Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Раздельный нефтесервис или строительство скважин под ключ?

Как нефтяные компании снижают издержки, нанимая подрядчиков.

(8 декабря 2017 07:07 , ИА "Девон" )

Скорость и эффективность строительства нефтяных скважин все сильнее влияет на рентабельность разработки новых запасов. Об этом пишет Александр Алексеев в статье, опубликованной в журнале «Сибирская нефть».

 

Можно выделить четыре основных вида нефтесервиса. При бурении подрядчик предоставляет буровой станок и буровую бригаду. В телеметрическое сопровождение бурения наклонно-направленных и горизонтальных скважин входят оборудование и услуги по контролю траектории ствола. Цементирование - это приготовление и закачка тампонажных растворов, а также других жидкостей, необходимых для качественного цементирования колонны. Четвертый вид сервиса - подбор наиболее подходящего состава буровых растворов, промывочных жидкостей, контроль их производства и применения. Для геолого-технологических исследований и обслуживанию ряда оборудования могут привлекаться отдельные подрядчики.

Один подрядчик может оказывать и несколько связанных услуг. Например, «Газпром нефть» размещает заказы на долотный сервис, сопровождение наклонно-направленного и горизонтального бурения, а также на винтовые забойные двигатели в рамках одного тендера.

 

При строительстве скважин «под ключ» работы ведет генеральный подрядчик. Он отвечает за строительство скважины в соответствии с заданием заказчика. Генподрядчик пользуется определенной свободой, привлекает субподрядчиков и оплачивает их работу. Заказчику остается лишь платить и контролировать то, как выполняются основные параметры договора и требования безопасности. При этом многие детали остаются скрытыми от его глаз.

При раздельном сервисе заказчик сам заключает договор с каждой компанией в отдельности. Такой подход обеспечивает бо́льшую прозрачность работы подрядчиков, однако требует от заказчика более серьезных компетенций и активного участия в процессе, правильной организации работы подрядчиков.

 

Раздельный сервис предполагает работу по суточной ставке. Буровой подрядчик получает фиксированную оплату за сутки, если не происходит авария или иная задержка по его вине. Она может проводиться за метры проходки при сопровождении наклонно-направленного бурения или за израсходованный материал (буровые растворы).

Есть и  более близкий к строительству «под ключ» вариант — раздельный сервис с фиксированной стоимостью скважины. В этом случае генподрядчик также отсутствует, однако оплата осуществляется за весь объем работ. Заказчик больше вникает в процесс строительства, принимает на себя ответственность и риски, однако имеет меньше возможностей для влияния на подрядчиков.

 

Крупные нефтяные компании уже давно отдают предпочтение раздельному сервису по суточной ставке. Мелкие отечественные компании по-прежнему предпочитают строительство скважин «под ключ», так как не обладают достаточными компетенциями, квалифицированными кадрами и финансовой устойчивостью.

Главный стимул для перехода на раздельный сервис — возможности для повышения скорости и эффективности работы, которые он дает. Сокращение продолжительности операций позволяет не только сэкономить на строительстве, но и ускорить ввод скважины — а значит, приблизить добычу и реализацию нефти.

 

Работая «под ключ», генподрядчик не слишком заинтересован в привлечении новых технологий, ведь их стоимость выше, а цена за скважину у него фиксированная. Он заинтересован в том, чтобы строить больше скважин за то же время, однако это означает необходимость брать на себя существенные риски, делать вложения, которые могут и не окупиться. Выполняя работу строго в рамках контракта, он уверен в результате и своем вознаграждении.

 

При раздельном сервисе по суточной ставке эти риски берет на себя заказчик. Каждый из подрядчиков, в идеале, выполняет свою работу максимально эффективно. Такая работа требует от заказчика более скрупулезной подготовки технических заданий для подрядчиков. Она предполагает более тесное взаимодействие при разработке программ и оптимизации работы.

