«Кухня» хлорированной нефти
На российские НПЗ «грязная» нефть не попала - вице-президент «Транснефти».
(
15 июля 2019 08:00 , ИА "Девон" )
Хлорированнная российская нефть не нанесла ущерба российским НПЗ благодаря тому, что аварию вовремя обнаружили. Несмотря на это, нужно ужесточать контроль в этой сфере.
Об этом - в интервью изданию «Трубопроводный траснпорт нефти» заместителя вице-президента – директора департамента учета и планирования грузопотоков ПАО «Транснефть» Игоря Кацала. ИА Девон приводит данный материал с сокращениями.
– Как получилось, что было загрязнено 3 млн т нефти?
- В результате действий организованного преступного сообщества через приемо-сдаточный пункт (ПСП), который подключен к линейной производственно-диспетческой станции (ЛПДС) Лопатино, в систему был сдан химический продукт с концентрацией хлорорганических соединений, превышающей нормативы в сотни раз.
- Для сравнения – норма российского ГОСТа допускает содержание до 10 ppm хлорорганики, а фактически потребители получают нефть с концентрацией органических хлоридов гораздо меньше – около 1 ppm. По расчетам специалистов, чтобы испортить от 3 до 6 млн т нефти, было достаточно всего 200–300 т. хлоросодержащего вещества. При этом вброс осуществлялся незначительными партиями неоднократно.
- По трубопроводной системе «Дружба» транспортируется более 100 млн т нефти в год, или около 300 тыс. т в сутки. Большая концентрация хлора в небольшом объеме некондиционной партии нефти, суперрастворимость в нефтяной смеси и большая производительность перекачки привели к таким серьезным последствиям. С водой при нормальной температуре соединения углерода и хлора не вступают.
– Почему хлор не обнаружили химико-аналитические лаборатории «Транснефти»?
– Проверка на содержание хлорорганических соединений проводится в соответствии с ГОСТ Р 51858 раз в десять дней. Вбросы были сделаны именно в межконтрольный интервал. Такая же система контроля установлена в зарубежных нефтетранспортных компаниях, поэтому они также не обнаружили хлорорганические соединения в нефти. На направлении от Самары до Унечи практически нет промежуточных химико-аналитических лабораторий НПЗ, и поток идет на протяжении более полутора тысяч километров до самой границы с Белоруссией.
– Говорят, что лаборанты должны были почувствовать запах хлора.
– При приеме ≪загрязненной партии≫ нефти на ПСП, вероятно, должны были почувствовать, а при транспортировке магистральным нефтепроводом произошло смешение с чистой нефтью. Концентрация хлорорганики составляла от 50 до 250 ppm, при этом специфического запаха не проявляется. Нефть пахнет, как обычно, сернистыми и азотистыми кислородосодержащими соединениями.
– Как удалось установить, что вброс химикатов произошел на ПСП ЛПДС «Лопатино»?
– Как только поступили сигналы от представителей Мозырского НПЗ, мы экстренно провели оперативные мероприятия по выявлению причин и экспресс-анализы на всех приемо-сдаточных пунктах грузопотоков, которые подключены к «Дружбе». Они показали, что нефть загрязнена от ЛПДС «Лопатино» до ЛПДС «Унеча». Был оперативно переведен контроль хлорорганических соединений на суточный режим.
- В течение двух дней было определено, где произошел вброс химии. Через «Лопатино» проходят три потока: из Татарстана, из Западной Сибири и добываемая в регионе самарская нефть. В результате установлено, что проблема в местной нефти. Уже 24 апреля была остановлена перекачка в направлении Польши, на следующий день – в Венгрию и Словакию.
– Для чего хлор используется при добыче?
– Нефтяные компании применяют хлорорганические соединения для интенсификации добычи: эти соединения являются хорошими растворителями и восстанавливают нефтеотдачу. Хлорорганика используется для промывки скважин от парафина. Есть и другие растворители, но, вероятно, эти – самые дешевые. Как только был снят запрет на их применение в 2012 году, тут же появились желающие использовать хлорорганику.
– Почему хлорорганика была запрещена в России?
– В начале 1990-х и в 2000-х годах в системе «Транснефти» были случаи заражения нефти хлорорганикой. Тогда из-за образования хлористого водорода во время гидрирования на российских НПЗ возросла статистика выхода оборудования из строя. Потом обнаружилось повышенное содержание хлорорганики в прямогонном бензине, который шел на экспорт. В 2001 году Минтопэнерго запретило применять хлорорганические реагенты при добычи нефти. В 2012 году запрет отменили.
Заместитель вице-президента Транснефти: «
Необходимо запретить хлорорганику при добыче", — прим. ИА Девон.
– Пострадали ли сейчас российские НПЗ?
– В данном случае на российские НПЗ нефть с повышенным содержанием хлорорганики не попала. Все заявления по этому поводу, звучавшие в медиапространстве, свидетельствуют либо лишь о желании нанести побольше имиджевый ущерб ≪Транснефти≫, либо о невысокой компетенции так называемых экспертов.
Следствие
признало Куйбышевский НПЗ Роснефти пострадавшим от нефти с примесями хлорорганики. В Транснефти с этим не согласны – прим. ИА Девон.
- На НПЗ «Нафтан» в Новополоцке поставка нефти через ЛПДС «Унеча» была остановлена и налажен поток нефти из нефтепровода Сургут – Полоцк. Этот белорусский завод снабжается сырьем из двух нефтепроводов.
- Чтобы минимизировать потери от остановки "Дружбы" и оперативно исправить качественный состав нефти, был увеличен объем поставки чистой нефти из Западной Сибири по нефтепроводу Лазарево – Клин, который перешел на максимальный режим перекачки. Кроме того, были перераспределены ресурсы с трубы на порты. Увеличился экспорт через порты Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. На немецкие НПЗ российская нефть начала поступать через польский Гданьск.
- Для сравнения – в марте этот польский порт принял 850 тыс. т нефти, в мае – больше 2 млн т (в том числе 65% нефти из России). Те соединения, с которыми мы столкнулись в некондиционной нефти, вреда трубопроводной системе не нанесут. Его агрессивные свойства проявляются при температуре свыше 75–80 С. Так как режимы транспортировки нефти и нефтепродуктов в трубопроводной системе не предусматривают таких высоких температур, то вреда оборудованию не наносится.
- В части ужесточения контроля за работой сторонних ПСП есть проблемы. Они не входят в систему «Транснефти» и не спешат оперативно менять годами налаженный стиль работы. Сейчас мы получаем предупреждения от отдельных, в том числе крупных, нефтяных компаний о том, что они не в состоянии обеспечить ежесуточный контроль за хлорорганикой.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транснефть, нефтепровод "Дружба", Белоруссия, Качество, безопасность, Транспорт