Архив новостей

Июнь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

В ГКЗ раскрыли проблемы с внедрением МУН

Об этом рассказал главный геолог Госкомиссии по запасам на конференции в Казани.

(30 мая 2024 19:46 , ИА "Девон" )
Внедрение новых методов добычи нефти в России сталкивается с рядом препятствий. О том, как исправить это, рассказал главный геолог Госкомиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) Андрей ДАВЫДОВ на конференции «Химические методы увеличения нефтеотдачи: Отраслевой вызов» (Казань, 29-31 мая). Информагентство «Девон» приводит основные моменты его выступления.

«Сегодня перед нефтяниками стоит задача увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН). Однако он снижается из года в год по промышленным категориям A и B1. Для этого есть объективные причины, в частности ввод в разработку трудноизвлекаемых запасов. Например, по месторождениям, введенным в эксплуатацию до 1991 года, проектный КИН равен 0,41. А по месторождениям, введенным после 1991 года проектный КИН составляет 0,295.»

«Понятно, что сложные коллектора. Но все же причина и в том, что мы не совсем удачно разрабатываем новые месторождения. Да, мы начали осваивать трудные регионы, пошли в Восточную Сибирь, на шельф…Мы научились вводить в разработку эти запасы путем бурения горизонтальных скважин, внедрения ГРП в различных модификациях, но пока не можем достигать высоких коэффициентов извлечения нефти. И без внедрения методов увеличения нефтеотдачи здесь не обойтись.» 

Далее докладчик остановился на ряде научных и технических вопросов, в том числе на гидродинамическом моделировании. Он отметил, что сегодняшние подходы к моделированию в основном направлены не на создание физически содержательных моделей, которые в дальнейшем позволят достаточно надежно прогнозировать процесс разработки, а на «адаптации» модели. Зачастую это делается не совсем, а иногда просто некорректными методами, что тоже тормозит реальную оценку эффективности МУН, и, соответственно, их внедрение на месторождениях. 

«За последние 30 лет основным источником прироста запасов в мире является не ввод новых месторождений, а увеличение нефтеотдачи на уже освоенных объектах. Есть и экономические аспекты. Многие компании оценивают эффективность не от добычи, а исходя из снижения затрат, что тоже тормозит внедрение дорогостоящих МУН.»

Докладчик привел историю и оценки добычи нефти за счет внедрения МУН. В СССР был создан МНТК «Нефтеотдача», создан механизм стимулирования научно-внедренческих работ, за счет чего добыча нефти за счет применения МУН увеличилась с 300 тыс. тонн до 11 млн тонн к 1991 году. Благодаря госпрограмме стали применять тепловые методы в Казахстане. Внедряли водогазовое воздействие на Самотлоре, полимерное заводнение в Удмуртии….
В дальнейшем этот механизм был упразднен и добыча нефти за счет МУН к началу 21 века опять снизилась до первоначальных значений. 

В ходе выступления из зала прозвучал вопрос, как избежать горького опыта Америки при чрезмерном стимулировании отрасли. Участники конференции напомнили о «нефтяной» гонке двух сверхдержав в 1980-х годах. Тогда власти начали стимулировать производство «черного золота» с помощью налоговых кредитов в Штатах. Однако многие предприятия начали внедрять МУН ради «галочки».»

«Обманщиков много, любое действие можно дискредитировать, - ответил главный геолог Госкомиссии по запасам. - Но в США 35-40 млн в год добывается за счет новых методов. Закончилась эффективность одного метода или проекта – вводят другие. Они держат уровень добычи. И мы так бы могли, но нужен контроль».

«После развала СССР стимулирование прекратилось, а в США осталось на том же уровне, - сделал вывод модератор сессии, гендиректор Межотраслевого экспертно-аналитического центра при Союзе нефтегазопромышленников РФ Анатолий ЗАМРИЙ. – Поэтому мы свалились по добыче за счет МУН».

«Сегодня за счет внедрения методов увеличения нефтеотдачи в стране добывается порядка 6 млн т нефти в основном за счет тепловых методов на месторождениях сверхвязких нефтей. Есть две компании, которые обеспечивают дополнительный уровень добычи в 6 млн тонн нефти - Татнефть и ЛУКОЙЛ. ЛУКОЙЛ – это пермокарбоновая залежь Усинского месторождения и Ярега (единственное в РФ нефтешахтное месторождение – прим. ИА «Девон»). В Татарстане тоже в основном высоковязкие нефти».

«Одна из основных проблем, тормозящих внедрение МУН - отсутствие льготирования дополнительной добычи нефти, так как внедрение МУН - это достаточно дорого и нерентабельно в действующей налоговой системе. Значит нужны льготы. Соответственно, надо каким-то образом администрировать этот процесс. На наш взгляд Минфин пока не знает, каким образом это сделать.» 

«Нельзя сказать, что государство не обеспокоено этими проблемами. Так, в 2018 году состоялось совещание правительства РФ с участием всех участников отрасли. Было поручено стимулировать третичные методы нефтеотдачи. Были и другие мероприятия с участием Минэнерго, соответствующих комитетов Совета Федераций. Были даны поручения, но ничего не происходит».

«На наш взгляд, надо начинать с внесения в закон «О недрах» и в Налоговый кодекс понятие методов увеличения нефтеотдачи. Это поможет не только пользователям недр, но и государству участвовать в финансировании новых разработок. Почти во всех нефтедобывающих странах в налоговых кодексах внесено это определение, что позволяет стимулировать развитие и внедрение МУН. И драйвером этого, на наш взгляд, должен стать бизнес, то есть пользователи недр. Это позволит развивать и производство новых реагентов, и нового оборудования и т.д.». Пока этого нет». 

«В ГКЗ и Центральной комиссии по разработке месторождений (Роснедра) разработали такой подход. Если пользователи недр хотят внедрять новый дорогой и сложный метод, то его можно включить в качестве дополнительного варианта разработки в проектную документацию. Предприятия могут доказать, что это увеличит добычу нефти. В таком случае найдется экономический способ обосновать условия, когда будет выгодно государству и пользователю недр».

«Сегодня мы увидели, что Татнефть и ЛУКОЙЛ работают с ХМУН и имеют результат, - добавил Замрий. - А другие компании не вытаскивают на поверхность этот потенциал».

Справка «Информ-Девон»:
Конференция проводится в рамках развития Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты» на базе Казанского федерального университета. Организатором мероприятия является Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ. Форум проходит при поддержке компаний «Газпром нефть» и «Татнефть».


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: ГКЗ, запасы, трудная нефть, МУН, ПНП, Казанский федеральный университет, Налог

 

к следующей новости раздела

3 июня 2024

Нефтяникам предложили выработать определение ХМУН

к предыдущей новости раздела

22 мая 2024

Выручка резидентов ОЭЗ «Алга» в Башкирии в 5 раз превысила план

к следующей новости главной ленты

30 мая 2024

Эффективные стратегии для адаптации к неожиданностям

к предыдущей новости главной ленты

30 мая 2024

ЛУКОЙЛ в Коми намерен брать на генерацию неочищенный ПНГ