Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Кто стоял у истоков научной и инженерной школы «Татнефти»

Василий Еронин сыграл заметную роль в освоении Ромашкинского месторождения.

(22 сентября 2023 19:00 , ИА "Девон" )
В этом году Татарстан отмечает 80-летие промышленной нефтедобычи в республике и 75-летие открытия Ромашкинского супергигантского месторождения. Освоение недр республики было бы невозможно без прикладной научно-исследовательской деятельности. Для этого 67 лет назад был основан Татарский нефтяной научно-исследовательский институт (ТатНИИ). Его возглавил первый главный инженер «Татнефти» Василий ЕРОНИН. Он оставил заметный след в нефтяной истории республики. Об этом пишут «Нефтяные вести» (Илья САМОЙЛОВ).

КОНГЛОМЕРАТ ТАЛАНТОВ.

Василий Алексеевич родился в 1907 году в Кронштадте. В 1931 году окончил Грозненский нефтяной институт, затем аспирантуру. Работал в «Грознефти» мастером по добыче нефти, затем руководителем группы по исследованию скважин и заведующим нефтяным промыслом. В начале войны он служил главным инженером треста «Октябрьнефть». Затем стал главным инженером объединения «Казахстаннефть» и руководил трестом «Ставропольнефть» в объединении «Куйбышевнефть».

Этапным стало его назначение в 1949 году на аналогичную должность в тресте «Татарнефть».
«В 1950 году «Татарнефть» был реорганизован в объединение «Татнефть», - вспоминал Василий Еронин. - Возглавил его Алексей Тихонович Шмарев, из туймазинских организаторов буровых работ. Меня назначили главным инженером объединения, а Михаила Мальцева — главным геологом».

Они занимались вопросами интенсивной доразведки нефтяных месторождений, особенно Ромашкинского. Также Еронин и Мальцев разрабатывали проекты структурных предприятий, разбуривания нефтяных площадей. В их ведении было строительство нефтепромыслов, городов и поселков нефтяников, материально-техническая база и множество вспомогательных предприятий.

Особое внимание уделялось созданию проекта разработки уникального Ромашкинского месторождения с его многомиллионными запасами и обширной территорией. Объединение в начале 1950-х годов состояло уже из трех нефтедобывающих трестов «Бавлынефть», «Бугульманефть», «Альметьевнефть». В них главными инженерами были соответственно А.И. Горюнов, К.И. Пономарев и Н.Д. Петрицын. Эти специалисты являлись Еронину опорой и были тесно взаимосвязаны.

«К нам из институтов пришла большая группа специалистов, - рассказывал главный инженер Татнефти. - Приехали командиры производства с опытом работы из Грозного, Уфы, Баку, Краснодара, Куйбышева и других регионов. Всего 1500 специалистов разной квалификации».

«В дальнейшем все они стали видными организаторами нефтяной отрасли, - продолжал он. - Это убедительно свидетельствует о том, какой талантливый конгломерат специалистов был сосредоточен в «Татнефти». Они внесли огромный вклад в развитие нефтяной промышленности Татарстана».

Каждый из главных инженеров оставил большой след в развитии и повышении эффективности работы служб и промыслов. Они создали и укрепили известную в стране инженерную школу «Татнефти». Среди них были также Валерий Грайфер, Борис Лобанов, Ришад Булгаков, Шафагат Тахаутдинов, Наиль Ибрагимов. Все это было заложено Ерониным.

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СОЗДАВАЛИ С НУЛЯ.

Именно ему доверили возглавить научно-исследовательский институт в Татарстане. Во властных кабинетах был большой спор, где учредить институт — в Казани или Бугульме? Нефтяники доказали республиканскому руководству, что нужно создавать НИИ только возле нефтепромыслов. Институт начался с маленького финского домика. Затем на старой базарной площади Бугульмы, где и сапоги не спасали от грязи, выделили место.

Был заложен главный корпус института. Сотрудники регулярно выходили на субботники, чтобы помочь строителям. В самом начале в институте было всего шесть человек, не считая директора: зав. лабораторией, бухгалтер, кассир, техничка, курьер и сторож.

