Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Понижая, повышай: Как российские нефтяники подготовились к выполнению условий ОПЕК+

Почему перед обговоренным сокращением в России у ряда компаний наблюдался взрывной рост нефтедобычи и нефтепереработки.

(7 мая 2020 15:25 , ИА "Девон" )

Россия выполнит свою часть сделки ОПЕК+ максимально быстро, в полном объёме и в кратчайшие сроки. Об этом сообщил в интервью замминистра энергетики РФ Павел Сорокин. Статистические данные показывают, что в течение апреля российские компании активно готовились к вступлению соглашения в силу. Впрочем, решали они при этом не только и не столько государственные, сколько частные задачи. Об этом говорится в статье, подготовленной Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК ) специально для ИА Девон.

БУДЬ ГОТОВ – УЖЕ ГОТОВ!

Россия рассчитывает выйти на максимальный уровень сокращения нефтедобычи в кратчайший срок, поскольку не заинтересована в новом коллапсе рынка, сказал в интервью Росконгрессу замминистра энергетики РФ Павел Сорокин. «Сокращать нефтедобычу надо быстро, чтобы мы смогли закрыть провал между спросом и предложением», – добавил чиновник (цитата по Reuters).
По словам Сорокина, Россия уже в течение первых дней мая приблизилась к определённому условиями сделки уровню в 8,5 млн баррелей нефти в сутки. Статистические данные о суточной добыче будут регулярно публиковаться, «чтобы рынок это [выполнение сделки] мог отследить».

В интервью замминистра проскочила одна важная деталь. «Квоты сокращения распределяются между компаниями равномерно в соответствии с долей компании в добыче», – сообщил Павел Сорокин. Таким образом, поставлена точка в дискуссии о том, в какой пропорции выпадающие баррели должны распределяться между российскими нефтедобывающими компаниями. В середине апреля появились сообщения, что ряд из них настаивает на отказе от пропорционального принципа, апеллируя к необходимости освоения новых добычных проектов.

Опубликованные на днях данные Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК показывают разнонаправленную динамику изменения добычи нефти российскими компаниями в апреле. При общем приросте в 0,9% (с 11,22 до 11,35 млн баррелей в сутки) некоторые производители показали снижение. Так, «Роснефть» уменьшила добычу на 2,2%, «Татнефть» – на 17,6%. Последняя сразу объяснила это выполнением условий сделки ОПЕК+, госкомпания разъяснений не предоставила. Одновременно «ЛУКОЙЛ» увеличил производство на 2%, «Сургутнефтегаз» – на 6,6%, а «Газпром нефть» – на 10%.

Происходящее похоже на попытку некоторых игроков увеличить свою рыночную долю перед общим снижением добычи. Это напоминает поведение стран ОПЕК. Традиционно перед очередной встречей в Вене (там находится штаб-квартира организации), где ожидалось принятие решения об уменьшении квот, в странах-участниках картеля происходил взрывной рост производства сырья. В итоге оказывалось, что оговоренное снижение на 1 млн баррелей в сутки происходило на фоне ранее достигнутого увеличения на 2 млн и новый уровень производства оказывался выше предыдущего.

«ЗАКРЫВАТЬ БУДУТ ЦЕЛЫМИ МЕСТОРОЖДЕНИЯМИ»

Ставки достаточно высоки, чтобы компаниям имело смысл попытаться снизить свою долю в общем объёме снижения добычи. Газовый конденсат, традиционно учитываемый в российской статистике в общей графе с нефтью, квотами ОПЕК не учитывается, поэтому сообщённую ЦДУ ТЭК цифру апрельской добычи (11,35 млн баррелей в сутки) нужно уменьшить примерно на 8% – такова, по словам министра энергетики Александра Новака, доля конденсата. Таким образом, для достижения целевого уровня 8,5 млн баррелей, требуется снизить суточную добычу на 1,86 млн баррелей. При среднероссийском дебете 65 баррелей в сутки на одну скважину речь может идти о закрытии примерно 28 тыс. скважин. Очевидно, что компании были бы рады любой возможности снизить свою долю в общих расходах на консервацию и расконсервацию.

По мнению профессора НИУ нефти и газа им. И.М. Губкина Михаила Силина, при таких объёмах речь скорее всего пойдёт о закрытии не отдельных скважин, а целых месторождений. «Такое решение приведет к остановке огромного числа оборудования, систем подготовки нефти, транспортной системы», – сказал он, выступая на вебинаре Российского газового общества «Хранение нефти и газа. Стратегия и бизнес», который прошёл 5 мая.

Такой сложный технологический объект, как месторождение, по словам Силина, «не токарный станок, который можно выключить кнопкой и пойти отдохнуть». Его недостаточно просто грамотно вывести из эксплуатации – потом потребуется целая система мер, чтобы возобновить работу. Требуемые для этого технологии интенсификации добычи «довольно сложные, а применять их нужно будет на большом количестве скважин», напомнил эксперт.

Первыми под сокращение расходов всегда попадают сервисные компании, в том числе занимающиеся повышением нефтеотдачи скважин. Уже сейчас в этом секторе фиксируется 20-процентный спад. Не факт, что все его участники доживут до момента, когда их услуги снова будут востребованы. Это может привести к дефициту на нефтесервисном рынке и замедлению процесса реанимации скважин: ещё один веский довод в пользу того, чтобы сейчас стараться уменьшить количество выводимых из эксплуатации добывающих активов.

ПЕРЕРАБОТАЛИ ВПРОК

Кто хорошо сумел воспользоваться текущей ситуацией, так это нефтепереработчики. По данным ЦДУ ТЭК, в апреле общий объём переработки нефти вырос на 1,1% до 22 млн т. При этом сильно изменился ассортимент конечной продукции. Товарных бензинов было произведено на 21,2% меньше, чем в марте (2,5 млн т). Выпуск дизельного топлива вырос на 8,8% и достиг 6,54 млн тонн. Производство мазута снизилось на 7,7% и составило в прошлом месяце 3,2 млн тонн.

Таким образом, можно констатировать, что переработчики, во-первых, успешно справились с задачей создания резерва дизельного топлива для весенних полевых работ. Во-вторых, на фоне затоваривания нефтепродуктохранилищ накоплен запас прямогонного бензина, который при восстановлении спроса на топливо можно быстро и без больших затрат переработать в товарный. Ну, или продать на экспорт, если за рубежом восстановление начнётся раньше.

Накопленный заводами запас прочности, кстати, делает неактуальным самое частое объяснение подорожанию топлива в летний период: «Дефицит на рынке объясняется остановкой части перерабатывающих мощностей на плановые ремонты». При низком спросе и больших резервах такой аргумент вряд ли сработает.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: ОПЕК, нефть РФ, Цена на нефть

 

к следующей новости раздела

12 мая 2020

«Газпромнефть-Оренбург» довела утилизацию ПНГ до 98 процентов

к предыдущей новости раздела

7 мая 2020

Запасы "Татнефти" выросли по итогам 2019 года

к следующей новости главной ленты

8 мая 2020

«Татнефть» завершила консолидацию своего банковского бизнеса

к предыдущей новости главной ленты

7 мая 2020

Развитие топливных рынков в РФ в условиях кризиса обсудят в Москве