 

Повышаются требования и к супервайзерам. В их задачах уже не просто надзор и контроль, а управление строительством скважины, — говорит начальник управления по бурению и внутрискважинным работам «Газпром нефти» Георгий Садецкий.

 

Подход «под ключ» по-прежнему актуален для бурения разведочных скважин. Их строительство сложнее контролировать, так как часто оно ведется полностью автономно. На новых участках часто отсутствуют инженерная инфраструктура, постоянные дороги. Потребность в ускорении работ здесь не столь велика.

Работа «под ключ» может быть эффективна, когда в хорошо известных геологических условиях требуется бурить многочисленные однотипные скважины, технология строительства которых уже отработана в течение многих лет.

 

Чем сложнее скважины, тем эффективнее внедрение раздельного сервиса. Этот подход стимулирует всех. Заказчик ищет возможности снизить стоимость и время строительства скважины за счет организации работ и привлечения новых технологий. А подрядчики избавляются от внешних рисков и получают возможность сосредоточиться на собственной эффективности.

 

Системное внедрение нового подхода в «дочках» Газпром нефти началось в 2013 году. Сегодня этот подход внедрен на всех активах, кроме компании «Газпромнефть-Хантос», где строились преимущественно наклонные скважины. Однако при переходе на горизонтальные скважины стало понятно, что такой подход не работает: бурить можно значительно быстрее. Сейчас здесь бурят около 70% горизонтальных скважин, а в следующем году их доля достигнет 90%. 12 буровых на активе уже переведены на работу по суточной ставке. А к концу года планируется перевести на этот режим работы строительство всех горизонтальных скважин.

 

В среднем время строительства горизонтальных скважин по всем подразделениям «Газпром нефти» с 2011 года сократилось с 13 до 8,5 суток на 1000 м проходки. Точно определить в этом показателе долю эффекта от внедрения раздельного сервиса сложно. Однако именно этот подход создает наиболее благоприятные условия для реализации «Технического предела» — проекта по непрерывному улучшению процесса строительства скважин и распространению лучших практик в бурении.

Раздельный сервис позволил создавать оптимизированные дизайны скважин для разных активов и геологических условий. Такие дизайны скважин уже реализованы на Царичанском месторождении «Газпромнефть-Оренбурга» и в «Мегионнефтегазе». В первом случае стоимость строительства скважин снизилась на 19%.

 

Раздельный сервис в «Газпромнефть-Оренбурге» полностью внедрен в 2014 году, говорит заместитель генерального директора по строительству скважин оренбургской компании Владимир Наговицын. За последние три года это позволило в зависимости от месторождений и типа скважин в 1,5–2 раза сократить цикл их строительства. Стоимость бурения снижена на 30–40%. Повысилось и качество передаваемых в эксплуатацию скважин. Компания внедрила более 40 новых техник и технологий, среди которых пеноцементирование эксплуатационных колонн в условиях катастрофических поглощений, применение долот с уникальными резцами, бурение на углеводородном растворе с использованием базового масла отечественного производства.

Сроки строительства скважин на Мессояхе и Ново-Портовском месторождении удалось сократить в два раза в результате использования высокотехнологичного скважинного оборудования и роторных управляемых систем. В итоге на Мессояхе при более дорогих станках и сервисах скважины по стоимости сопоставимы со скважинами на более простых месторождениях.



Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: бурение, скважины горизонтальные , Газпром нефть, Газпромнефть-Оренбург, скважины

 

к следующей новости раздела

11 декабря 2017

Ижнефтемаш изготовил двухъемкостную смесительную установку на базе КамАЗа

к предыдущей новости раздела

6 декабря 2017

В Татнефти на 30% сократят время спуска обсадных колонн

к следующей новости главной ленты

8 декабря 2017

РИТЭК одобрил два проекта КФУ по сланцевой и битумной нефти

к предыдущей новости главной ленты

7 декабря 2017

Качество моторного топлива - на контроле