Специалистов набирали из Грозного, Уфы, Москвы, Баку. Сроки подготовки были очень сжатыми. Институт рос буквально на пустом месте, не получив в наследство почти никаких фундаментальных построек. Все, что было построено и организовано с нуля, — это заслуга энергии и трудолюбия Василия Еронина и его сподвижников.

Близость института к нефтяным месторождениям позволяла его сотрудникам поддерживать постоянные контакты со специалистами объединения и промыслов. Это дало возможность ускорить исследовательские работы и обеспечивать тесное сотрудничество науки и производства.

Ученые ТатНИИ всему учились сразу на практике: и тонкостям применения того или иного открытия, и контролю за уже внедренными технологиями. Следовало предугадывать следующие шаги. Халтуры не могло быть в принципе, потому что Еронин был фанатом нефтяного дела.

Грандиозные масштабы добычи нефти в регионе того периода ставили перед объединением «Татнефть» и ТатНИИ огромное количество научных, технических и организационных задач, а значит, и проблем. И все это всегда широко обсуждалось учеными и производственниками.

Например, на рассмотрение генеральной схемы разработки Ромашкинского месторождения приезжали главные геологи и главные инженеры всех нефтепромысловых управлений, а также ведущие ученые института «ВНИИнефть». Научной школой для молодежи были диспуты, в которых участвовали Ф.А. Бегишев, М.М. Иванова, Р.Х. Муслимов, Р.Ш. Мингареев, П.С. Васильев, Э.Д. Мухарский и председатель ученого совета Еронин.

Наряду с организационной работой Еронин занимался и исследовательской деятельностью. Во многом благодаря ему было внедрено внутриконтурное заводнение. Теперь эта технология признана во всем мире — это визитная карточка нефтяников Татарстана. 

В 1964 году Василий Алексеевич стал начальником Управления по добыче нефти и нефтяного газа Комитета нефтедобывающей промышленности при Госплане СССР, а через год - руководителем отдела рудничной и термической разработки нефтяных месторождений при Министерстве нефтедобывающей промышленности СССР.
Василия Еронина не стало в 2004 году.

Справка ИА «Девон»:

Татарский нефтяной НИИ в начале своей истории объединил Татарскую комплексную экспедицию и Центральную научно-исследовательскую лабораторию (ЦНИЛ) производственного объединения "Татнефть".

В институте занимались геологией, разработкой технологий нефтегазодобычи, бурения. В НИИ также проводили экономические исследования. Позднее появились конструкторский отдел, отделы физики и гидродинамики пласта.

В бугульминском институте были разработаны и внедрены решения, повлиявшие на развитие всей отрасли.
В июле 1970 года "ТатНИИ" и "Татнефтепроект" (Казань) объединили в Научно-исследовательский и проектный институт нефтедобывающей промышленности (ТатНИПИнефть).

В 1975-1976 гг. по проектам бугульминских ученых были обустроены нефтяные месторождения в Ираке и Западной Сибири. Инженеры «Татнефти» также принимали участие в проектировании нефтяных объектов Удмуртии, Коми и Казахстана.

За свою историю «Ромашка» прошла несколько этапов – от бурного освоения в 1950-1970-е годы, спада и до стабилизации добычи после распада СССР. Сегодня основные горизонты месторождения разведаны. Но геологи продолжают находить локальные залежи. Геологические запасы нефти оцениваются в 5 млрд тонн, доказанные и извлекаемые запасы — в 3 миллиарда.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: ТатНИПИнефть, Татнефть, история, Татарстан нефтедобыча, Ромашкинское месторождение, кадры

 

к следующей новости раздела

25 сентября 2023

Русснефть сократила добычу и получила убыток

к предыдущей новости раздела

21 сентября 2023

Временный управляющий Дулисьмы вскрыл незаконный сбыт нефти

к следующей новости главной ленты

25 сентября 2023

Башнефть продаст «Башкирию»

к предыдущей новости главной ленты

22 сентября 2023

Порты Омана и Катара – богатое прошлое и перспективное настоящее