы возникшего в чистом поле города будут выстроены сплошь из этого камня. А Маликов напишет балладу о том, как гора превратилась в город...
Гора и город.
С Чупай-горой все это было:
Орел на кручах гнезда вил,
а предкам та гора дарила
Простые камни для могил.
Один чудак с семьей простился,
С горы селу махнул рукой
И лишь недавно воротился,
Чтоб под горой найти покой.
Но где орел, парящий гордо?
Где кручи, грозные вчера?
А этот белый-белый город
Неужто ты, Чупай-гора?
1956
пер. В.Кострова.
АЛЬМЕТЬЕВО НАЧИНАЛОСЬ С ПОЧТЫ
Райцентр той поры запомнился широкой центральной улицей с дощатыми тротуарами и высокими деревьями по обе стороны, красивыми домами с железными воротами. Прямо посреди села проходил Оренбургский тракт, построенный еще во времена Екатерины Великой. Был здесь и театр, размещавшийся в пятистенном бревенчатом доме. Бухгалтером работал в нем Газизжан Саттаров -- отец будущего заместителя генерального директора «Татнефти» Узбека Газизовича Саттарова, которого коллеги по Миннибаевскому газо-бензиновому заводу за глаза звали «Газбензиныч»... Газизжан И сдал свой дом театру. Труппа гастролировала по деревням, используя гужевой транспорт.
Адиб был восхищен богатой, прекрасной природой этого края. В рощах вдоль Зая, где можно было заблудиться, в изобилии росли черемуха, смородина, ежевика, костяника, калина… Глубоководная река, петляя, несла вдаль свои чистые воды. Попадались и отмели, пригодные для купания лошадей. Богат Зай был и рыбой.
По ту сторону -- горбатые горы с лесистыми вершинами. Одна из них через много лет с легкой руки Маликова станет называться Урсал-тау, а потом появится и одноименная песня на стихи Сажиды Сулеймановой… Подножия окружены молодыми березками. Они, будто пытаясь подняться вверх, устали и остались внизу. Здесь же виднелись палатки геологов...
За два дня пребывания в Альметьеве Адиб успел пообщаться с местными аксакалами, выведывая у них историю села. Писаной истории здесь не было -- никто ею и не интересовался, но из поколения в поколение передавались предания об Альмухаммете, от имени которого и образовалось название села -- Альмет.
Старожил по имени Сахап, инвалид Первой мировой войны, поведал, что история села древняя, о чем свидетельствуют старые надгробные камни. Он рассказал то, что слышал от отца и деда.
…Первым в этих местах обосновался Альмухаммет, сын Туймухамета, прибывший с женой и двумя детьми из Сармана. Человек он был трудолюбивый и умелый. Построил дом, начал возделывать землю, ловил рыбу. И жена была под стать ему, труженицей. Со временем путники, следовавшие из Чистополя в Бугульму и обратно, стали останавливаться у него на постой.
«Альмухаммет открыл почту, а был он человек грамотный», -- сказал Сахап. Поток путников не иссякал, и, похоже, это дело было выгодным.
Однажды остановились здесь на отдых костромские крестьяне, следовавшие в Сибирь. Голодные, босые… Но оказались они ремесленными людьми -- кузнецами, каменщиками. «Такие, как вы, нам нужны», -- сказал им Альмухаммет и предложил землю на другом берегу Зая. Так образовалась деревня Урсала, что можно перевести с татарского как «русский возьмет».
Появились с казанской стороны и крещеные татары - кряшены. Альмухаммет, широкой души человек, и их подушно наделил землей.
История, поведанная Сахапом, оказалась не далекой от исторической правды. Много позже, когда появились исторические исследования, было подтверждено, что и в самом деле у истоков села стоял Альмухаммет, тептярь по сословию. Примерно в 1720 году в возрасте 23 лет он переселился из нынешнего Сармановского района на щедрые земли поймы Зая.
Согласно актам ревизии, в 1746 году здесь уже имелось немалое по тем временам село. В 1750 году сельская община официально получила земли в собственность. Через село проходил почтовый тракт Казань -- Оренбург и была ямская станция. В те времена крестьяне несли почтовую повинность. Очевидно, так Альмухаммет и получил в управление почту.
Располагавшееся в выгодном месте, Альметьево славилось ежегодными ярмарками. Начинались они на Спас и длились две-три недели... Здесь был отдельный конный базар. Крестьяне из деревень Каширово, Надырово продавали лапти. Бигашевские – мастерили из лыка шлеи для лошадей, раскрашивали их в разные цвета. Альметьевские выносили продавать кули из рогожи, лыко-мочала, ведра,-коромысла. Все свое богатство они мерили ведрами да безменом, умещали в маленькие сани и тележки...
Другой старожил, Сабир Зайнуллин, на вид лет 80-ти, поведал Адибу о драматичных моментах истории Альметьево. На его памяти село дважды горело. В 1901 году выгорела половина домов. Из-за ветра пожар распространялся так быстро, что не удавалось спасти лошадей, скотину. Но жертв среди людей не было. Погорельцев расселили по уцелевшим домам, часть уехала на заработки в другие села. Уцелела мечеть, которую в 1885-1895 годах построил из чупаевского камня местный бай Хаджи Исхак Ильяси. Устояли перед огнем и его каменные магазины.
Еще один большой пожар случился в 1920 году.
А в 1921 году во время большого голода альметьевцы съели всех собак и кошек. Правда, на все село уцелели семь лошадей и три коровы. На большой дороге лежали тела умерших от голода, но их никто не убирал. Средь бела дня стали пропадать дети…
И никакой помощи ниоткуда не пришло. Многие, закинув за плечи мешки, подались просить милостыню в другие края... Голодные годы повторялись и позже...
Так Адиб Маликов стал фактически первым краеведом этих мест.
СЕЛО – РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК - ГОРОД
Прошло пять лет. Судьба снова привела в эти места и уже навсегда.
Вот какие грандиозные изменения произошли здесь за этот короткий промежуток времени. В 1950 году забил фонтан из Ромашкинского месторождения возле деревни Миннибаево, недалеко от Альметьево.
В короткие сроки на юго-востоке Татарстана были сосредоточены мощные производственные, строительные силы. Из традиционных центров нефтедобычи направлены многочисленные специалисты, квалифицированные строители. Одновременно с разработкой месторождений необходимо было срочно строить дороги, создавать энергетическую, ремонтно-производственную базы, сеть трубопроводов, строительную индустрию.
За несколько лет в регионе было сконцентрировано около 100 тысяч человек, работающих в нефтяной и смежных отраслях, а также в социальной и коммунальной сферах.
Поначалу людей размещали в частном секторе, срочно построенных бараках и даже в землянках и палатках. Проблему усугубляло отсутствие строительных материалов, дефицит в которых испытывали и Казань, и другие города и поселки. Выход был найден в сооружении сборно-щитовых домов, рассчитанных на 10-15 лет эксплуатации. На самом же деле они прослужили десятки лет, последние из них исчезли лишь в следующем веке.
В 1952 году Альметьево преобразован в рабочий поселок, а 3 ноября 1953 года - в город Альметьевск. Сюда переехал штаб нефтедобытчиков Татарстана.
В 1956 году по объему добычи «Татнефть» вышла на первое место в Советском Союзе и удерживала его 17 лет. Со второй половины 50-х годов начался переход от экстенсивных методов нефтедобычи к интенсификации производства.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Альметьевск, история, Татнефть, Татарстан нефтедобыча, Маликов Адиб