Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

ДК Горького в Альметьевске переформатировали в молодежный центр

ИА «Девон» напоминает историю клуба – ровесника нефтеграда.

(8 января 2024 09:40 , ИА "Девон" )
В столице нефти Татарстана – Альметьевске на улице Тельмана создали молодежный центр «Фабрика креативных процессов» для детей и молодежи. Более 1000 квадратных метров бывшего ДК "Горького", который в последние годы был в запустении, преобразились в пространство с новейшим оборудованием, сообщили в администрации Альметьевска.

В обновленном здании есть большой зал для зрелищных мероприятий, дискотек и кино, хореографический зал, кофейня. Здесь расположились студии для рисования и звукозаписи, мастерские швейные лаборатории, мини-типография с лазерными установками, театральная студия, площадка для киберспорта.

Создание "Фабрики" стало возможным благодаря федеральному проекту "Образование" и "Татнефти", выделившей 76,5 млн рублей.

"Татнефть" заинтересована в увеличении общественных пространств в городе, рассказал заместитель генерального директора по социальному развитию Рустам МУХАМАДЕЕВ. По его словам, нефтяники продолжат поддерживать подобные проекты. Так, новые общественные центры появятся ещё в четырёх местах: в Старом Альметьевске, в Нижней Мактаме, в районе кампуса Высшей нефтяной школы и в СУ-2.

С клубом им. Горького связана большая история, начало которой описано в книге «Адиб Маликов: записки солдата эпохи», изданной в рамках программы «Рухият» Благотворительного фонда «Татнефть». Информагентство «Девон приводит выдержки из этой книги. 

КЛУБ ПОД БУРОВЫМ ПРИКРЫТИЕМ.

В 1955 году в Альметьевск переехал собкор республиканской газеты Адиб (Әдип) МАЛИКОВ со своей женой Сажидой СУЛЕЙМАНОВОЙ (Саҗидә Сөләманова).
…Возникшей в чистом поле столице нефти кроме возведения зданий пришлось и "с нуля" создавать духовную ауру - ту тонкую материю, которая держится на интеллигенции. А кругом бурно кипела индустриальная жизнь, переваривая в своем котле десятки тысяч судеб и характеров. Адиб и Сажида с головой окунулись в это бурление, и возникшим буквально в чистом поле городу, и нефтяной отрасли такие люди, как они, пришлись ко двору.

…Праздничные демонстрации тогда проходили перед клубом имени Горького, напротив которого на будущей улице Тельмана была специально выстроена дощатая трибуна. За ним - огороженный железным забором из острых пик молодой парк с тонкими березками и молодыми дубками. 

Клуб Горького, примерно 1955 г. (из архива Мансура ФАРУКШИНА). 

Клуб Горького, построенный в 1954 году, был тогда единственным украшением и очагом культуры города. История у этого здания любопытная. Вот что рассказал об этом журналист и писатель Марсель ЗАРИПОВ:
«До этого там было так называемое буровое укрытие, где и оборудовали клуб Горького. Бурукрытие - это большой временный ангар сарай для хранения буровой техники. Такие привозили откуда-то и быстро собирали на месте. Туда можно было въехать на большом грузовике. Поставили кресла для зрителей, облицевали стены, сделали кинобудку и крутили кино. Чтобы попасть туда, выстаивали огромные очереди…»

Несмотря на простейшую сценическую площадку и плохое освещение, в клубе проходили постановки драматического театра. Судя по объявлениям у двери, здесь кипела жизнь: хор, различные кружки, духовой оркестр… «Первый оркестр» - появится вскоре стихотворение Адиба Маликова…

ЗАСЕДАНИЕ ПОД ЛЕСТНИЦЕЙ.

У него возникла мысль, что если в этом созидательном пылу где-то затерялись молодые творческие таланты. «Найти бы их, помочь им… Без этого ведь искры таланта могут и затухнуть…». 
Предложение создать литературно-творческий кружок директор клуба имени Горького Мунира ШАЙХУТДИНОВА встретила с энтузиазмом. И у дверей появилось новое объявление: «15 сентября 1955 года состоится первое заседание татарского литературно-творческого кружка». Его опубликовала и городская газета...

…Кое-какой опыт у Адиба уже был. Вспомнились годы в Пермском татарском педучилище, где кипела литературная жизнь. В Литинституте им. Горького (Москва) не прошли бесследно литературные семинары таких светил, как Михаила Светлов, Евгений Долматовский, Михаил Луконин, где бурно проводился разбор стихов начинающих поэтов... 

На первое заседание, увязая сапогами в грязи пришли собкор газеты «Социалистик Татарстан» Фазыл МУСТАФИН и двое юношей, ставшие впоследствии известными писателями. 20-летний Замит РАХИМОВ из Старого Шугурово, оператор нефтяного промысла сообщил о себе: «Пописываю понемногу. Времени только не хватает». Неразговорчивый Ильдар АХСАНОВ, токарь в «Альметьевскбурнефти», потупил голову и говорить о себе не стал. 

