Архив новостей

Январь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Минфин – нефтяникам: Не до жиру

Последствием налоговых инициатив станет окончательное разрушение доверия инвесторов.

(18 сентября 2020 16:22 , ИА "Девон" ) Планы Минфина по отъему ряда налоговых льгот для «трудной» нефти явно говорят о смене парадигмы. Нефтянка больше не рассматривается как локомотив развития российской экономики. Теперь это - дойная корова, за счет которой будет формироваться бюджет выживания. Крест ставится и на планах развития самих нефтяных компаний – до лучших времен. О том, чем обернется очередная налоговая реформа – в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для Информагентства «Девон».

ОДИН ПРОТИВ ВСЕХ

После недолгих, но жарких обсуждений 16 сентября в правительстве одобрили предложенные Минфином поправки в Налоговый кодекс. Как заявил после заседания министр финансов Антон СИЛУАНОВ, их введение принесет в бюджет около 290 млрд рублей в год дополнительно. Речь идет об отмене большинства существующих льгот и изменении параметров налога на добавленный доход (НДД), на который будут принудительно переводиться бывшие льготники.

Следует отметить, что в ходе обсуждения оппонентами Минфина выступили практически все, кто можно. Глава Минэнерго Александр Новак заявлял, что удовлетворен результатами эксперимента по введению НДД. Руководитель Минприроды Дмитрий Кобылкин предупреждал, что введение поправок грозит ухудшением качества запасов (сейчас он обещает этого не допустить, но не говорит – как).

Крупнейшие нефтяные компании страны во главе с «Роснефтью» направили президенту письмо, в котором просили хотя бы на время прекратить налоговые эксперименты. Тем более само же правительство в своих официальных документах недавно отмечало, что за 23 года система налогообложения нефтяной отрасли менялась 11 раз (это 12-й) и никакое долгосрочное планирование в таких условиях немыслимо.

Несмотря на это, отступать, похоже, некуда. Доходы от НДД, исчисленного по новым формулам, уже заложены в проект бюджета на 2021-2023 гг. Общая сумма за три года оценивается в 992,5 млрд рублей, сообщает ПРАЙМ со ссылкой на пояснительную записку к проекту.

Так, ННД от добычи углеводородов в 2021 году прогнозируется в объеме 318,33 млрд рублей, в 2022 году — 330,04 млрд, в 2023 году — 344,08 млрд. Отмечается, что в связи с предлагаемой ведомством корректировкой в режим НДД в нефтяной отрасли Минфин намерен получить в 2021 году дополнительно около 99,9 миллиарда рублей по сравнению с запланированным ранее показателем. Кроме того, Минфин отмечает, что увеличение доходов бюджета ожидается за счет «модификации параметров НДД, а также актуализации параметров предоставления льгот нефтегазовому сектору».

УВЯЗШИЕ В НЕФТИ

Речь, в частности, идет об отмене большей части льгот для выработанных месторождений и запасов сверхвязкой нефти (СВН). Главными пострадавшими в данном случае являются «ЛУКОЙЛ», «Татнефть» и, с оговоркой, «Роснефть». Компания Вагита Алекперова располагает большим фондом месторождений с высокой степенью выработанности, находящихся в стадии убывающей добычи. Например, в ключевом для «ЛУКОЙЛа» регионе, Западной Сибири, в 2018 году падение составило 4,5% и в планах компании было хотя бы замедлить темпы этого падения. Однако это требует большого объема буровых работ, рентабельность которых при отсутствии налогового стимулирования сомнительна.

Добывает «ЛУКОЙЛ» и сверхвязкую нефть – около 5 млн т в год. Однако для него отмена льгот на СВН не такая большая проблема, как для «Татнефти». Доля сверхвязкой нефти в добыче компании (3,3 млн т) составляет около 11%. По данным на конец августа 2020 года «Татнефть» намеревалась пробурить на Ашальчинском месторождении сверхвязкой нефти 146 скважин до конца года и поддерживать объем бурения на уровне 50 эксплуатационных скважина в год. Отмена льгот с большой вероятностью приведет к обнулению этих планов.

Единственная компания, которой, судя по всему, удалось отстоять свои интересы – «Роснефть». Сверхвязкой нефти она почти не добывает (1 млн т – ничто на фоне 230 млн т общей добычи). Вдобавок ей уже обещаны льготы на освоение Приобского месторождения (46 млрд рублей в год) и проект «Восток Ойл» (еще 60 млрд).

В ответ компания выпустила пресс-релиз, где фактически дезавуировала свою подпись под упоминавшимся письмом президенту. «В условиях серьезного сокращения поступлений в бюджет Российской Федерации и необходимости исполнения обязательств государства в социальной сфере действия Правительства РФ и Минфина России по поиску дополнительных источников бюджетных доходов являются логичными и заслуживающими поддержки», - говорится в сообщении.

ПЕРИОД ДЕШЕВОЙ НЕФТИ

Минфин уверен, что дополнительная налоговая нагрузка не станет для компаний критической. Вероятно, так и будет. В начале августа, когда ИРТТЭК проводил опрос о том, чем грозят инициативы Минфина по изменению параметров НДД, один из экспертов иронически отметил: «Нужно понимать, что нефтяники всегда платят достаточно много налогов и при этом все равно остается в плюсе. Притворяться, что нефтяники бедные – неверно».

Проблема, к сожалению, не в этом. Эксперимент с введением НДД запускался для поощрения компаний к повышению эффективности старых месторождений и стимулирования освоения трудноизвлекаемых запасов. Его сворачивание показывает, что эта задача больше неактуальна. Ближайшие годы объявлены периодом дешевой нефти (Минфин внес в проект бюджета уровень $43-44 за баррель Urals) и низкого спроса. В таких условиях не до поощрения развития – собрать бы необходимое.

Еще одно негативное последствие налоговых инициатив Минфина – окончательное разрушение доверия инвесторов. Об этом в ходе уже упоминавшегося опроса говорил инвестиционный стратег «Универ Капитала» Дмитрий Александров: «Такой резкий пересмотр долгосрочной программы регулирования отрасли, причем крупнейшей отрасли, дает всем остальным ясный сигнал - с вами может случиться то же самое. Но если у нефтянки еще есть какие-то шансы отстоять свои интересы, то у более мелких индустрий такого шанса нет».

Как выяснилось в результате, у нефтянки шанса тоже не было. В одной из колонок на Bloomberg недавно довелось прочитать, мол, раньше нефтяники продавали рост запасов. Теперь это никому неинтересно, и они вынуждены продавать образ будущего. У ВР, например, это будущее без парниковых газов. Нашим нефтяникам оказалось нечего продать. Теперь им придется платить.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Налог на добычу полезных ископаемых, СВН, Кризис, Лукойл, Роснефть добыча, Татнефть добыча, Минфин, Минприроды, НДД, деньги

 

к следующей новости раздела

23 сентября 2020

Удмуртнефть продолжит бурить новые скважины на севере Удмуртии

к предыдущей новости раздела

18 сентября 2020

Башкортостан хочет перегнать Татарстан по малым нефтяным компаниям и глубокой переработке ими нефти

к следующей новости главной ленты

21 сентября 2020

В Татарстане снижают затраты при бурении скважин малого диаметра

к предыдущей новости главной ленты

18 сентября 2020

В Москве представили технологии для «интеллектуального месторождения»