Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как нефть Башкирии в войну работала на Победу

Исключительное значение имели открытие Девона и поставки фронту нефтепродуктов.

(19 декабря 2017 07:29 , ИА "Девон" )

Информ-Девон публикует продолжение статьи Сергея СИНЕНКО «Что для Башкирии значит нефтедобыча и нефтепереработка?», вышедшей в издании «Посреди России».

 12-ЛЕТНИЕ НЕФТЯНИКИ РАБОТАЛИ ПО 12 ЧАСОВ

…Кто работал в годы войны на нефтепромыслах? Все специалисты, конечно, имели бронь – на фронт их не отпускали, но основная масса нефтяников военной поры – это женщины, подростки и дети.

«Помнится, собрали нас, двенадцатилетних мальчишек и девчонок, и направили в фабрично-заводскую школу, – вспоминал один из нефтедобытчиков. – А через шесть месяцев были уже на промыслах. Еще бы играть в городки или гонять футбольный мяч, а нам говорят: «Теперь вы, хлопчики, рабочие и своим трудом должны ковать победу над врагом».

Среди рабочих, пришедших в годы войны в «нефтянку» из ремесленных училищ и школ, почти четверть составляли подростки, которым не исполнилось еще и пятнадцати. Все работали по двенадцать часов, выполняя взрослую норму.

Тогда ушедших на фронт отцов, сыновей, братьев и мужей заменили женщины. В тресте «Ишимбайнефть» к началу 1945 их было почти половина. На Уфимском нефтеперерабатывающем заводе – две трети. Женщины становились токарями, слесарями, операторами, электромонтерами и сварщицами. Это было нормальное дело…

В 1943 году трест «Ишимбайнефть» по приказу Наркомата нефтяной промышленности СССР направил полторы тысячи квалифицированных рабочих в Куйбышевский и Грозненский нефтяные районы. Этим еще больше осложнилась ситуация в Башкирии.

И ТОГДА БЫЛИ ИННОВАЦИИ

Не хватало рабочих рук, труб и оборудования. Но добыча и разведка нефти продолжались. Скважины стали обрабатывать кислотой и горячей нефтью, закачивать в нефтяные пласты газ. Эти меры позволили добыть дополнительные тонны. Продолжалось и вторичное использование обсадных труб – за год их извлекли из земли более десяти километров.

Событием в те годы стало внедрение в буровую практику новинки, разработанной нефтяником М.С.Платоновым. Раньше перед забуриванием скважины рыли большой глубины шахту, затем ее цементировали. Платонов предложил уменьшить глубину шахты до полутора метров, бурить сразу долотом большого диаметра и спускать широкую трубу-направление. Опыт оказался удачным и был внедрен в нефтедобычу. Сегодня без этого не забуривается ни одна нефтяная скважина.

В сентябре 1943 года из разведочной скважины № 5, пробуренной бригадой мастера М.С. Голякова неподалеку от деревни Кинзебулатово, пошла нефть.

Открытие крупного месторождения позволило значительно увеличить добычу нефти в самый разгар войны. Вместе с ростом нефтедобычи увеличилось поступление попутного газа.

В 1942 году в Ишимбае был построен газолиновый завод, значительно увеличивший возможности производства высококачественных бензинов.

Государственный Комитет Обороны и Наркомат нефтяной промышленности в 1943 году пятнадцать раз вручал переходящее Красное знамя и восемнадцать раз присуждал вторые и третьи премии нефтяным предприятиям Башкирии. Главному геологу Башнефтекомбината Андрею Трофимуку за заслуги в деле добычи нефти и разведки новых нефтяных месторождений присвоили звание Героя Социалистического Труда.

«ЗАЧЕМ НАМ НЕФТЬ ДЕВОНА!»

«С равным успехом можете вертеть дырку на Северном полюсе. Приснилась вам эта нефть! Государственные деньги на ненужные разведки разбазариваете. Больше не гроша не получите!» – так начальство ответило Трофимуку на вопрос об организации разведки в глубоких пластах породы рядом с поселком Туймазы.

Путь к девонской нефти оказался долгим и сложным. Еще в 1920-е годы знаменитый геолог академик Иван Губкин высказал предположение, что между Волгой и Уралом на большой глубине находятся нефтеносные пласты. Им было предложено начать разведочное бурение в девонских отложениях. Но еще долго продолжалась добыча только той нефти, которая проникала из глубоких пластов девона в полости, лежащие у самой поверхности. «Мелкая», как говорят геологи, нефть не подпускала к «глубокой».

Поиски девонской нефти в предвоенные годы результатов не дали, но с началом войны этот вопрос был поставлен вновь. Детальное обследование пластов в районе Туймазов показало возможность увеличить здесь нефтедобычу в восемь-девять раз.

В отчете Волго-Башкирской нефтяной экспедиции говорилось, что уже в ближайшее время в районах «Второго Баку» будут открыты новые нефтяные месторождения, еще более поднимающие удельный вес нефтяной промышленности Востока в общем нефтяном балансе страны».

Научное обоснование поисковых работ в этом районе было сделано сотрудниками Башнефтекомбината В.Н. Балаевым, К.Р. Тимергазиным и А.Я. Виссарионовым. Только после этого началось финансирование работ. Под руководством Степана Кувыкина и Андрея Трофимука начался активный поиск нефти в девонских отложениях.

Тогда трудно было бурить, и не только потому, что техника не позволяла углубляться, а просто некоторые товарищи останавливали бурение, вспоминал Трофимук. Он приводит их слова: «Зачем нам нефть девона, неизвестно, будет она или нет, когда мы можем из пласта, который уже прошли этой же скважиной, получать 10-12 тонн нефти в сутки». «Но мы верили, что глубже есть нефть, и оказались правы!», добавлял геолог.