Выяснилось, что в клубе в тот вечер некуда было приткнуться. Директор, видя такое дело, обратилась с просьбой к художнику клуба и одновременно Альметьевского передвижного театра предоставить свою мастерскую. Это была каморка под лестницей, отгороженная фанерой и освещавшаяся яркой лампой. 

- Добро пожаловать! Нежданным гостям всегда рад! – не без юмора приветствовал хозяин мастерской и представился: - Кальмади, незаслуженный драматург республики.

Адиб опешил – вот так встреча! Это был Саид (Сәет) КАЛЬМЕТОВ, известный по своей пьесе «Тын алан шаулый (Шумит тихая поляна)», поставленной в 1951 году на сцене Татарского академического театра имени Галиаскара Камала. До войны он был художником-декоратором в театрах Ташкента, затем в Челябинском татарском театре. В 1943 году добровольцем уходит на фронт, дошел до Берлина. 
После войны снова работал художником, уже в сельских театрах Татарстана. Его первая пьеса-комедия, написанная в 1947 году, «Безнең кияү» (Наш зятек)» была поставлена в Буинском и Мамадышском театрах. 
С 1950 года творческая судьба Кальметова связана с Альметьевским драмтеатром, а затем и с Альметьевской писательской организацией. Поначалу снимал угол в покосившемся доме Старого Альметьева, творил в черной бане при тусклом свете керосинки. 

- Гениальные вещи рождаются ночью, парни! – сказал он, когда знакомство плавно перетекло в его «творческий вечер» в каморке под лестницей. 
Вот так и начал свою работу кружок...

НЕОЖИДАННОЕ ПИСЬМО.

И тут из Казани пришло письмо:
«Уважаемый товарищ Адиб Маликов! …Обращаемся к вам, как писателю и творческому человеку, за содействием в деле подготовки молодой литературной смены. Не смогли бы вы, поговорив с учителями литературы, собрать молодежь с творческими задатками и организовать при редакции или одной из школ литературный кружок? 
С приветом и уважением: заместитель председателя правления Союза писателей Татарстана Сибгат ХАКИМ, ответственный секретарь правления Фатых ХУСНИ. 28 сентября 1955 г.».

…Первый шаг Маликов решил начать с единственной в городе татарской средней школы. Завуч Харрас ЛАТЫПОВ, преподававший здесь еще с 30-х годов, посетовал, что в школах лучи творчества затухают, а вот до войны... С этими словами он показал папку с довоенными публикациями в журнале «Пионер каләме”, газетах «Яшь ленинчы» и «Кызыл яшьләр”. Ряд из них принадлежал перу выпускника школы Узбеку Саттарову - сказки и стихи. В детском сборнике 1941 года «Үсәбез» была помещена его сказка «Луллү белән Көннү” о любви курицы и петуха. 

Мог ли знать Маликов, отыскивая этого талантливого юношу, что тот станет заместителем генерального директора мощнейшего в стране объединения «Татнефть»? Что они будут жить в одном доме, дружить семьями и похоронят обоих на кладбище рядом...

…Узнал Адиб, что знакомый ему по Казани парень из села Миннибаево Шамиль БИКЧУРИН работает на одной из альметьевских строек. В военные годы миннибаевский паренек ходил в лаптях, пахал землю на запряженном в плуг быке. Потом, бедствуя, считая копейки, отучился в казанском театральном училище, в Альметьевском драмтеатре сыграл несколько интересных ролей...

По рекомендации Маликова позже он переедет в Лениногорск и станет работать в тамошней газете «Ильич васыятләре (Заветы Ильчича)», но никогда не прервет связи с альметьевскими писателями. Его роман "Твердая порода" («Каты токым») о героическом труде буровиков опубликовал журнал «Москва». В том же году в Москве вышла книга. Затем - премия ВЦСПС и Союза писателей СССР в конкурсе произведений на рабочую тему. «Твердую породу» похвально упомянул в своем докладе на очередном съезде КПСС Л.И. Брежнев.

НАСТАВНИК.

Рассказали Адибу о юном каменщике, который, не имея среднего образования, пишет неплохие стихи, - Рашиде АХМЕТЗЯНОВЕ. Специально поехал на стройку, отыскал его... 

В Бавлах вышли на шофера Мусагита ХАБИБУЛЛИНА, пробующего себя в прозе. Принесла свои первые стихи учительница Абдрахмановской средней школы Энже МУКМИНОВА…

На следующее заседание кружка пришли уже 15 человек. Девушки благоухали духами, парни – мазутом и табаком. Большинство собравшихся работали на производстве. Влюбленные в родной край, это были словно недавно вылетевшие из гнезда, научившиеся добывать себе корм и познающие жизнь птенцы. 

