К проекту НПЗ приступали с чистого листа
ТАНЕКО планировали на фоне непредсказуемых мировых рынков и налоговой политики в РФ, отсутствия компетенций.
(17 июня 2025 12:13 , ИА "Девон" ) Анвар МАЛИКОВ.Информагентство «Девон» продолжает публиковать страницы истории нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» в Нижнекамске (см. начало – «Как зарождалась нефтепереработка Татарстана»).
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ.
Итак, 9 июня 2005 года в Казанском Кремле состоялось событие, которое можно считать отправной точкой для отсчета истории ТАНЕКО. Под председательством Президента Республики Татарстан Минтимера ШАЙМИЕВА состоялось заседание Совета безопасности Республики Татарстан с повесткой «О ходе реализации Программы развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2004-2008 годы».
Открывая заседание, Минтимер Шаймиев сказал:
- Мировые тенденции складываются так, что взятые ранее темпы уже не могут нас удовлетворить - нужен не просто рост, а ускоренный рост отрасли. Стабильная нефтедобыча в республике есть, на ее основе мы должны создать мощную квалифицированную нефтепереработку и укрепить нефтехимию. За последние 1,5-2 года по отдельным крупным объектам мы теряем время, хотя взяли неплохой старт в начале реализации программы. Мировой, да и российский рынок развиваются настолько стремительно, что не только занимать новые позиции, но и удержаться на уже занятых становится все труднее.
Мир давно практикует эффективное сотрудничество крупных компаний между собой и с государством для прорыва в какой-либо отрасли. Такой опыт есть и у Татарстана, отметил президент. Он упомянул крупномасштабные проекты «Татнефти», «Нижнекамскнефтехима», ТАИФа и других компаний заявил, что республика имеет возможность в предстоящие 4-5 лет создать такие мощности, которые позволят нефтегазохимическому комплексу (НГХК) развиваться и дальше, с учетом тенденций мирового рынка.
- Строительство в республике нового НПЗ нефтехимической направленности мощностью переработки нефти 7 миллионов тонн в год должно стать катализатором обеспечения сырьем нефтехимических и химических предприятий республики, развития новых производств, в том числе для малого и среднего бизнеса, создания дополнительных рабочих мест, а также для активизации научных сил республики, - говорил Минтимер Шарипович.
На заседании было принято решение о строительство НПЗ в Нижнекамске и вести его одновременно по трем производственным группам с поэтапной сдачей: завод первичной переработки нефти, комплекс глубокой переработки и нефтехимический завод. Весь комплекс предварительно оценивался примерно в 3 миллиарда долларов США. Было решено, что участников проекта определит тендер.
Впоследствии переменчивые конъюнктура мировых рынков, налоговая политика в России, перипетии ситуации с проектантами и производителями оборудования вынуждали неоднократно корректировать конфигурацию, сроки и стоимость проекта.
Но главное, было принято «политическое» решение о начале реализации масштабного проекта, каких еще на постсоветском пространстве не бывало.
КОНФИГУРАЦИЯ.
Менее чем через две недели, 20 июня, собрание акционеров ОАО «Татарстано-корейская нефтехимическая компания» (ТКНК) приняло к сведению изменения программы и подходов к развитию нефтегазохимического комплекса республики. Корейской компании LG International Corp., одному из учредителей ТКНК, было предложено принять участие в тендере на право участвовать в создании нового комплекса на равных с другими претендентами.
Снова избранный председателем Совета директоров ТКНК генеральный директор «Татнефти» Шафагат ТАХАУТДИНОВ на специально созванной 19 июля пресс-конференции сообщил журналистам, что "Татнефть" будет самостоятельно привлекать денежные средства на строительство нового нефтеперерабатывающего завода.
Тем не менее, одному Татарстану, признал он, этот проект будет не под силу, поэтому начат поиск стратегического инвестора, в том числе иностранного.
Конфигурацию завода планировалось ориентировать на получение товарного сырья для нефтехимии. Изначальным технологическим звеном комплекса была названа будущая установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-7.
Первым и главным юридическим актом для начала реализации проекта Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов (КНПиХЗ) стало решение совета директоров "Татнефти". 26 июля 2005 года он одобрил проект. Было решено создать хозяйственное общество, учредителями которого стали "Татнефть" и татарстанский госхолдинг "Связьинвестнефтехим".
Совет директоров одобрил также привлечение ОАО "Банк ЗЕНИТ" в качестве финансового консультанта для разработки схемы финансирования проекта. Генеральным проектировщиком был определен ведущий российский проектный институт ОАО "ВНИПИнефть", генподрядчиком - ОАО УК "Камаглавстрой". В качестве консультанта по управлению проектом привлекли всемирно известную компанию Foster Wheeler.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТРОЙКА.
Под строительство был взят участок площадью 245 га в районе Нижнекамской ТЭЦ-2, отведенный ранее под прежний проект комплекса глубокой переработки нефти Нижнекамского НПЗ (ныне ТАИФ-НК). Практически сразу же начались работы с целью подготовить базу для строительства к зиме.
15 сентября 2005 года Кабинет министров Татарстана принял постановление № 453 «О строительстве в г. Нижнекамске комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов». Документом был утвержден Республиканский штаб строительства Комплекса во главе с вице-премьером РТ, министром транспорта и дорожного хозяйства Владимиром ШВЕЦОВЫМ. Банку «Зенит» поручалось совместно с «Татнефтью» и «Связьинвестнефтехимом» разработать схему финансирования строительства.