После открытия девонской нефти в Куйбышевской области сомнения о ее наличии в Башкирии рассеялись. Буровая бригада Трипольского работала круглосуточно, выполняя нормы выработки на 200% и более.

26 сентября 1944 года из скважины № 100 с глубины почти 1800 метров ударил нефтяной поток. Одна эта скважина давала 250 тонн в сутки, сразу же увеличив добычу треста «Туймазанефть» вдвое.

К началу следующего года таких скважин на Туймазинском месторождении стало три. За 1945 год трест «Туймазанефть» получил нефти в пять раз больше, чем в предыдущем году.

Открытие нефти в девонских пластах между Волгой и Уралом имело исключительное значение. Этим было доказано присутствие нефти на глубоких горизонтах огромной территории. Девонские пласты по своим запасам оказались значительно крупнее всех известных к тому времени нефтеносных залежей. Что особенно важно, ее удалось обнаружить в условиях войны, когда потребность в горючем была особенно велика.

В последние военные годы значительно увеличилась добыча нефти и на промыслах «Ишимбайнефти» за счет обработки старых скважин горячей нефтью и соляной кислотой, с помощью применения новых термохимических методов воздействия на пласты. Спад нефтедобычи на промыслах Ишимбая прекратился.

За годы войны такой нефти было добыто 4,4 млн тонн (больше 80% нефти, добытой в Башкирии).

АВТОЛ ПО СВОИМ РЕЦЕПТАМ

…К началу войны строительство Уфимского НПЗ еще не завершилось – многие его установки только осваивались. Несмотря на это, за короткий срок здесь было реконструировано все заводское хозяйство, построено несколько новых установок. Здесь впервые в стране освоили производство изооктана и новых сортов авиационного бензина.

Трактора республики нуждались в смазочных маслах, которые до войны доставлялись из Баку и Грозного. В разгар сева республика получила от уфимских нефтепереработчиков сотни тонн автола, производство которого уфимцы наладили по собственным рецептам.

Тогда же на заводе собрали специальную газонаполнительную станцию и впервые в СССР автомобили стали заправлять сжиженным газом, а сэкономленный таким образом бензин отгружали на фронт…

Ишимбайская нефтепереработка с осени 1941 года в больших объемах стала производить керосин, лигроин и дизельное топливо. Достижением стало сооружение в Ишимбае цеха по изготовлению твердого реагента, который раньше ввозили из-за границы. Были построены заводы по производству толуола и газолиновых установок, на которых впервые в стране научились очищать газ от серы.

ПЕРЕРАБОТЧИКИ ПРОТИВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

Павел Мусихин работал на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе с первого и до последнего дня войны. Сначала оператором, затем начальником наливной эстакады. Он вспоминал, как в марте 1945 года, между нефтепереработчиками республики возникло соревнования. Установки завода работали в нормальном режиме, но отправка нефтепродуктов срывалась. Заполненные цистерны простаивали, много бензина выливалось на железнодорожное полотно. Рабочие решили обратиться с открытым письмом к железнодорожникам.

В открытом письме коллектива железнодорожного отдела и эстакады Уфимского нефтеперегонного завода к работникам станции «Бензин» и «Черниковка» говорилось следующее.

«Задержать нефтепродукты, предназначенные для отправления на фронт, – преступление… Из месяца в месяц нам не даются цистерны под налив, завод загромождается готовой продукцией, а это ведет к срыву производственной программы. Под налив засылаются технически непригодные цистерны, хотя на каждую из них дается паспорт о полной исправности. За январь было подано до 50 бракованных цистерн, в феврале – 40. Это ведет к огромным потерям нефтепродуктов и к загрязнению эстакады.

Можно ли работать так дальше? Нельзя! Есть недостатки и в нашей работе. Мы примем меры, чтобы быстро и полностью их устранить. Следуя примеру грозненских стахановцев, вызываем вас на соревнование. Мы обязуемся: в срок и досрочно производить слив и налив поданных цистерн; сократить простой подвижного состава ниже нормы; всеми силами способствовать быстрейшему продвижению горючего на фронт. За дружную, слаженную работу, товарищи железнодорожники станций «Бензин» и «Черниковка»! Будем работать по-фронтовому. Ждем вашего ответа».

Это был вызов. У железнодорожников прошли бурные собрания. В газете вскоре появился ответ. Об участии в соревновании в честь победы заявили нефтяники Ишимбая. Через несколько дней бригада наливщиков Е. Елизарьева поставила рекорд – подготовила к отправке 54 цистерны за три часа вместо шести. Как пишет газета «Красная Башкирия», железнодорожники и заводчане стали работать, информируя друг друга о движении вагонов, в результате простои сократились на четверть.

В целом, уфимские и ишимбайские нефтепереработчики сыграли исключительную роль в снабжении фронта и тыла горючим, смазочными и другими материалами. Всего же за годы войны ишимбайские заводчане дали фронту 2,2 млн тонн нефтепродуктов.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Башкирия ТЭК, история, Добыча, Девон, Башнефть-УНПЗ, Транспорт

 

к следующей новости раздела

22 декабря 2017

На ком держится экономика Оренбуржья

к предыдущей новости раздела

18 декабря 2017

Как создавалась нефтянка Башкирии

к следующей новости главной ленты

19 декабря 2017

В России к 2035 году смогут добывать до 82 млн тонн трудной нефти в год

к предыдущей новости главной ленты

19 декабря 2017

Орский НПЗ в 2018 году построит вторую очередь производство гранулированной серы