Первым слово предоставили Шамилю. Долговязый и худой как тень, он артистично (чувствовалось актерское прошлое) прочитал свое стихотворение о симпатичной девушке-шофере, которое только что написал. Она подвозила его в кабине грузовика, объяснил Бикчурин, а он всю дорогу наблюдал за ней в зеркало заднего вида...

Встала тоненькая белолицая девушка. «Голова кружится, товарищи», - сказала она, волнуясь, и один за другим, без бумажки, прочитала свои лирические стихи. Каждая рифма была к месту, ритм не хромал – чувствовалось уверенное стихосложение. Вчерашняя десятиклассница, а к тому времени работница строительного треста «Альметьевнефти» - это была Клара БУЛАТОВА. В 2015 году она будет удостоена Государственной литературной премии им. Тукая, в 2019-м – звания народный поэт Татарстана...

В тот вечер были только стихи, до прозы, очерков дело еще не дошло. Адиб самым большим достижением считал, что подающие надежду молодые люди получили в этот день импульс, увидев себе подобных, преодолели робость. Хотя талант и дается с рождения, но он - и плод упорного труда, писал Маликов в журнале «Казан утлары» к 40-летию писательской организации Альметьевска. А для этого нужна искра, которая поможет разгореться пламени души.

Вот что писал Шамиль Бикчурин. «Мы, группа молодежи, собравшейся в литкружке, восхищались трудолюбием и энергией этого худощавого Адиба… Он многое на свете повидал. Мы, начинающие писатели, единодушно признали его своим наставником... Стихи наши были корявы. А наставник наш, стараясь скрыть улыбку, слушал нас доброжелательно и с большим терпением. Я до сих пор с восхищением вспоминаю, сколько сил и времени он отдал молодым талантам».

КРУЖОК – ЛИТОБЪЕДИНЕНИЕ – ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ.

Официальное же оформление кружок получил на заседании 15 октября, где были рассмотрены оргвопросы и составлен протокол. 

Были установлены связи со всеми редакциями районных газет нефтяного края. Весть о появлении кружка, быстро распространилась по Альметьевску и другим районам. В его заседаниях, проводившихся и в общежитиях, стали участвовать журналисты. В конце того же года состоялся первый литературно-музыкальный вечер в клубе Горького, посвященный Мусе Джалилю. Последовали публикации поэтических подборок в республиканских газетах…

«Вскоре к кружку потянулись начинающие литераторы из Лениногорска, Бавлов, Азнакаева, Бугульмы, - вспоминал через годы секретарь парторганизации кондитерской фабрики К.ХАЛЯПОВ. - Они приезжали за советом и помощью… и становились членами кружка потому, что Адиб притягивал людей искренним интересом к ним, желанием непременно помочь».

Кружок пользовался большим авторитетом, - вспоминал Марсель Зарипов. - Это был «первый венец сруба», на основе которого пошли дальнейшие объединения. Потом, когда авторитет кружка вырос и человек 30-40 стали известными, властями было принято постановление о развитии литературы на периферии». 

Впоследствии из кружка вырастет литературное объединение, на базе которого затем создадут Альметьевское отделение Союза писателей Татарстана - единственное в стране, расположенное не в областном центре. Это было уникальное явление - в бывшем захолустье с нуля создана крупная писательская организация, а ее члены воспели и прославили нефтяной край на всю страну. 

ВСЕ БУРЛИЛО, КИПЕЛО.

«Высшие взлеты литературы всегда совпадали с важнейшими событиями в истории страны, - написал Маликов позже. - Бурное развитие нефтяной промышленности республики, начавшееся в пятидесятые годы, именно явилось таким событием. Поднимались новые города. Все бурлило, кипело. А песня и труд рядом живут. 

Все это нужно было запечатлеть, вовремя создавать литературную среду, для городских и республиканских газет с ходу надо было давать репортажи, очерки со строительных и нефтяных площадок, стать первыми разведчиками... 

На занятия литобъединения приходили нефтедобытчики, строители, учителя, журналисты, приносили свои первые рассказы, очерки, стихи. Цель была ясна: найти свое звучание в этом большом оркестре строек. Мы тогда мечтали о том, чтобы литобъединение в будущем дало хотя бы одного писателя…».

Фото: Заседание литературного объединения, Альметьевск. Сентябрь 1959. В центре сидит Адиб Маликов, справа от него – Гариф Ахунов, рядом с ним – Клара Булатова. Стоит второй справа Шамиль Бикчурин.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Альметьевск, Маликов Адиб , благотворительность, история

 

к следующей новости раздела

12 января 2024

Не стало старейшей буровички Татарии

к предыдущей новости раздела

3 ноября 2023

Ветераны напомнили эпоху «Нефть любой ценой!»

к следующей новости главной ленты

9 января 2024

Схематозные дочки хотинского "Русь-Ойла" взяты государством

к предыдущей новости главной ленты

8 января 2024

Вязкую нефть с 2024 года перевели на НДД