Сразу предусмотрели решение жилищного вопроса, без чего невозможно было привлечь огромное число людей на стройку, а затем и для работы на новых производствах. Государственному жилищному фонду при президенте РТ было предписано обеспечить ввод в 2005-2006 годах в Нижнекамске жилых домов общей площадью 30 тысяч квадратных метров для специалистов строящегося Комплекса в пределах общих отчислений «Татнефти» в этот Фонд. Это делалось в рамках республиканского закона «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», принятого 27 декабря 2004 года.
На Министерство экономики и промышленности РТ было возложено привлечение республиканских предприятий к поставкам оборудования, узлов, металлоконструкций и другой продукции для строительства Комплекса.
Контроль за исполнением постановления премьер-министр РТ Рустам МИННИХАНОВ оставил за собой. Все последующие годы Рустам Нургалиевич, и будучи уже президентом республики, лично патронировал реализацию проекта на всех его этапах, мобилизуя все административные, интеллектуальные и промышленные ресурсы Татарстана, «разруливая» сложные вопросы с федеральными структурами и международными партнерами. Формально не являясь председателем Республиканского штаба стройки, он многие его заседания проводил лично и с ходу принимал решения по то и дело возникавшим многочисленным проблемам.
Еще одной мерой государственной поддержки проекта стало предоставление Татарстаном льгот по налогам на имущество и прибыль.
Так создание Комплекса превратилось в республиканскую стройку.
НА ПОРОГЕ ЭПОПЕИ.
Для реализации проекта нужен был оператор-заказчик. 30 сентября 2005 года Совет директоров "Татнефти" одобрил участие компании в учреждении ЗАО "Нижнекамский НПЗ" (ННПЗ) с долей 40% акций. «Связьинвестнефтехим» получил 9%, компании «Фурман Холдингс Лимитед» и «Хавлейн Интерпрайзез Лимитед» в совокупности - 51% акций. Две последние были созданы «Татнефтью» для упрощения схемы привлечения инвестиций на строительство Комплекса. Эти акции были зарезервирована за потенциальными инвесторами.
ЗАО «ННПЗ» было зарегистрировано 12 октября налоговой инспекцией Нижнекамска. Созданное же ранее с участием «Нижнекамскнефтехима», ТАИФа и ряда других компаний и выполнившее свою задачу ОАО «Нижнекамский НПЗ» превратилось в номинальную структуру. Его персонал перешел в одноименное ЗАО. Весь имущественный комплекс Нижнекамского НПЗ (ныне ТАИФ-НК) был передан «Татнефтью» и «Нижнекамскнефтехимом» ТАИФу.
27 октября Совет директоров «Татнефти» заслушал информацию о ходе стройки. К этому дню здесь было выполнено более половины запланированных работ по подготовке территории под строительство. Шла работа с проектными организациями, согласовывались технические условия на поставку сырья, энергоресурсов, воды и др.
Предстояло провести еще множество различных правовых, финансовых, организационных процедур. Они включали в себя выбор многочисленных партнеров – проектантов, лицензиаров технологий, кредитные организации, поставщиков материалов и оборудования, подрядчиков по строительным, строительно-монтажным, транспортным работам. Для этого была проведена череда тендеров по выбору наиболее надежных из них.
За право стать партнером по созданию Комплекса боролись известные международные корпорации и крупные отечественные предприятия. Одними из первых заявки подали корейская GS, американская ABB Lummus Global Inc, китайская CNPC, ExxonMobil… Одновременно шли экспертизы, согласование многотомной документации со многими государственными структурами, монопольными поставщиками ресурсов.
К концу 2005 года вопрос привлечения финансовых ресурсов «Татнефтью» совместно с банком «Зенит» был принципиально решен. Здесь сыграли свою роль бренд и репутация «Татнефти» как надежного и пунктуального заемщика. Стоимость всего проекта уже оценивалась в 3.2 миллиарда долларов. Достаточно сказать, что эта сумма в восемь раз превышает размер средств, вложенных в строительство базового комплекса, перешедшего в ЗАО "ТАИФ-НК".
"Татнефть" большую часть средств на строительство была в состоянии инвестировать из собственных ресурсов. Компания перешла в режим накопления с балансовой прибылью за 2005 год в 49 миллиардов рублей и имела серьезные ресурсы, которые были надежно вложены. Задолженность сократилась до 200 миллионов долларов.
В связи с тем, что была поставлена задача построить комплекс по лучшим мировым стандартам, возникла необходимость прибегнуть к лучшему зарубежному опыту. Консультантами были привлечены: компания Foster Wheeler (FW) - по управлению проектом, банк BNP Paribas - по привлечению международного финансирования, Allen & Overy Legal Serices – по юридическим вопросам.
Надо еще учесть, что в то время в России не было необходимых компетенций. В мире глобальная экономика базировалась на транснациональных связях и международной кооперации. Одновременно на постсоветском пространстве шел процесс дезинтеграции. Разрушались связи между предприятиями, научными, проектными организациями бывших союзных республик. Эта проблема серьезно давала о себе знать в ходе реализации нижнекамского проекта.
Татарстан и «Татнефть» были еще только на пороге сложнейшей эпопеи...
Продолжение следует.
ИА «Девон» в 2015 году: ИНЖИНИРИНГ БЕЗ ИНОСТРАНЦЕВ. Опыт создания ТАНЕКО показал: роль российских инжиниринговых компаний может быть существенно увеличена.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: ТАНЕКО, Татнефть НПЗ, история, Рустам Минниханов, строительство

